Е практическое занятие. ВВОДНОЕ

В.А. Пестряев

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

ЕКАТЕРИНБУРГ

УДК 612(075.8)

ББК 28.073 я 73

Р85

В.А. Пестряев. Пособие для практических занятий по нормальной физиологии. – Екатеринбург: Изд. УГМА, 2008. –103 с.

Под редакцией зав. кафедрой нормальной физиологии УГМА, профессора, д.б.н. В.И. Банькова

В пособии представлена информация о теоретических вопросах и практических работах, рассматриваемых и выполняемых на практических занятиях на кафедре нормальной физиологии УГМА. Помимо работ, являющихся «классическими» для курсов по нормальной физиологии, в пособии представлено большое количество методик проведения исследований на компьютеризированном лабораторном комплексе «Biopac Student Lab», в которых объектом исследований является человек.

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии УГМА.

Рекомендовано к изданию Центральным Методическим Советом УГМА

Уральская государственная медицинская академия (УГМА)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ…………………….….……………….………………..4

1-е занятие. Вводное..………….………………………….……………………………………...........4

2-е практическое занятие. Общие свойства возбудимых тканей. Законы раздражения

возбудимых тканей…......………………………..……………..……………………………............4

3-е практическое занятие. Физиологические свойства скелетных и гладких мышц …………......7

4-е практическое занятие. Свойства сердечной мышцы..…….….………………..…………..…...13

5-е практическое занятие. Синапсы, рецепторы, волокна…….……….……………...……..….….14

6-е. Итоговое занятие по теме «физиология возбудимых тканей»………………….…..…..……..16

2. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)…….…….……….………...….17

1-е практическое занятие. Общая физиология ЦНС…………….…………….………….....……...17

2-е и 3-е практические занятия. Частная физиология ЦНС……….………………………..…........22

3-е и 4-е практические занятия. Физиология автономной (вегетативной) нервной

системы………….………..……………..…………………………………………..……....…....... ..27

5-е. Итоговое занятие по теме «физиология ЦНС»…………..…………..…………..…..………....34

3. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ………….……..……………….………………....…......34

1-е практическое занятие. Общая физиология сенсорных систем. Зрительный анализатор….....34

2-е практическое занятие. Частная физиология сенсорных систем (кроме зрительной)…..…….41

3-е. Итоговое занятие по теме «физиология сенсорных систем»………………………………….43

4. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД)…….……………………….....43

1-е практическое занятие. Особенности ВНД человека. .………………………………………….43

2-е практическое занятие. Эмоции, память, сон……………………………………...…………….47

3-е. Итоговое занятие по теме «физиология ВНД»....……………………….………….………….50

5. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ…………………………….………………………………………………..51

1-е практическое занятие. Физико-химические свойства крови……………………….………….51

2-е практическое занятие. Форменные элементы крови……………………………..…………….54

3-е практическое занятие. Группы крови. Гемостаз………………………………………………..57

4-е. Итоговое занятие по теме «физиология крови»……………………………..………………....62

6. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ……………………………………………………………..62

1-е практическое занятие. Электрические явления в сердце………………………………………62

2-е практическое занятие. Гемодинамическая функция сердца…………………………………...69

3-е практическое занятие. Основные принципы гемодинамики и регуляция движения

крови по сосудам………………………….……………………………………………….……….73

4-е практическое занятие. Микроциркуляция, лимфообращение, регионарное

кровообращение…………………………………………………………………………………….79

5-е. Итоговое занятие по теме «физиология кровообращения»………..………………….……….82

7. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА……………………….………..82

1-е практическое занятие. Механизмы внешнего дыхания…….…………………………….…….82

2-е практическое занятие. Транспорт газов кровью.………………………………………….…….85

3-е практическое занятие. Регуляция дыхания.……………………………………………….…….91

4-е практическое занятие. Энергетический обмен………………………………………………….94

5-е. Итоговое занятие по теме «физиология дыхания и энергетического обмена»……………....97

8. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ…………………….……………………….……………..……..97

1-е практическое занятие. Концепции питания и пищеварения. Пищеварение в

полости рта и желудке……………….……………………………………………………….........97

2-е практическое занятие. Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной

железы…………………………………………………………………………………………..….101

3-е. Итоговое занятие по теме «физиология пищеварения»…………………………………..….102

Литература…………………………….……………………………………………….……….103

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

е практическое занятие. ВВОДНОЕ.

Организм. Единство организма и внешней среды. Гомеостаз. Гомеокинез. Физиологическая функция, ее параметры. Физиологическая адаптивная реакция. Способы приспособления организма к меняющимся условиям существования. Понятие о регуляции функций. Уровни регуляции. Механизмы нервной и гуморальной регуляции. Понятие о саморегуляции функций. Орган, физиологические системы. Системная организация функций, функциональные системы.

Вопросы программированного контроля по теме занятия.

1. Что такое организм? Способы приспособления к меняющимся условиям среды.

2. Как называется совокупность физиологических механизмов, поддерживающих

константы организма на оптимальном уровне?

3. Как называется совокупность органов или тканей, связанных общей функцией?

4. Для чего необходима регуляция физиологических функций?

5. Что такое биологическая система? Принципы её надёжности?

6. Ткани, их функциональные особенности. Какие ткани относятся к возбудимым?

7. Как называется специфическая деятельность системы или органа?

8. На каких уровнях возможна регуляция функций в организме?

9. Что характерно для нервного и гуморального механизмов регуляции?

10. Что такое физиологические системы?

11. Что такое функциональная система (по П.К.Анохину)?

12. Какова основная причина формирования функциональных систем?

Практическая работа.

Ознакомление с кафедрой, её историей, общим тематическим обзором практических и лабораторных работ, техникой безопасности при их проведении.

Наши рекомендации