Критерии оценки результатов тестирования
Оценка «отлично» ставится, если студент правильно ответил более, чем на 85% вопросов, «хорошо» - более, чем на 70%, удовлетворительно – более, чем на 50% вопросов, «неудовлетворительно» - менее, чем на 50% вопросов.
Формы промежуточного контроля
1. Зачет/ экзамен
1.1. Примерные вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Логика»
1. Логика как наука и ее предмет.
2. Роль мышления в познании. Типы познания.
3. Понятие логической формы и логического закона.
4. Истинность и правильность.
5. Мышление и язык. Функции языка.
6. Понятие знака. Виды знаков. Значение и смысл знаков.
7. Символ. Основные логические символы.
8. Общая характеристика понятия как формы мышления.
9. Признаки понятий. Виды признаков.
10. Логические приемы образования понятий.
11. Понятие, слово, термин.
12. Содержание и объем понятия. Виды понятий.
13. Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятий.
14. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия.
15. Определение понятий. Правила определения понятий.
16. Деление понятий. Правила деления понятий.
17. Операции ограничения и обобщения понятий. Правила обобщения и ограничения понятий.
18. Суждение как форма мышления.
19. Суждение и высказывание, их структура.
20. Простые суждения и их виды.
21. Классификация суждений по количеству и качеству.
22. Распределение терминов в суждении.
23. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.
24. Выделяющие и исключающие суждения.
25. Сложные суждения: их структура и символическая запись.
26. Соединительные суждения.Таблица истинности для конъюнкции.
27. Разделительные суждения. Полная и неполная, строгая и слабая дизъюнкция. Таблица истинности для дизъюнкции.
28. Условные суждения.Таблица истинности для импликации.
29. Эквивалентные суждения. Таблица истинности для двойной импликации.
30. Суждения с отношениями.
31. Понятие модальности. Виды модальных суждений.
32. Закон тождества.
33. Закон непротиворечия.
34. Закон исключенного третьего.
35. Закон достаточного основания.
36. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.
37. Непосредственные умозаключения и их виды.
38. Простой категорический силлогизм. Правила терминов и посылок.
39. Фигуры силлогизма и их модусы. Правила фигур силлогизма.
40. Чисто-условное, условно-категорическое, разделительно-категорическое и условно-разделительное умозаключения.
41. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы, их общая характеристика.
42. Полисиллогизмы и их виды.
43. Индуктивные умозаключения. Логическая природа индукции.
44. Понятие и структура умозаключения по аналогии. Виды аналогий. Условия состоятельности выводов по аналогии.
45. Логические основы аргументации: аргументация, убеждение, доказательство.
46. Доказательство как логическое ядро аргументации. Структура и виды доказательства.
47. Правила и ошибки в доказательстве.
48. Защита и опровержение. Способы опровержения.
49. Диалоговые формы аргументации: спор, полемика, дискуссия.
50. Стратегия и тактика спора.
51. Понятие о софизмах и логических парадоксах.
52. Понятие гипотезы и ее структура.
53. Виды гипотез. Понятие версии.
54. Способы подтверждения гипотез.
Критерии оценки знаний
В соответствии с приказом РГСУ от 14.03.2007 №190 «Об утверждении Положения о порядке планирования и нормах времени для расчета объема работы ППС РГСУ» прием экзаменов в процессе освоения дисциплины осуществляется: в устной форме, письменной форме, в форме тестирования, компьютерного тестирования.
Оценка знаний по дисциплине «Логика» на экзамене или зачете предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей.
Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.
«Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументированно и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности.
«Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки коммуникативных процессов и решения задач профессиональной деятельности.
«Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в усвоении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.
«Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, содержание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы.
«Зачтено» - если выполнены требования на оценку «удовлетворительно, «не зачтено» - если эти требования не выполнены.