Лингвистическое обеспечение информационных систем. Типы диалога. Примеры.
Типы диалога
В методическом плане диалог пользователя с системой обеспечивает решение слабо формализованных задач за счёт вовлечения пользователя в процессе решения задачи, т.е. в помощь компьютеру подключается опыт и интуиция человека.
Диалоговый режим работы ИС является специфическим режимом организационного процесса обработки информации и служит для оперативного управления, ходом выполнения процедур и операций со стороны человека для поддержания опред. схемы работы ИС.
Тип диалога характеризует структурные и лингвистические средства для оформления диалоговых режима.
Выделяют 3 типа диалога:
-Абстрактный
-Конкретный
-Техническая реализация.
Абстрактный тип данных определяет основные технические свойства диалогового обмена. На уровне абстрактного диалога описываются его такие компоненты как действие и реакция на него и его взаимосвязь.
Это взаимосвязь описывается по следующим позициям:
1. Характер инициатора диалога
2. Возможность выбора функций
3. Однозначность формулировки задач.
Инициатором диалога всегда выступает или человек или информационная система.
Действие пользователя всегда означает выбор. Действия системы могут быть следующие:
1. Предложение списка альтернативного выбора (минимум).
2. Запрос на свободный выбор с возможным ограничением по синтаксису.
Однозначность формулировки может быть либо однозначной либо с выбором вариантов.
Конкретный тип данных связан с характеристикой сообщений входящих в диалоговый обмен, при этом в этой характеристике рассматриваются следующие составляющие:
1) Алфавит и словарь
2)Структура представления сообщений (внутренний и внешний формат сообщений)
3) Структура содержания сообщения.
Техническая реализация диалога обусловлена выбором основных дополнительных устройств для реализации диалога, а так же аппаратных средств для ввода редактирования и вывода информации.
Лингвистическое обеспечение информационных систем. Диалог в процессе работы системы. Формы диалога. Примеры.
Форма диалога.
Формы диалога характеризуют содержание диалоговых разговоров задавая повторение одинаковых типов диалога или сочетание различных типов в одном диалоговом обмене или разговоре.
В настоящее время существует 4 формы диалогов:
1. Директивная
2. Табличная
3. Фразовая
4. Объектно-ориентированная форма диалога
1) Директивная форма диалога характеризуется тем, что при вызове исполнения операции применяется директива или команда, инициатором такой формы обычно выступает человек, возможность выбора операции не ограничена, а интерпретация запросов, всегда выполняется автоматически однозначна. Словарь директивной формы состоит из ключевых слов на естественном языке, а так же может содержать числовые данные, какие-то математические и логические операции.
При директивной форме информация в кадре осуществляется по строчке, а ввод и корректировка данных включ след операции:
1)одиночный построчный ввод каких либо парам-ов с указанием имени и заданным синтаксисом.
2)ввод списка значений параметров в заданной последовательности и по заданному формату.
3)ввод каких либо парам-ов в виде табл по столбцам или по строкам.
4)выбор редактируемого поля.
При редактировании текста или табл использ доп операции которые явл стандартным составом операций в операционной системе.
2)Табличная форма диалога ,представл собой диалог в форме таблицы. Такая табл форма включ. след типы диалога:
1) выбор операций исполнения по меню
2) заполнение и редактирование каких либо бланков
3)вывод результатов каких либо расчетов
При заполнен либо редактир бланков, шаблонов, входные и выход данные представл собой совокупность фиксир-ых полей, имя, формат и табл измер.
3)Фразовая форма диалога – это форма диалога, которая использует естественно-ограниченный язык.
Фразовая форма включает следующие составляющие:
-повествовательные ;
-вопросительные;
-повелительные предложения или ответ на вопросы;
Во время введения фразовая форма диалога может выступать инициатором диалога, как пользователя так и системы.
Для повышения однозначности интерпретации накладываются ограничения на слова и порядок слов в предложении.
Входные сообщения должны быть грамматически верными для обеспечения их однозначного понимания. Так же для сокращения времени ввода так же применяется системы сокращений, шаблоны фраз и ключевые слова.
4) Объективно-ориентированная форма диалога – это форма диалога представляющаяся собой совокупность и развитие директивной табличной и фразовой формы.
3. Принципы обработки информации, получаемой при решении нерасчетных (логических) задач, или задач выбора. Примеры.
Выбрать станок для обработки детали:
Параметры | Станки | |||
3К227А | 3К228А | СШ162 | СШ164 | |
Dmax | ||||
Lmax | ||||
dшлифования | ||||
Smax, макс.ход стола |
Комплекс условий применимости (КУП):
Множество типовых решений: {3К227А; 3К228А; СШ162; СШ164}
При решении данной задачи получим прямой блочный алгоритм выбора станка для конкретной операции.
Такой алгоритм удобно применять когда имеется небольшое количество параметров, небольшое множество типовых решений и неизменное условие работы сохраняются в течении длительного времени. В случае же изменения условия работы: (н-р: сломался/списали/купили станок - приходится изменять сам алгоритм, именно потому что сами значения находятся в самих блоках алгоритма).
Если убрать конкретные значения из блоков алгоритма, а в нем оставить только логику выбора такой алгоритм превратится в независимый алгоритм (инвариантный).
2. Особенности обработки информации, получаемой расчетным путем (алгоритмизация расчетных задач). Примеры.
Последовательность решения расчетных задач:
Проанализировать имеющуюся математическую модель и выписать все исходные данные;
1. Из ИсхДан выявить первичные ИД и вторичные ИД;
2.В виде таблиц выписать выражения для вторичных ИД;
3.Построить локальные алгоритмы для нахождения вторичных ИД;
4.Записать резидентный алгоритм для решения задачи.