Правила и ошибки в доказательстве. В процессе аргументации могут совершаться ошибки двух типов: умышленные и неумышленные
В процессе аргументации могут совершаться ошибки двух типов: умышленные и неумышленные. Умышленные – софизмы, а лицо совершающие их называют софистом. Софизмами называются и сами рассуждения, в которых содержатся умышленные ошибки. «Софизм» – от древнегреческого «софизма» – хитрая уловка, выдумка. Софизм – таким образом, не является ошибкой в буквальном смысле этого слова.
Неумышленные ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из поспешности и по другим причинам. Они называются «парасиллогизмами» от древнегреческого «парасиллогизмос» – неправильное рассуждение.
Чтобы не допускать ошибок в своем рассуждении, надо соблюдать определенные правила.
Правила по отношению к тезису.
1. Необходимо в большинстве случаев сформулировать тезис четко и ясно (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции). Это особенно важно в споре, спорная мысль не должна оставаться неясной.
2. Тезис должен быть истинным. (Как ни пытались доказать возможность создания и существования вечного двигателя, никому этого не удалось).
3. Тезис не должен изменяться в процессе аргументации без специальных оговорок.
Правила по отношению к аргументам.
1. Аргументы должны быть сформулированы четко и ясно.
2. Аргументы должны быть суждениями полностью или хотя бы частично обоснованными.
3. Аргументы должны повышать правдоподобие тезиса в доказательстве и снижать его в опровержении тезиса оппонента.
Существует также общее правило по отношению к демонстрации. Отношение между аргументами и тезисом должно быть отношением логического следования или по меньшей мере – отношением подтверждения.
Какие же ошибки бывают в процессе аргументации? Подмена тезиса, она случается тогда, когда в место одного тезиса, который намеревались доказать, начинают доказывать другой.
Разновидностями этой ошибки являются следующие:
а) «кто много доказывает, тот ничего не доказывает»;
б) «кто много опровергает, тот ничего не опровергает»;
в) ссылка на личные качества человека «аргумент к личности», «диатриба», например, иногда чтобы доказать, что человек неправ, говорят, что он еще молод и недопонимает всего, или что он в таком возрасте (преклонном), когда уже часто совершают ошибки. Ясно, что это делается специально, поскольку люди часто не могут по существу вопроса (и дела) доказать собственную позицию и опровергнуть позицию оппонента.
С аргументами связаны такие ошибки.
Если мы нарушаем 2-е правило аргументов, то возможны следующие ошибки:
1. Ложный аргумент (приводят необоснованное утверждение, к тому же ложное, однако аргументатор не знает о ложности своего аргумента.
2. Лживый аргумент – в качестве доводов приводят утверждение, ложность которого известна аргументатору.
3. Круг в доказательстве – тезис обосновывается из аргументов, в свою очередь, аргумент обосновывают при помощи тезиса.
Бывают также такие «ошибки»: довод к силе, т.е. угроза оппоненту, довод к толпе, т.е. аргументатор, если спор проходит в публичном месте старается склонить на свою сторону симпатии аудитории. И наконец, если мы не соблюдаем общее правило по отношению к демонстрации, то возникает ошибка, которая называется «не подтверждает» или «не следует». Нет связи тезиса и аргументов.
В заключение темы подчеркнём, что: логическая связь между тезисом и аргументами бывает следующей: а) тезис из аргументов вытекает с необходимостью; б) аргументы лишь подтверждают тезис; в) логической связи нет. Для решения задачи построения правильных доказательств необходимо применять учение логики о дедуктивных и индуктивных умозаключениях, подкрепляя подчас свою позицию и аналогией. До разумных пределов там, где это уместно следует использовать и знание психологии.
Билет 25