Лексическая система современного русского языка
I. Вопросы для обсуждения:
1. Слово как единица языка.
2. Лексическое значение слова. Структура лексического значения слова
3. Типы лексического значения слова.
4. Категориальные лексико-семантические отношения и классы единиц (полисемия, синонимия, антонимия, омонимия)
________________________________________
5*. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения
6*. Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса
7*. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления
8*. Лексика современного русского языка с точки зрения экспрессивной окраски и функционально-стилевой принадлежности
* - по данному вопросу подготовить краткий доклад
Терминологический минимум
Термин | Определение |
Лексикология | |
Лексика | |
Лексическое значение слова | |
Прямое значение слова | |
Переносное значение слова | |
Фразеологически связанное значение | |
Синтаксически обусловленное значение слова | |
Номинативное значение слова | |
Экспрессивно-синонимическое значение слова | |
Полисемия | |
Омонимы | |
Синонимы | |
Антонимы | |
Паронимы |
II. Выполнить устно упражнения из сборника «Практический курс современного русского языка» под редакцией П.А. Леканта: 3, 15, 23, 26, 44.
III. Выполнить письменно упражнения из сборника «Практический курс современного русского языка» под редакцией П.А. Леканта: 5, 10, 36, 47, 63.
Литература
1. Русский язык // Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001. – 768с.
2. Современный русский язык // Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989г. – 800с.
3. Современныйрусский язык. В 3 частях. Ч.1 . Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография /Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М., 1987. – 192 с.
Практическое занятие № 3.
Фразеологические нормы современного русского языка
I. Вопросы для обсуждения:
1. Фразеология как раздел науки о языки.
2. Классификация фразеологических единиц.
3. Основные типы фразеологических ошибок.
4. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи.
5. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов».
Терминологический минимум
Термин | Определение |
Фразеологизм | |
Фразеологическое единство | |
Фразеологическое выражение | |
Фразеологическое сращение | |
Фразеологическое сочетание | |
Пословица | |
Поговорка | |
Крылатое выражение |
II. Выполнить устно упражнения из сборника «Практический курс современного русского языка» под редакцией П.А. Леканта:упр.94, 98, 99.
III. Выполнить письменно упражнения из сборника «Практический курс современного русского языка» под редакцией П.А. Леканта:упр. 95, 96, 101.
IV. Прочитайте фразеологизмы, определите их источник (при выполнении задания можно использовать материалы словаря Н.С. Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения»).
Фразеологизм | Источник (автор) |
С одной стороны нельзя не признаться, с другой – нельзя не сознаться | М. Е. Салтыков-Щедрин |
В карете прошлого никуда не уедешь | М. Горький |
Быть или не быть? | |
А ларчик просто открывался | |
Сильнее кошки зверя нет | |
Свежо предание, а верится с трудом | |
А счастье было так возможно, так близко | |
Есть еще порох в пороховницах | |
На деревню дедушке | |
Человек в футляре | |
Явление Христа народу | |
Ахиллесова пята | |
Ящик Пандоры |
V. Определите (письменно) значение иноязычных выражений (при выполнении задания используйте словарь иностранных слов или словарь Н.С. Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения»).
Nota bene, ex libris, post faktum, pro et kontra, pro forma, a la, alma mater, a priori, carte blanche, idee fixe, terra inсognita, post scriptum, de facto, perpetuum mobile, alter ego.
Литература
1. Русский язык // Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001. – 768с.
2. Современный русский язык // Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989г. – 800с.
3. Современныйрусский язык. В 3 частях. Ч.1 . Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. М., 1987. – 192 с.
4. Ашукин Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Н. С. Ашукин. – М., 1988.
Практическое занятие № 4-5.