Пример расчета баланса гумуса в севообороте
Таблица 17. Приходная статья баланса гумуса в севообороте
Культуры севооборота | Уро- жай-ность, ц/га | Норматив-ные накоп-ления растительных остатков, ц | Количест- во расти-тельных остатков, ц | Коэф-фициент гуми- фика- ции | Новообразо-вание гумуса, кг/га |
1. Вико-овсяная смесь з/м | 0,15 | 0,25 | |||
2. Озимая рожь | 1,2 | 0,25 | |||
3. Картофель | 0,12 | 25,2 | 0,08 | ||
4. Ячмень | 1,1 | 0,25 | |||
5. левер | 1,3 | 0,25 | |||
6. Озимая пшеница + пожнивные | 41/130 | 1,0/0,15 | 41/19,5 | 0,25/0,15 | |
7. Горох | 1,3 | 32,5 | 0,25 | ||
8. Овес ½, ячмень ½ | 34/40 | 1,2/1,1 | 40,8/44 | 0,25/0,25 |
Таблица 18. Расходная статья баланса гумуса в севообороте
Культуры севообо-рота | Урожайность,ц/га | Вынос азота культур ,га | Потребление азота из гумуса, кг/га | Поправочные коэффициенты на минерали-зацию гумуса | Общее количество азота образовавшегося при минерали-зации гумуса, кг/га | Минерализовано гумуса под культурой кг/га | ||
на 1 ц | всем урожаем | На культуру | На грансостав | |||||
1. Вико-овсяная смесь з/м | 0,45 | 39,6 | 1,2 | 1,2 | 57,0 | -1140 | ||
2. Озимая рожь | 2,66 | 63,1 | 46,5 | 1,2 | 1,2 | 66,9 | -1338 | |
3. Картофель | 0,55 | 115,5 | 57,7 | 1,6 | 1,2 | 110,8 | -2216 | |
4. Ячмень | 2,66 | 106,4 | 53,2 | 1,2 | 1,2 | 76,6 | -1532 | |
5. Клевер | 2,11 | 126,6 | 37,9 | 1,0 | 1,2 | 45,5 | ||
6. Озимая пшеница + пожнивные | 41/ | 2,79/ 0,45 | 114,4/ 58,5 | 57,2/ 23,4 | 1,2 | 1,2 | 82,4/ 33,7 | -2322 |
7. Горох | 6,5 | 162,5 | 1,2 | 1,2 | 93,6 | -1872 | ||
8. Овес ½, ячмень ½ | 34/40 | 2,63/ 2,66 | 47,7/ 53,2 | 48,9 | 1,2 | 1,2 | 70,4 | -1408 |
Таблица 19. Баланс гумуса в севообороте
Культуры севооборота | Новообразования гумуса, кг/га | Минерализация гумуса, кг/га | Баланс гумуса, кг/га |
1.Вико-овсяная смесь з/м | -1140 | -315 | |
2. Озимая рожь | -1338 | -288 | |
3. Картофель | -2216 | -2014 | |
4. Ячмень | -1532 | -432 | |
5. левер | -910 | ||
6.Озимая пшеница + пожнивные | -2322 | -1005 | |
7. Горох | -1872 | -1060 | |
8. Овес ½, ячмень ½ | -1408 | -348 |
Сумма баланса гумуса за севооборот – 4422 кг
Потребность в органических удобрениях 11,1 т/г
РАЗДЕЛ 1.
СОРНЯКИ И МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
Сорными растениями называют растения, которые не выращиваются человеком для своих целей, но на протяжении длительного времени приспособились произрастать в условиях обрабатываемых почв в посевах культурных растений и наносят им вред. На полях Республики Беларусь встречаются более 300 видов сорных растений, из них 30-40 видов являются наиболее распространенными и вредными. Из однолетних сорных растений наиболее распространенными являются марь белая – 30% общего количества, торица полевая – 10,1%, ромашка непахучая и редька дикая – по 6,6, пикульник – 5,7, звездчатка средняя и горец вьюнковый – по 4,4, горец шероховатый и фиалка полевая – по 3,8% каждая, из многолетних – пырей ползучий – 56,3% из этой группы сорняков и 5,7% от общего количества.
Сорняки наносят огромный вред земледелию, отнимая у сельскохозяйственных растений влагу и питательные вещества, затеняют и заглушают посевы, что значительно снижает урожай. По данным ряда научных учреждений потери от сорняков составляют в среднем 10% урожая зерна, льна, овощей, 6…8% сахарной свеклы, картофеля, 20% многолетних трав.
По способу питания сорные растения делятся на две группы:
1. Паразитные и полупаразитные
2. Непаразитные
По продолжительности жизни – на малолетние и многолетние. Малолетние в зависимости от времени произрастания и отношению к температуре подразделяются:
1. Эфемеры
2. Яровые (ранние и поздние)
3. Зимующие
4. Озимые
5. Двулетники
Многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно семенами, делятся на стержнекорневые и мочкокорневые, а имеющие, кроме размножения семенами, способность размножаться вегетативно на:
1. Корнеотпрысковые
2. Корневищные
3. Луковичные
4. Клубневые
5. Ползучие
Для разработки эффективных мер борьбы с сорными растениями необходимо установить их видовой состав. По внешним признакам (стеблям, листьям, цветкам, семенам, всходам) нужно уметь распознать сорняк, установить его принадлежность к той или иной биологической группе и изучить биологию его развития.