VII. Подведение итогов урока. €

— Что такое склонение имён существительных?

Домашнее задание

Просклонять слова стрела, гроза.

Урок 9 8. Падеж имён существительных

Цель: формировать умение определять падеж имён сущест­вительных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Два ученика склоняют слова стрела, книга у доски.)

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика.)

— Просклоняйте имена существительные зима, гора. Выделите окончания.

Фронтальная работа

— Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — погода, вариант 2 —машина. Выделите окончания.

IV. Самоопределение к деятельности

Откуда пошли названия падежей

Он ешё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили на­звать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Тво­рительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Пред­ложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена — падежи:

Именительный,

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 67 (с. 38).

— Прочитайте стихотворение.

— Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

— Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

— Прочитайте первое предложение.

— Найдите в предложении слова свинья и полынья. (Из полыньи, от свиньи.)

— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)

— Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)

— Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)

— Подпишите падеж над словом свинья.

— Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попа­лась (что?) полынья.)

— Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)

— Подпишите падеж над словом полынья.

— Прочитайте второе предложение.

— Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)

— С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

— Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)

— Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)

— Подпишите падеж над словом полыньи.

— Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (кого?) свиньи.)

— Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)

— Подпишите падеж над словом свиньи.

(С остальными предложениями учащиеся работают самостоя­тельно.)

— Назовите главные члены первого и второго предложений.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику Упр. 68 (с. 39).

— Прочитайте.

— Найдите словосочетания. Прочитайте.

— Найдите предложения. Прочитайте.

— Чем отличается словосочетание от предложения?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания

и предложения и называют падеж имён существительных.) Упр. 69 (с. 39).

— Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что интересного вы узнали?

— Найдите предложение, в котором слово змея является под­лежащим.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания с во­просами и называют падеж имён существительных.)

— Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить па­деж существительного? (Найти слово, с которым оно связа­но, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу опре­делить падеж.)

— Приведите свои примеры.

— Прочитайте сведения о языке на с. 40.

— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащим.)

— Как определить падеж существительного?

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите падеж слова весна в каждом случае.

В рощах птичье пение, А в классе — тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна.

Склоняем вслух: весна, весны... А за окном ручьи слышны. На парте не сидится мне, А тут весна, весны, весне... Весна, весны, весне, весну, Весною, о весне... Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как определить падеж существительного?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных.

Урок 9 9. Упражнения в определении падежей

Цели: развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями именитель­ного падежа.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения. Назовите падеж имён существи­тельных.

— Как определить падеж имён существительных?

III. Актуализация знаний

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скоб­ки. Укажите род имён существительных.

Адр..с, г..зета, в..гон, со..нце, в..кзал, д..рога, хозяйство, т..л..фон, пут..шествие, с..м..лёт, ,.кскурс..я, па(с, сс)ажир, ко(л, лл)екц..я, а(л, лл)ея.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Над лесом, под мостом, перед школой, за окном.

— Что общего у этих записей? (Это имена существительные, которые стоят в творительном падеже, с предлогами.)

— Чем они отличаются? (Они разного рода и употреблены с раз­ными предлогами.)

— Как определить падеж существительного? {По вопросу и предлогу.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 70 (с. 40).

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Найдите предложение, в котором слово дело стоит в име­нительном падеже. Запишите. {Дело мастера боится.)

(Далее работа в парах. Проверка.) Упр. 71 (с. 41).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите падежи имён существительных.

— Как определить падеж имени существительного? 2. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадки.

Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.)

В сенокос — горька, А в мороз — сладка. Что за ягодка? (Рябина.)

— Найдите слово рябина в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом рябина, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Круглый год украшает рябина и лес, и города. В самом центре Мо­сквы в любом сквере горят её ярко-красные кисти.

Но почему рябина названа именно рябиной, а не иначе? Вот послу­шайте. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения — белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны именно сво­ей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки. «Рябые», — говорили в народе.

И так, по образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 72 (с.41).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Запись под диктовку

— Запишите. Определите падеж имён существительных.

Налесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подлетела к дереву, от­дыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла.

Топоры-то,топоры Так и сыплются с горы.

К. Чуковский

— Как определить падеж имени существительного?

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации