VII. Подведение итогов урока.
— Что такое склонение имён существительных?
Домашнее задание
Просклонять слова стрела, гроза.
Урок 9 8. Падеж имён существительных
Цель: формировать умение определять падеж имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Два ученика склоняют слова стрела, книга у доски.)
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа
(У доски работают два ученика.)
— Просклоняйте имена существительные зима, гора. Выделите окончания.
Фронтальная работа
— Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — погода, вариант 2 —машина. Выделите окончания.
IV. Самоопределение к деятельности
Откуда пошли названия падежей
Он ешё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.
Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена — падежи:
Именительный,
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 67 (с. 38).
— Прочитайте стихотворение.
— Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)
— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.
— Прочитайте первое предложение.
— Найдите в предложении слова свинья и полынья. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)
— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)
— Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом свинья.
— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)
— Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)
— Подпишите падеж над словом полынья.
— Прочитайте второе предложение.
— Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)
— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)
— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)
— Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом полыньи.
— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (кого?) свиньи.)
— Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)
— Подпишите падеж над словом свиньи.
(С остальными предложениями учащиеся работают самостоятельно.)
— Назовите главные члены первого и второго предложений.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 68 (с. 39).
— Прочитайте.
— Найдите словосочетания. Прочитайте.
— Найдите предложения. Прочитайте.
— Чем отличается словосочетание от предложения?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания
и предложения и называют падеж имён существительных.) Упр. 69 (с. 39).
— Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что интересного вы узнали?
— Найдите предложение, в котором слово змея является подлежащим.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания с вопросами и называют падеж имён существительных.)
— Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? (Найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу определить падеж.)
— Приведите свои примеры.
— Прочитайте сведения о языке на с. 40.
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащим.)
— Как определить падеж существительного?
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Определите падеж слова весна в каждом случае.
В рощах птичье пение, А в классе — тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна.
Склоняем вслух: весна, весны... А за окном ручьи слышны. На парте не сидится мне, А тут весна, весны, весне... Весна, весны, весне, весну, Весною, о весне... Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как определить падеж существительного?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных.
Урок 9 9. Упражнения в определении падежей
Цели: развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями именительного падежа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения. Назовите падеж имён существительных.
— Как определить падеж имён существительных?
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Адр..с, г..зета, в..гон, со..нце, в..кзал, д..рога, хозяйство, т..л..фон, пут..шествие, с..м..лёт, ,.кскурс..я, па(с, сс)ажир, ко(л, лл)екц..я, а(л, лл)ея.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Над лесом, под мостом, перед школой, за окном.
— Что общего у этих записей? (Это имена существительные, которые стоят в творительном падеже, с предлогами.)
— Чем они отличаются? (Они разного рода и употреблены с разными предлогами.)
— Как определить падеж существительного? {По вопросу и предлогу.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 70 (с. 40).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите предложение, в котором слово дело стоит в именительном падеже. Запишите. {Дело мастера боится.)
(Далее работа в парах. Проверка.) Упр. 71 (с. 41).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите падежи имён существительных.
— Как определить падеж имени существительного? 2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадки.
Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.)
В сенокос — горька, А в мороз — сладка. Что за ягодка? (Рябина.)
— Найдите слово рябина в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом рябина, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Круглый год украшает рябина и лес, и города. В самом центре Москвы в любом сквере горят её ярко-красные кисти.
Но почему рябина названа именно рябиной, а не иначе? Вот послушайте. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны именно своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки. «Рябые», — говорили в народе.
И так, по образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 72 (с.41).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Запись под диктовку
— Запишите. Определите падеж имён существительных.
Налесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Определите падеж имён существительных.
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла.
Топоры-то,топоры Так и сыплются с горы.
К. Чуковский
— Как определить падеж имени существительного?
— Оцените свою работу на уроке.