Тема №1. Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран. Транспорт веществ через биологические мембраны. Пассивный транспорт.
Цель занятия:
Проверить и закрепить знания об основных свойствах биологических мембран и их функциях. Изучить транспорт веществ через биологическую мембрану. Виды пассивного транспорта. Освоить методику решения задач по данной тематике.
Задачи обучения:
- физико - химические особенности строения мембранных структур и механизмы их функционирования;
- биофизический механизм пассивного транспорта веществ через мембрану;
- решения задач по данной тематике
Количество формируемых компетенций:знания, практические навыки.
Основные вопросы темы
1. Общие представления о биологических мембранах.
2. Современные представление о структуре мембраны.
3. Модели Даниэля- Давсона, мозаическая модель, жидкостно-кристаллическая и др.
4. Основные функции биологических мембран.
5. Виды и функции мембранных белков.
6. Фазовые переходы.
7. Пассивный транспорт.
8. Виды пассивного транспорта.
9. Диффузия, виды диффузии.
10. Латеральная диффузия.
11. Уравнение Фика.
Методы обучения и преподавания:
- разбор и обсуждение основных и контрольных вопросов
- решение типовых и ситуационных задач
- тестирование
Методы контроля формируемых на занятии компетенций:
- решение типовых и ситуационных задач
- обмен мнениями при разборе учебного материала
- тестирование на компьютере (студент должен ответить на «тест», содержащий в себе минимальные знания и навыки – основные определения, теоретические вопросы данной темы);
Самостоятельная работа студентов
· Объяснить содержания и находить пути решения поставленных задач
· Преобразовывать формул и перевести единицу измерения физических величин
Задачи:
1. Рассчитайте время оседлой жизни и частоту перескоков
из одного мембранного слоя в другой липидов мембран саркоплазматического ретикулума, если коэффициент латериальной диффузии D=45мм2/c, площадь, занимаемая одной молекулой фосфолипида А=1,9 нм2 .
2. Рассчитайте среднее квадратичное перемещение молекул белков за 2с, если коэффициент латеральной диффузии для них составляет приблизительно 10-12м2/с.
3. Как изменится электрическая емкость мембраны (удельная) при ее переходе из жидкокристаллического состояния в гель, если известно, что в жидкокристаллическом
состоянии толщина гидрофобного слоя составляет 3,9 мм, а в состоянии геля – 4,7 мм. Диэлектрическая проницаемость липидов » 2.
4. Рассчитайте диэлектрическую проницаемость мембранных липидов, если толщина мембрана d= 10 нм, удельная электрическая емкость С= 1,7мФ/м2.
5. При фазовом переходе мембранных фосфолипидов из жидкокристаллического состояния в гель толщина бислоя изменяется. Как при этом изменится электрическая емкость мембраны? Как изменится напряженность электрического поля в мембране?
6. Рассчитайте коэффициент распределения К для вещества, если при толщине мембраны , коэффициент диффузии 0,2 см2/с, а коэффициент проницаемости Р=210см/с.
7. 2. Рассчитайте коэффициент проницаемости Р для вещества, поток которого через мембрану м2с. Концентрация вещества внутри клетки
а снаружи -
.
8. 3. Разность концентраций молекул веществ на мембране некоторой клетки равна 45ммоль/л, коэффициент распределения между мембранаой и окружающей средой К=30, коэффициент диффузии , плотность потока
. Рассчитайте толщину мембрану.