Методическая разработка для преподавателей
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ – филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра терапии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Практического занятия № 31 у студентов
3 курса лечебного факультета
ТЕМА: Семиотика и синдромология при заболеваниях крови. Основные гематологические синдромы: анемический синдром, геморрагический синдром. Анемии, геморрагические диатезы.
ЦЕЛЬ: научиться методике проведения расспроса гематологического больного (выявление жалоб, сбор анамнеза), пальпации лимфоузлов (определение размера, консистенции, болезненности, спаянности с кожей и окружающими тканями), пальпации и перкуссии селезенки, научиться выявлять анемический и геморрагический синдромы на основании данных объективного обследования больного: опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, на основании лабораторных данных (анализ периферической крови, исследование тромбоцитов, свертывающей системы).
ЗАДАЧИ:
1. Изучить методику проведения расспроса гематологического больного (выявление жалоб, сбор анамнеза).
2. Изучить особенности общего осмотра гематологических больных.
3. Рассмотреть основные клинические и лабораторные синдромы при анемиях.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
I. До изучения темы (базисные знания):
1.Нормальная схема кроветворения. Регуляция гемопоэза. Эритроциты и тромбоциты (их образование, функции).
2.Свертывающая система крови. Принципы ее нарушения. Анемии (определение, патогенетические варианты, картина крови при анемиях).
3. Геморрагические диатезы (перечислить, объяснить патогенез).
II. После изучения темы:
1. Знать особенности сбора жалоб и анамнеза у больных с анемией
2. Знать особенности общего осмотра больного с анемией.
3. Знать основные лабораторные и инструментальные исследования при анемиях.
4. Знать основные клинические и лабораторные синдромы при анемиях.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Уметь провести обследование больного с заболеваниями крови.
2. Уметь на основании сбора жалоб, осмотра и дополнительных методов исследования больных выделить синдромы заболевания красной крови.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Перечислить жалобы, объяснить их особенности у больных с заболеваниями крови.
2.Особенности анамнеза гематологических больных.
3.Общий осмотр. Особенности при различных анемиях и при геморрагических диатезах. Исследование лимфатических узлов, селезенки.
4.Анемический синдром (сущность, особенности при анемиях различного происхождения).
5. Геморрагический синдром (сущность, особенности при различных заболеваниях).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Вид занятия: практический, в терапевтическом отделении.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Порядок проведения занятия:
1. Проверка явки студентов и вступительное слово преподавателя – 5 мин.
2. Опрос студентов по теме занятия – 30 мин.
3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя – 45 мин.
4. Разбор больных – 20 мин.
5. Контроль конечного уровня – 15 мин.
6. Заключительное слово преподавателя – 10 мин.
2 перерыва по 5 мин.
Оснащение занятия: больные терапевтического отделения, таблицы, методические рекомендации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Провести обследование больного с заболеваниями крови.
2. На основании сбора жалоб, объективного исследования и дополнительных методов исследования больного выделить синдромы заболевания красной крови.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. с приложением на компакт-диске для студентов мед. вузов / Н.А.Мухин, В.С. Моисеев. – 2-е изд., доп. и перераб.- М: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. – 848 с.
2. Методическое пособие: «Семиотика и синдромология в нефрология» Киров, 2008
3. Струтынский А.В., Баранов А.П.Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М М: «Медпресс-информ.», 2004. – 298с.
4. Привес М. Г. Анатомия человека: учебник/ М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкевич. – 12-е изд.перераб. и доп. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2006.-720с.
5. Пальцев М.А. Патологическая анатомия: В 2-х томах /М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. – 2-у изд. Перераби доп.- М.: Медицина, 2005.- 304с.
6. Быков В.Л. Цитология и общая гистология: учеб. для студентов мед. институтов, В.Л. Быков.- СПб.: СОТИС, 2007.- 520с.
Заведующий кафедрой пропедевтики
внутренних болезней
д.м.н. профессор Вознесенский Н.К.