VІ. Формирование учебно-языковых умений.

ХОД УРОКА

I. Организационная подготовка учащихся к работе.

II. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности.

Сообщение учителя:

Сегодня мы продолжим изучение морфологии и познакомимся ещё с одной особой формой глагола – деепричастием. Нам предстоит разобраться в том, почему эта форма особая, а также научиться находить деепричастия в предложениях и правильно употреблять их в речи.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный устный опрос:

– Одну особую форму глагола вы уже знаете. Как называется данная форма и признаки каких частей речи она имеет?

– Приведите примеры словосочетаний или предложений с причастиями.

2. Анализ языкового явления (коллективно).

Предложение для анализа (записано на доске):

Сергей быстро шёл по лесной дороге, насвистывая весёлый мотив.

Вопросы и задания для анализа:

– Запишите предложение в тетрадь, подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Какой частью речи является сказуемое?

– Определите постоянные морфологические признаки этого глагола.

– Какой частью речи является слово «быстро»?

– Изменяется ли это слово и каким членом предложения является?

ІV. Введение нового материала.

1. Наблюдение над языковым явлением (коллективно, устно).

Материал для наблюдения – предложения из упражнения 272.

Задания и вопросы для наблюдения:

– Прочитайте предложения, данные в первых двух строках левого столбца, найдите в них подлежащее и однородные сказуемые.

– Какой частью речи являются сказуемые и на какие вопросы отвечают?

– Прочитайте соответствующие предложения из второго столбца, назовите в каждом их них подлежащее и сказуемое.

– Если в этих предложениях однородные сказуемые?

– Можно ли утверждать, что в них говорится только об одном действии: кружила или подошёл?

– Какие слова в этих предложениях тоже обозначают действие?

– На какие вопросы отвечают эти слова?

2. Сообщение учителя.

Слова, отвечающие на вопросы «что делая?» или «что сделав?», являются особой формой глагола, которая называется деепричастием. Деепричастие тоже обозначает действие, только не основное, а добавочное (второстепенное). Причем и глагол-сказуемое, и деепричастие обозначают действия одного и того же предмета или лица: Пароход, медленно развернувшись, подошёл к пристани (пароход развернулся, пароход подошёл к пристани).

3. Анализ языкового явления (коллективно).

Предложение для анализа:

Сергей быстро шёл по лесной дороге, насвистывая весёлый мотив.

Вопросы и задания для анализа:

– Прочитайте еще раз записанное на доске и в ваших тетрадях предложение, найдите в нём глагол, обозначающий основное действие, и деепричастие, обозначающее добавочное действие.

– На какой вопрос отвечает деепричастие?

– От какого члена предложения ставится вопрос к деепричастию? Проведите от глагола к деепричастию стрелочку и запишите этот вопрос.

– Кто совершает и основное, и добавочное действие?

V. Первичное закрепление знаний.

Воспроизводящая беседа:

– С какой еще особой формой глагола мы сейчас познакомились?

– На какие вопросы отвечает деепричастие?

– Какое действие обозначает деепричастие?

– От какого члена предложения ставится к деепричастию вопрос?

VІ. Формирование учебно-языковых умений.

1. Нахождение и анализ языкового явления (коллективно).

Задание: прочитайте предложения, найдите в них глаголы и деепричастия; назовите подлежащее и определите, кто (или что) совершает оба действия: и основное, и добавочное.

Предложения для анализа (представлены на слайдах):

1. Дедушка вёл машину осторожно, объезжая каждую ямку.

2. Автомобиль, сигналя, промчался мимо.

3. Съехав на обочину, машина остановилась.

4. Кузьма Кузьмич осматривал мотор, подсвечивая себе фонариком.

Форма работы: предложения 1 и 2 анализируются устно; предложения 3 и 4 записываются, основы подчеркиваются.

2. Трансформация языкового явления (письменно, коллективно, 1 человек у интерактивной доски).

Задание: Трансформируйте словосочетания с главным словом глаголом в словосочетания с главным словом деепричастием, впишите данные деепричастия на месте пропусков.

Материал к упражнению (представлен на интерактивной доске):

(что делать?) рисовать картину –

(что делая?) ______________­­­_____ картину;

(что сделать?) нарисовать картину –

(что сделав?) __________________картину;

(что делать?) умываться быстро –

(что делая?) __________________ быстро;

(что сделать?) умыться быстро –

(что сделав?) ___________________ быстро

VIІ. Введение нового материала(продолжение)[1].

1. Анализ языкового явления.

Материал для анализа – словосочетания из предыдущего упражнения.

Задания и вопросы для анализа:

– Определите вид, переходность и возвратность глаголов, данных в словосочетаниях.

– Посмотрите на образованные от глаголов деепричастия и докажите, что они тоже могут быть совершенного и несовершенного вида, возвратными и невозвратными, переходными и непереходными.

2. Сообщение учителя.

Как мы видим, деепричастие, являясь особой формой глагола, может быть несовершенного (вопрос «что делая?») и совершенного (вопрос «что сделав?) вида, возвратным (с постфиксом -сь) и невозвратным, переходным и непереходным.

Однако это особая форма глагола, поэтому она имеет признаки еще одной части речи. Какой именно, вы узнаете, когда прочитаете теоретический материал на странице 143 учебника.

3. Чтение материала учебника (самостоятельно).

Задание: Прочитайте теоретический материал на странице 143 и подготовьтесь ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

– Признаками какой еще части речи обладает деепричастие?

– Каковы эти признаки?

VIIІ. Первичное закрепление знаний(продолжение).

Заполнение схемы (письменно, коллективно; схема дана на интерактивной доске).

Задание: заполните схему, вписав в нее признаки глагола и наречия, которыми обладает деепричастие.

Деепричастие

       
  VІ. Формирование учебно-языковых умений. - student2.ru   VІ. Формирование учебно-языковых умений. - student2.ru


признаки глагола: 1)­­­­­­­­­­­­­____________________________; 2)____________________________; 3)____________________________; 4)____________________________ ____________________________. признаки наречия: 1)____________________; 2)____________________.

Образец заполненной схемы:

Деепричастие

           
    VІ. Формирование учебно-языковых умений. - student2.ru   VІ. Формирование учебно-языковых умений. - student2.ru
 
  VІ. Формирование учебно-языковых умений. - student2.ru


признаки глагола: 1) совершенный/несовершенный вид; 2) возвратность/невозвратность; 3) переходность/непереходность; 4) способность иметь при себе зависимые существительные и наречия признаки наречия: 1) не изменяется; 2) обстоятельство

IХ. Формирование учебно-языковых и речевых умений(продолжение).

1. Осложнённое списывание.

Задание: из упражнения 274 спишите предложения, указывая глагольные признаки деепричастий (вид, возвратность, переходность). Подчеркните деепричастие с зависимыми словами как один член предложения – обстоятельство.

При списывании предложений обратите внимание на то, что деепричастие вместе со словами, которые к нему относятся, выделяется на письме запятыми.

Форма работы: предложения 1, 2 – коллективно, письменно; предложение 3 – самостоятельно, с последующей проверкой.

2. Конструирование предложений (письменно, по вариантам, с последующей выборочной проверкой).

Задание: Составьте и запишите предложение: 1-й вариант – с деепричастием несовершенного вида; 2-й вариант – с деепричастием совершенного вида.

Помните, что деепричастие и глагол, к которому оно относится, должны обозначать действия одного и того же лица или предмета.

Наши рекомендации