Определение логики и её предмета
В учебной и научной литературе на протяжении многих лет доминируют два представления о том, что такое логика (от греч. Logos - «речь, закон, основание» и т.д.) и в чём состоит её предназначение.
Согласно первой точке зрения, восходящей к учению Аристотеля и господствующей поныне в учебных пособиях и популярной литературе, логика - это наука о формах и законах правильного мышления. Среди же специалистов распространено Другое понимание логики как теории построения исчислений (под ними подразумеваются формальные алгоритмы решения научных, технических и иных проблем).
Однако есть все основания считать, что ни одно из указанных определений не отражает существенных признаков логики и её задач. В обыденной и научной практике реальное значение имеет не правильное мышление, а то, которое приводит в истине. Правильность не относится к необходимым или достаточным условиям достижения истины, как и формализация не выражает основного предназначения логики. В сущности, формалисты продолжают отстаивать (только с большой мерой абстрактности) ту же идею о возможности построения идеального алгоритма, решающего все проблемы. Хотя в первой трети XX веке было доказано что сделать это не удастся, не в нашей власти освободить человечество от мук творчества, заблуждений и ошибок, которые подстерегают его на пути поиска истинного знания. С 20-х годов XX века предмет логических исследований значительно расширился, начала складываться многозначная логика, предполагающая, что наши утверждения являются не только истинными или ложными, но могут иметь и другие значения; модальная логика, рассматривающая понятия необходимости, возможности, случайности и т.д.; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных высказываний и др. ,
Сложилась и нашла интересное применение логика времени, изучающая логические связи высказываний о прошлом и будущем; паранепротиворе-чивая логика, не позволяющая выводить из противоречий всё что угодно; эпистемическая логика, изучающая понятия «опровержимо», «неразрешимо», «доказуемо», «убеждён», «сомневается»; логика оценок, имеющая дело с понятиями «хорошо», «плохо», «безразлично»; логика причинности, релевантная логика и др.. В рамках теории права развивается новое направление - «логика права» — изучающая логические приёмы, с помощью которых осуществляется толкование права. Эта логика основывается на понимании права как нормативно-предписывающей информации. Hej ни одного раздела логики, который так или иначе не был бы связан с проблемой определения истины, принципами его открытия, обоснования и сохранения, «В логике, — утверждает Готтлиб Фреге, один из основателей современной логики, — термин «истина» играет роль, подобную той, какую в этике играеттермин «благо», а в эстетике -«прекрасное».
Предмет и значение логики 9
«Правильное» мышление на самом деле возможно лишь как свободно и творчески корректирующее себя «неправильное» ложное мышление, как метод проб и ошибок, лишь асимптотически приводящий к истине. «Когда, совершив ошибку, не исправил её, это и называется совершить ошибку» (Конфуций)9. Главное условие достижения истины - целостность мышления. Однако, логика - наука не о законах «правильного» мышления или правилах построения исчислений, а о законах открытия, обоснования и сохранения истины10. Не правильное, а истинное мышление - подлинный предмет этой науки. Логика всегда будет значима только в той степени, в которой она будет учить методам открытия, обоснования и сохранения истины. «Стало быть, мы можем сказать: логика есть наука о наиболее общих законах бытия истины».11
Изучение логики значительно ускоряет развитие умственных способностей, помогает интеллекту сначала овладеть операциями с классами, что в традиционной логике примерно соответствует операциям с понятиями. Затем преобрести способность к операциям с отношениями, что в формальной логике соответствует умению формировать и преобразовывать суждения. Наконец изучение логике позволяет достигнуть синтеза операций с классами и отношениями и обрести состояние интеллектуальной целостности, свободы и творчества. В формальной или, говоря иначе, классической логике это соответствует способности к умозаключениям, то есть получению нового знания на основании известного.
Всё логическое знание-в соответствии со структурой гигютетико-делективного метода научного познания (ГДМ) можно разделить на три исчерпывающие
теории:
— Логику открытия истины (абдукцию);
— Логику обоснования истины (индукцию);
— Логику сохранения истины (дедукцию).
Сегодня предмет логических исследований существенно расширился. Основные логические ветви, или разделы, можно сгруппировать так:
1 базисная логика, в которую входят классическая логика, модальная логика, многозначная логика, неклассические теории логического
следования;
2 металогика, исследующая логические теории, их внутреннюю структуру и связи с описываемой ими реальностью;
3 разделы математического направления, включающее теорию доказательства, теорию множеств, теорию функций, логику вероятности, обоснование математики;
4 разделы, ориентированные на приложение в естественных и гуманитарных науках, такие, как индуктивная логика, изучающая проблематичные
9 Древнекитайская философия: В 2т. - М., 1972 г. Т.1 С 168.
1,0 Светлов ВА Соверменная логика. Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2006 - С. 14-15.
11 Фреге Г Логика и логическая семантика. Сб. трудов. - М. 2000. - С. 307.
Основы логики с задачами и упражнениями
выводы, логические теории времени, причинности, норм, оценок, действия, решения, выбора и др.; 5 разделы находящие применение при обсуждении определённых философских проблем: логика бытия, логика изменения, логика части и целого, логические теории вопросов, знания, убеждения, воображения, стремления, и т.п.
Границы между этими областями не являются чёткими, одни и те же ветви логики могут иметь одновременно отношение к философии и естествознанию, к математике и металогике и т.д.'2
1.2. Этапы развития логики>
История логики насчитывает около двух с половиной тысячелетий и разделяется на 2 основных этапа. Первый начался с трудов Аристотеля (384-322 до н.э.) и продолжается до второй половины XIX - начала XX века, второй - с этого времени до наших дней.
Логика как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом и учёным Аристотелем (384-322 до н.э). Созданную им науку Аристотель называл не логикой, а аналитикой. Главное своё сочинение Аристотель назвал «Аналитикама». В нём даётся анализ открытого им силлогизма как особой формы умозаключения, раскрывается сущность доказательства, приёмов определения и деления и их значения в науке.
Кроме этого труда, к логическим сочинениям Аристотеля относятся: «Топика», «Категории», «О софистических опровержениях», «Об истолковании». Все указанные сочинения Аристотеля его последователи объединили под общим названием «Органон» (орудие познания). В своём главном философском труде, получившем впоследствии название «Метафизика», Аристотель сформулировал основные законы логики. Им так-же разработано учение о силлогистических умозаключениях.
Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных списков - Зенон (ок. 336-264 до н.э.), Хризипи (ок. 281-208 до н.э.) и другие, дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием ложных умозаключений.
Среди других античных мыслителей, развивавших и комментировавших логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа четвёртая фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения
12 См. Горский Д.П. и др.; Краткий словарь по логике (Д.П. Горский), А А Ивин, А А Никифоров; Под редакцией Д.П. Горского- М.; Просвещение; 1991, С. 85.
Предмет и значение логики
между понятиями («Древо Порфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логическими пособиями.
Логика развивалась и в средние века, однако схоластики исказили учение Аристотеля приспособив его для обоснования религиозной догматики.
Значительны успехи логической науки в Новое время. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 г.г.) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Ф. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806-18073 г.г.).
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и другие.
Французский философ Р. Декарт (1569-1650 г.г.) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В1662 году в Париже вышла книга «Логика или Искусство мыслить» написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля» (авторы книги были члена религиозной корпорации, обосновавшейся в монастыре Пор-Рояль).
Немецкий философ Г. Лебниц (1646-1716 г.г.) сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX - XX веках. Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С. И. Поварнин.
Во второй половине XIX века в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля (1815-1864 г.г.), Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассела (1872-1864 г.г.), Я. Лукасевича (1878-1956 г.г.). Значительный вклад в развитие логики внесли А.Н. Уайтхед, Д. Гильберт, К. Гёдель, А. Тарский, А. Чёрч и другие.
Особое значение для правоведения имеет раздел модальной логики, разработанный польским логиком Я. Лукасевичем (1878-1956 г.г.), получивший название деонтической логики, исследующей структуры языка предписаний, то есть высказываний со значением «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.
Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало влияние на дальнейшее развитие традиционной логики. Однако, включить достижения символической логики в традиционную не всегда представляется возможным, что обусловлено принципиальными различиями между традиционной и символической логикой в подходе к анализу человеческого рассуждения: традиционная логика анализирует мышление, а символическая исследует язык или, точнее сказать, его смысловое содержание. Именно поэтому традиционная логика исследует, скажем, понятия и суждения как формы мысли, а символическая логика предпочитает говорить о терминах и высказываниях языка. Соединить два столь различных подхода в одном изложении чрезвычайно 12
Основы логики с задачами и упражнениями
трудно, поэтому традиционной логике приходится просто добавлять некоторые элементы символической логики там, где она глубже освещает вопрос или даёт что-то новое.
В XX столетии были построены модальные, временные, интенсиональные логики. Появилась интуиционистская, релевантная, многозначные, паранепро-тиворечивые и другие логические системы. На мой взгляд, логические законы, способы рассуждения не являются абсолютными, раз и навсегда данными они -продукт научного и культурного развития. В частности подтверждении этого является открытая Жаном Пиаже при исследовании операций специфичных для интеллекта группам INRC (структура, образованная операциями: N -отрицание, R - обращения, С - отрицание обращения, I - тождество13).
Логическая семантика, имеющая дело с отношением наших утверждений к действительности, и является средством, с помощью которого происходит обоснование логических процедур.
Задача логики как отмечает Е.Д. Смирнова выявить и систематическим образом описать способы рассуждений, которые гарантируют при истинности посылок истинность заключения. Я полагаю, что задачи логики состоят не в том, чтобы описать, как из посылок извлекаются следствия человеком или компьютером (или как ищутся им доказательства), а в том, чтобы обосновать возможные способы рассуждения, методы поиска доказательств и т.д. С моей точки зрения, логика по-прежнему остаётся теоретической наукой и исследует не «природные способности» мышления человека, а его способы рассуждения.
Современная логика является не только теорией дедуктивных методов рассуждения, теорией определённости и определений, индуктивных способов рассуждения. Значительное место в ней занимает разработка процедур поиска доказательств.14