Тема 1. МЕТОДЫ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Тема 1. Методы микроскопического исследования микроорганизмов 6
Занятие 1. Приготовление микроскопических препаратов. Работа с иммерсионным объективом 6
Тема 2. Морфология бактериальных клеток 9
Занятие 2. Основные формы бактерий. Шаровидные и палочковидные бактерии, извитые и нитчатые 9
Занятие 3 Запасные клеточные включения. Споры 15
Занятие 4. Методы дифференцированной окраски клеток бактерий. Обнаружение капсул 19
Тема 3. Анализ микрофлоры воздуха, воды и почвы 22
Занятие 5. Микробиологический анализ сред: воздуха - методом осаждения,
воды и почвы - методом разбавления 22
Тема 4. Превращения безазотистых органических веществ под влиянием
микроорганизмов 29
Занятие 6. Выращивание культур микроорганизмов, вызывающих брожение
и неполное окисление субстрата 29
Занятие 7. Знакомство с микроорганизмами, вызывающими брожение 32
Тема 5. Микробиологические процессы превращения азотистых веществ ... 42
Занятие 8. Выращивание микроорганизмов, участвующих в круговороте
азота 42
Занятие 9. Изучение бактерий, участвующих в превращениях соединений
азота 47
Тема 6. Фитопатогенные микроорганизмы 50
Занятие 10. Знакомство с некоторыми микроорганизмами-возбудителями
болезней растений 50
Тема 7. Полезные микроорганизмы 57
Занятие 11. Методы изучения антагонизма у микроорганизмов 57
Занятие 12. Микробиологический метод защиты растений 60
Тема 8 Основы иммунологии 63
Занятие 13. Изучение некоторых иммунологических реакций 63
Приложения 71
Приложение 1. Приготовление наиболее употребительных красок и реактивов. . 71
Приложение 2. Работа с микроскопическими препаратами 73
Приложение 3. Способы стерилизации питательных сред, посуды и других лабораторных материалов 74
Приложение 4. Список латинских названий микроорганизмов 75
Список использованной литературы 78
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие служит дополнением к лекционному курсу «Микробиология с основами вирусологии» для студентов, обучающихся по классической специальности «биология» и педагогическим специальностям «биология с дополнительной специальностью “химия”» и «биология с дополнительной специальностью “экология”», и представляет собой руководство к выполнению лабораторных работ, на которые рабочими программами отводится 40 часов.
Пособие призвано обеспечить практическую подготовку студентов по основным темам теоретического курса, углубление и закрепление знаний, выработку умений и навыков культивирования микроорганизмов, их микроскопического и физиологического исследования. Предполагается подготовка студентов к проведению практических занятий с микроорганизмами в школьном курсе биологии.
Приведенные в практикуме задания расположены в той же последовательности, что и соответствующий им учебный материал в программе и теоретическом лекционном курсе. Сначала идут задания по общей микробиологии (морфологии микроорганизмов), затем по физиологическим процессам и частным процессам превращения безазотистых, азотсодержащих и других веществ. Завершается лабораторный курс ознакомлением с фитопатогенными и полезными микроорганизмами, а также некоторыми сведениями по иммунологии. При определении очередности в изучении тем решающими факторами послужили логика усложнения заданий и необходимость заблаговременной постановки экспериментов по выращиванию определенных групп микроорганизмов.
Материал каждого занятия излагается в определенной последовательности: вначале кратко дается теория, потом перечень необходимого оборудования и объектов исследования, затем конкретное задание студенту и последовательность его выполнения, контрольные вопросы.
Объяснение к заданию имеет цель связать материал учебника и лекционного курса с содержанием конкретной темы лабораторного занятия и не заменяет студенту изучения теоретического курса, которое должно предшествовать выполнению лабораторной работы.
В задании определены объекты исследования и методы, при помощи которых студент может выполнить заданный объем работы. Вследствие дефицита времени, сжатости курса и длительности выращивания некоторых микроорганизмов часть работы выполняется сотрудниками кафедры, но методика работы кратко излагается. В конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, при помощи которых студенты могут определить степень своей подготовки.
Выполнение конкретных индивидуальных заданий контролируется преподавателем в течение занятия по мере их выполнения. Лучшие препараты рекомендуется просмотреть всем, а нетипичные с помощью преподавателя анализируются и исследуются для выяснения причин, вызвавших отклонение от нормы.
Результаты экспериментов и микроскопирования препаратов заносятся в рабочую тетрадь каждым студентом, объекты зарисовываются в укрупненном масштабе, делаются необходимые пояснительные подписи (объекты именуются по-латыни), подводятся итоги занятия. Рабочая тетрадь служит основным источником практической подготовки студента к зачету или экзамену.
Тема 1. МЕТОДЫ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО