Связи Месяца и Того Света.
риложение 1. Славянские праздники.
Название праздника | Астрономическое явление | Природные признаки | Крестьянский труд в близкое к празднику время (или во время праздника) |
1. Жаворонки(неделя, начинающаяся с дня Весеннего Равноденствия или заканчивающаяся им) | Весеннее Равноденствие | Появление перелётных птиц | Подготовка к началу весенних полевых работ |
2. Радуница | Новолуние | Появление зелёной травы | Весенние полевые работы, начало пастбищного сезона |
3. Красная Горка(неделя после Радуницы) | Растущий Месяц | Появление зелёной травы | Весенние полевые работы, начало пастбищного сезона |
4. Зелёные Святки / Ярилин День(неделя, заканчивающаяся днём Летнего Солнцеворота) | Летнее Солнцестояние | — | Сенокос |
5. Перунова Неделя(предшествующая Зажинкам) | — | Созревание хлебов | Сенокос |
6. Зажинки | Растущий Месяц | Созревание хлебов | Начало жатвы |
7. Дожинки (неделя, начинающаяся с дня окончания жатвы) | — | — | Окончание жатвы |
8. Осенины(неделя, начинающаяся с дня Осеннего Равноденствия или заканчивающаяся им) | Осеннее Равноденствие | Отлёт перелётных птиц | Сбор урожая (в том числе — плодов и овощей) и его обработка. |
9. Деды | Новолуние | Исчезновение зелёной травы | Завершение пастбищного сезона, окончание осенних и начало зимних крестьянских работ |
10. Макошины Святки(неделя после Дедов) | Растущий Месяц | Исчезновение зелёной травы | Завершение пастбищного сезона, окончание осенних и начало зимних крестьянских работ |
11. День Марены | Новолуние либо Полнолуние | Появление устойчивого снежного покрова | Зимние работы |
12. Зимние Святки (начинаются в навечерие Зимнего Солнцеворота, завершаются через 12 дней после Солнцестояния) | Зимнее Солнцестояние | — | Зимние работы |
13. Громницы | Новолуние | Начало отёла скота | Зимние работы |
14. Велесовы Святки(неделя после Громниц) | Растущий Месяц | Начало отёла скота | Зимние работы |
ояснение.
Привязка праздников к лунным фазам носит рекомендательный характер. К примеру, очевидно, что, если хлеб созрел, нет смысла надолго задерживать жатву, ожидая растущего Месяца. Если же зелёная трава появилась в начале лунного цикла — мы полагаем, что нет смысла ждать следующего новолуния почти месяц, чтобы отпраздновать Радуницу, а за ней — Красную Горку. В этом случае, по нашему мнению, разумнее начать отмечать Радуницу и Красную Горку без учёта фазы Луны или дождаться не новолуния, а полнолуния.
Учитывая тот факт, что в народной Традиции как новолуние, так и полнолуние воспринимаются как пограничное время — опасное и связанное с Иным Миром (см. ниже Приложение 3), мы считаем, что имеет смысл приурочивать празднование Радуницы, Громниц и Дедов к полнолунию, в том случае, если новолуние отстоит слишком далеко от времени появления соответствующих празднику природных признаков. Новолуние, по нашему мнению, предпочтительнее полнолуния, поскольку является завершением старого лунного цикла и началом нового.
Восстановленное и предложенное нами Коло Святодней предназначено для осмысленного использования с учётом местных особенностей. К примеру, если расцвет и возрождение Природы в отдельно взятом регионе происходит раньше Весеннего Равноденствия — то и Красную Горку следует отмечать до Равноденствия, а не после него. Если появление и отлёт перелётных птиц далеко отстоят по времени от Весеннего и Осеннего Равноденствий — не следует ориентироваться на этот фенологический признак, определяя время проведения соответствующих праздников. При использовании нашей работы на практике нужно учитывать местные природные условия и, когда это необходимо, вносить поправки.
риложение 2.
Фазы Луны в славянской Традиции.
Д.А. Гаврилов и С.А. Ермаков в своей книге «Время Богов и время людей. Основы славянского языческого календаря» сообщают (цитируя работу Н.И. Моисеевой): «Уже задолго до принятия христианства приднепровские славяне выработали свою собственную систему счёта времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счёта, как и у других народов, лежала ритмичная смена фаз Луны. По тому, как древние летописцы описывали солнечные затмения, как они сравнивали видимый серп Солнца с видом Луны в конкретный день после новолуния, можно сделать вывод, что смены фаз Луны фиксировались на Руси весьма тщательно.
О большом внимании, уделявшемся наблюдениям Луны, свидетельствует и наличие древних названий лунных фаз: новолуние называлось “межи”, молодой серп – “новец”, первая четверть – “новый перекрой”, фаза около 10 дней – “подполонь”, полнолуние – “полонь”, фаза около 17 дней – “ущерб”, последняя четверть – “ветхий перекрой”, старый серп – “ветох”» [103].
