Анализ системы требований к проектируемому объекту

КУРСОВОЕ и ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 070601 –Дизайн специализация: «дизайн среды»; «графический дизайн»; «дизайн костюма».

Очной формы обучения

Тюмень 2010г.

Тюмень 2010г.

Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

Составители: В.А.Латышев- ассистент каф.ГНГиД; И.В.Походина ст. преподаватель каф.ГНГиД

Отв. редактор: Н.Ф. Коленчин, к.т.н. доцент

© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

2010 г.

Содержание

1. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования

2. Подготовка к проекту. Анализ системы требований

к проектируемому объекту.

3. Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского

решения

4. Пояснительная записка

5. График выполнения курсовой и дипломной работы

6. Защита курсового, предзащита дипломного проекта

7. Приложения

8. Состав проекта

Методические указания разработаны на основе:

1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2. Рабочего учебного плана специальности 070601 «Дизайн» квалификация – дизайн среды.

3. Рекомендаций Учебно – методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументальных и декоративных искусств.

Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования

Принципиальная схема последовательности проектных действий дизайнера в условиях реального проектирования часто подвергается значительной корректировке. Это происходит потому что каждый проектировщик руководствуется собственными представлениями о технике и технологии проектного творчества.Основной смысл творческой деятельности дизайнера среды состоит в формировании окружения и организации пространства в интересах людей (интерьер квартиры,школы,магазина) и объекты экстерьера(сквер,детская площадка,благоустройство) с учетом индивидуальных потребностей каждого человека. Одна из специфических сторон проектной деятельности заключается в изучении комплекса проблем,возникающих при проектировании. Результатом этих исследований является понимание сущности проектирования функциональных, технически совершенных, эстетически выразительных объектов, в совокупности составляющих оптимальную среду для жизнедеятельности человека.

Анализ системы требований к проектируемому объекту

Система принципов, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с окружающим предметно-пространственным миром, может быть выражена в четырех группах требований: социальные, утилитарно- функциональные, эргономические, эстетические и экономические.

Социальные- это требования к организации среды,учитывающие ее соответствие потребностям и уровню потребительской ценности.

Утилитарно-функциональные-требования,предъявляемые к среде человеком-потребителем. Эргономические- требования,обеспечивающие соответствие среды возможностям человека и обуславливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки ,а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта.Эстетические – требования ,сочетающие в себе ценность среды как элемента художественной культуры общества,отражающие общественно-ценностные характеристики . В центре внимания дизайнера среды всегда находится человек с его индивидуальными и общественными запросами и потребностями . Требования дизайна среды –это система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с предметным миром.

В целом курсовой проект должен подтвердить соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта по всем разделам обучения в рамках данной специальности.

К курсовому проектированию допускаются студенты, аттестованные по всем дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом ТюмГНГУ для данной специальности, а также успешно сдавшие междисциплинарный экзамен по специальности.

Как правило,выбор темы должен проводится дипломником самостоятельно,что предполагает возможность соответствия ее внутренним профессиональным предпочтениям,личному выбору,собственным представлениям студента о ее социально-культурной или народно-хозяйственной актуальности.Дипломный проект может быть логическим продолжением курсового проекта с более полными разработками обьектов дизайна предложенными ведущим преподавателем дисциплины (в соответствии с характером тематики и составом курсового проекта).

Особенностью работ V курса являются: - «привязка» (по возможности) тем проектирования к реальным и заказным работам с использованием впоследствии труда студентов-для реального эскизного и рабочего проектирования;

- углубленное изучение приемов встраивания проектных предложений в контекст предлагаемой ситуации;

- конкретизация на реальных заданиях цепочки проектных разработок от фор-эскиза до условно «рабочего» проекта с уточнением требований к каждому этапу;

- ориентация каждого студента на выбор, в процессе учебного проектирования,раздела или области будущей самостоятельной работы с уточнением возможной тематики дипломного проекта и сбором материалов по избранному направлению.

Преподаватель контролирует работу студента,по графику выполнения каждого этапа проекта определяет возможные ошибки ивозможность их устранения.

Все представленные в курсовом проекте решения – художественные, функциональные, инженерные – должны отвечать требованиям соответствующих СНиПов, ГОСТов, территориальных и ведомственных нормативов.

Системный процесс

Необходимо рассмотреть два аспекта системы.

Первый системный дизайн- как стратегия,

,совокупность действий с использованием различных методов проектирования .Стратегия может меняться в ходе проектирования или оставаться неизменной на всем протяжении проектного процесса.Готовые стратегии ориентированы на работу в знакомых ситуациях и применимы для проектирования «по прототипу»или аналогового,не направлены на изобретение нового.Выбор той или иной стратегии определяется условиями «дано» или «требуется».

Второй,системный дизайн как тактика-определяет генеральную линию движения,а в качестве мер служит решению частной,с точки зрения целого, конкретной проблемы.

Проектирование среды призвано обеспечить определение необходимой и достаточной номенклатуры функциональных связей между компонентами системы « человек – предмет – пространство».Проблема пространственно-временных отношений объектов того или иного класса в среде необходима на предпроектных стадиях работы дизайнера. Дизайн – программа - метод, соединяющий в целостный процесс разработку проектно –художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой деятельности ,реализующей эту концепцию.

Систематизация работы над проектом

При проведении подготовки большое значение имеет подключение студента к реальному проектированию, овладение методологией ведения работы, которое положительно отражается на ходе работы над проектом. Выявляются авторские предпочтения в выборе объекта и направления проектирования, уточняются название темы, стадии работы, ориентация на выбор строительных и отделочных материалов, т.е. определяется стратегия последующей работы над курсовым проектом.

Результатом предподготовки должны стать исходные данные об объекте проекта:

· Название, типология и адресная привязка;

· Климатические данные;

· Конструктивно – планировочная схема;

· Художественно – стилистическая характеристика с информацией о возможном статусе объекта как историко – культурного памятника;

· Функциональные особенности, влияющие на специфику дизайнерской разработки будущего проекта (требования к теплоизоляции, акустическому режиму, условиям зрительной работы и инсоляции, эвакуационным путям).

С выполнением предподготовки проекта студент собирает необходимую исходную информацию и материал для курсового проектирования, либо сам компонует комплексную картину базовых данных проектирования.

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Наши рекомендации