Основные этапы самостоятельной работы студентов
ГБОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Кафедра биологии
«Утверждаю»
Зав. кафедрой биологии,
д.м.н.
М.В. Черников__________
''____'' _________ 2011 г
Методические рекомендации для студентов1 курса медико-биологического факультета к проведению полевых экскурсий по учебно-биологической практике.
Для специальности: 060601 «Медицинская биохимия»
Тема: Выезд группы студентов в полевые условия на объект Пичуга.
Цель: Проведение сбора фактического материала с целью тестирования загрязнения водной и почвенной среды. Обследование р. Пичуги, сбор моллюсков с целью дальнейшего паразитологического обследования в лабораторных условиях.
Задачи:
1. Ознакомление с видовым многообразием беспозвоночных животных и растений, обитающих в водной среде;
2. Наблюдение за организмами в их естественной среде обитания
3. Изучение адаптаций беспозвоночных к конкретным условиям среды;
4. Выявление закономерностей распределения животных в зависимости от среды обитания;
5. Освоение основных методов обнаружения животных, сбора, обработки и хранения зоологического материала, составления коллекций;
- Приобретение навыков работы с определителями
- Определение видового разнообразия водоема;
- Определение степени загрязненности водоема в соответствии с результатами исследования;
Место проведения экскурсии:Река Пичуга
Длительность экскурсии
6 часов(включительно время, затраченное на проезд)
Материалы и оборудования:
1. Записные книжки и карандаши
2. Лупы
3. Пинцеты
4. Водные сачки
5. Копалки
6. Морилки
7. Коробки и пробирки с вентиляцией для сбора живого материала
8. Садки
Описание маршрута:
Река Пичуга располагается в 50 км от г. Волгограда в северо-западном направлении. Рядом располагается лес. Растительность представлена:
Древесный ярус - тополь, дуб.
Кустарниковый ярус – волчье лыко, акации..)
Содержание практики включает следующие разделы:
Методика сбора беспозвоночных. Методы сбора наземных беспозвоночных: ручной сбор, ловля сачком,. Сбор вредителей по внешним и внутренним повреждениям растений. Сбор почвенных животных: метод почвенных проб. Сбор беспозвоночных из лесной подстилки. Методы сбора водных беспозвоночных: ручной сбор, ловля сачком, сбор бентоса драгой.
Камеральная обработка собранного материала. Приемы замаривания и фиксации беспозвоночных. Этикетирование. Хранение объектов в консервирующих жидкостях, на ватных матрасиках. Монтирование беспозвоночных, составление и хранение коллекций.
Определение животных. Правила пользования определителями и атласами. Приборы и инструменты, необходимые для определения.
Учебно-исследовательская практика осуществляется в трех основных формах: экскурсии в природу, камеральная обработка собранного материала, самостоятельное мини-исследование, при выполнении которого студент применяет умения и навыки работы с животными в природе и лаборатории, овладевает элементами исследовательской деятельности.
Основные этапы самостоятельной работы студентов
1. Каждый студент должен иметь при себе на полевой практике тетрадь (блокнот) и карандаш, карманную лупу, ботаническую и энтомологическую копалку, емкость для сбора насекомых с опилками или специально приготовленной жидкостью, пинцет, сачок для сбора летающих насекомых и водный сачок, энтомологические коробки для сбора бабочек
2. Определение ландшафта и рельефа местности
3. Сбор фактического материала, применяя методы кошения, ловли сачком, осмотра растительности, просеивания и т.д.
4. Первичная фиксация объектов в емкости для сбора насекомых.
Экологический паспорт биотопа:
5. Название биотопа
6. Описание ландшафта: дать общую характеристику биотопа, отметить особенности заселенности растительными (древостой, кустарниковый ярус, кустарничковый и травяной покров, папоротники, мхи и лишайники) и животными организмами (позвоночные и беспозвоночные).
7. Оценить степень влияния деятельности человека на данной территории.
Формы отчетности.
1. Полевой дневник;
2. Экологический паспорт;
3. Тетрадь (альбом) с рисунками и практическими заданиями;
4. Оформленный отчет по результатам исследования.
По окончании практики проводится итоговая конференция, на которой студенты представляют результаты проведенных исследований.
Основная литература
1. Римский-Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии», 2002 г.
2. В.М.Душенков, К.В.Макаров
«Летняя практика по зоологии Беспозвоночных», 2000 г
3. Г.Ю.Клинкова, В.А.Сагалаев, «Методические рекомендации к проведению весенних ботанических экскурсий в степной зоне», 1987 г
4. Росс Г.,Росс Ч., Энтомология,-М, 1985г
5. Шалапенок Е.С, Запольская Т.И., «Руководство к летней учебной практике по зоологии беспозвоночных.- Минск, 1987 г
6. Шарова И.Х. «Зоология беспозвоночных: книга для учителя.- М,2004 г
Дополнительная
1. Любарский Г.Ю. природа России: жизнь животных. Насекомые.-М.,1999г
2. Бей-Биенко Г.Я., «Общая энтомология»., 1980 г
3.Негробов О.П., Черненко Ю.И, «Определитель насекомых».- Воронеж, 1990г
4. Гусев В.И., «Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников.- М.,1984 г.
5. Высшие насекомые. Двукрылые.-СПб.,1999
Методическое пособие составлено ассистентами кафедры биологии Кавалеровой Д.А., Ребровой Д.Н.