Из белорусских этнографических материалов известно также более простое членение лунного цикла на четыре части:
«Межы, иначе Чернец- три первых дня новолуния, когда Месяца не видно на Небе.
Маладик — первая растущая четверть, в виде серпа остриями вправо.
Повня (Полнолуние)- вторая четверть, Луна видна полностью.
Збыта (Ветах. Стары Месяц)- третья убывающая четверть Месяца, в виде серпа остриями влево»[104].
риложение 3
связи Месяца и Того Света.
Как уже упоминалось нами выше, Месяц — «небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти»[105]. Представление о посещении Месяцем Того Света отражено в широко распространённых заговорах от зубной боли, произносящихся «на молодой Месяц»:«Заговаривающий спрашивает у месяца, был ли он на “том свете” и видел ли он мёртвых. Далее следует вопрос, болят ли у мёртвых зубы, после чего лекарь заключает: “Как у мертвецов зубы не болят, так пусть не болят и у имярек”»[106].
Лунный свет, по народным поверьям, опасен и вреден: «особенно для беременных женщин и новорождённых, отсюда запреты выходить и выносить ребёнка из дома ночью когда светит луна, и даже класть его в доме так, чтобы на него падал лунный свет. Поляки верили, что если луна “перейдёт” через спящего ребёнка, то ребёнок заболеет; в таком случае ребёнка спасали тем, что ставили на окно сосуд с водой в котором луна должна была “утопиться”. У белорусов некоторые детские болезни объяснялись тем, что “месяц засветил ребёнка”; их лечили следующим образом: брали валёк для белья, пеленали его в детскую пелёнку и на всю ночь выкидывали на двор, чтобы на него светил месяц,— тогда дитя поправится. Сербы и македонцы считали, что луна “пьёт” жизнь человека»[107].
Новолуние (безлуние) в славянской традиционной культуре «считается крайне неблагоприятным и опасным как всякая пространственная или временная граница (порог, межа, пол, ночь, полдень и т.п.). Это время “нечистое”, время, принадлежащее нечистой силе. Человек или животное, зачатые в такие дни, по представлениям болгар, не будут жить рано умрут. У всех славян известно верование, что ребенок, родившийся в “гнилые” дни, “на межах”, “на перемене”, останется бесплодным, бездетным. В Полесье остерегаются начинать какое-либо дело в “пустые” дни: не сеют и не сажают, не водят на случку скот, не покупают скот, не заготавливают урожай, не отправляются в дальнюю дорогу. На Брестщине известно верование, что если бы безлуние случилось на Пасху (что невозможно), то наступил бы конец света. Все эти представления об опасности безлуния связаны с верованиями, согласно которым месяц в это время освещает потусторонний мир, мир мёртвых»[108]. Полнолуние в народном Обычае тоже воспринимается как рубеж: «особенно значимыми в оценке времени для традиционной русской культуры являются границы: полдень, полночь, полнолуние и новолуние, которые считаются опасным, нечистым временем или вообще не временем»[109].
Ночное Светило влияет на духов: «Лунный свет привлекает русалок, они как бы купаются в нём, раскачиваясь на ветках и расчёсывая волосы. Сербы считают, что при свете луны из воды выходят души утопленников и сидят на вербах»[110]. Е.Е. Левкиевская, комментируя работу Д.К. Зеленина «Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки», указывает, что связь «между фазами луны и активностью нечистой силы — устойчивый мотив в славянских поверьях и быличках. Согласно гуцульским верованиям, души некрещёных детей, просящих креста, становятся ощутимы для людей при молодом или убывающем месяце. При молодом месяце показываются души убитых: «Уби́нык, шо вин нечасовы́й, маў жы́ты, а йго ўбылы, то вин хо́де <по земле>* до сво́го ча́су. Показу́еця, колы́ новы́й ми́сяць». Висельники показываются при новолунии[111], а утопленники — в период безлуния: «Як мисяц поўный, мо́же показатеся пови́шельник, колы порожна нич, у двана́дцатой годы́не приве́жувалися уто́пленикы»[112].
У славян известно поверье, согласно которому «умершие души отправляются на месяц. Сербы по месяцу узнавали, жив или погиб кто-то из близких, кто ушёл на войну или вообще находится вдали от дома. Для этого нужно было взять человеческий череп, трижды окунуть его в ключевую воду и в полночь во время полнолуния посмотреть сквозь него на месяц. Так гадали жёны о своих мужьях; считалось. что если муж жив, то жена увидит его перед собой, если же он погиб, она увидит его на месяце»[113].
риложение 4