Анализ системы требований к проектируемому объекту
КУРСОВОЕ и ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 070601 –Дизайн специализация: «дизайн среды»; «графический дизайн»; «дизайн костюма».
Очной формы обучения
Тюмень 2010г.
Тюмень 2010г.
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составители: В.А.Латышев- ассистент каф.ГНГиД; И.В.Походина ст. преподаватель каф.ГНГиД
Отв. редактор: Н.Ф. Коленчин, к.т.н. доцент
© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
2010 г.
Содержание
1. Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
2. Подготовка к проекту. Анализ системы требований
к проектируемому объекту.
3. Поэтапная разработка архитектурно-дизайнерского
решения
4. Пояснительная записка
5. График выполнения курсовой и дипломной работы
6. Защита курсового, предзащита дипломного проекта
7. Приложения
8. Состав проекта
Методические указания разработаны на основе:
1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
2. Рабочего учебного плана специальности 070601 «Дизайн» квалификация – дизайн среды.
3. Рекомендаций Учебно – методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументальных и декоративных искусств.
Методическая организация архитектурно-дизайнерского проектирования
Принципиальная схема последовательности проектных действий дизайнера в условиях реального проектирования часто подвергается значительной корректировке. Это происходит потому что каждый проектировщик руководствуется собственными представлениями о технике и технологии проектного творчества.Основной смысл творческой деятельности дизайнера среды состоит в формировании окружения и организации пространства в интересах людей (интерьер квартиры,школы,магазина) и объекты экстерьера(сквер,детская площадка,благоустройство) с учетом индивидуальных потребностей каждого человека. Одна из специфических сторон проектной деятельности заключается в изучении комплекса проблем,возникающих при проектировании. Результатом этих исследований является понимание сущности проектирования функциональных, технически совершенных, эстетически выразительных объектов, в совокупности составляющих оптимальную среду для жизнедеятельности человека.
Анализ системы требований к проектируемому объекту
Система принципов, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с окружающим предметно-пространственным миром, может быть выражена в четырех группах требований: социальные, утилитарно- функциональные, эргономические, эстетические и экономические.
Социальные- это требования к организации среды,учитывающие ее соответствие потребностям и уровню потребительской ценности.
Утилитарно-функциональные-требования,предъявляемые к среде человеком-потребителем. Эргономические- требования,обеспечивающие соответствие среды возможностям человека и обуславливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки ,а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта.Эстетические – требования ,сочетающие в себе ценность среды как элемента художественной культуры общества,отражающие общественно-ценностные характеристики . В центре внимания дизайнера среды всегда находится человек с его индивидуальными и общественными запросами и потребностями . Требования дизайна среды –это система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с предметным миром.
В целом курсовой проект должен подтвердить соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта по всем разделам обучения в рамках данной специальности.
К курсовому проектированию допускаются студенты, аттестованные по всем дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом ТюмГНГУ для данной специальности, а также успешно сдавшие междисциплинарный экзамен по специальности.
Как правило,выбор темы должен проводится дипломником самостоятельно,что предполагает возможность соответствия ее внутренним профессиональным предпочтениям,личному выбору,собственным представлениям студента о ее социально-культурной или народно-хозяйственной актуальности.Дипломный проект может быть логическим продолжением курсового проекта с более полными разработками обьектов дизайна предложенными ведущим преподавателем дисциплины (в соответствии с характером тематики и составом курсового проекта).
Особенностью работ V курса являются: - «привязка» (по возможности) тем проектирования к реальным и заказным работам с использованием впоследствии труда студентов-для реального эскизного и рабочего проектирования;
- углубленное изучение приемов встраивания проектных предложений в контекст предлагаемой ситуации;
- конкретизация на реальных заданиях цепочки проектных разработок от фор-эскиза до условно «рабочего» проекта с уточнением требований к каждому этапу;
- ориентация каждого студента на выбор, в процессе учебного проектирования,раздела или области будущей самостоятельной работы с уточнением возможной тематики дипломного проекта и сбором материалов по избранному направлению.
Преподаватель контролирует работу студента,по графику выполнения каждого этапа проекта определяет возможные ошибки ивозможность их устранения.
Все представленные в курсовом проекте решения – художественные, функциональные, инженерные – должны отвечать требованиям соответствующих СНиПов, ГОСТов, территориальных и ведомственных нормативов.
Системный процесс
Необходимо рассмотреть два аспекта системы.
Первый системный дизайн- как стратегия,
,совокупность действий с использованием различных методов проектирования .Стратегия может меняться в ходе проектирования или оставаться неизменной на всем протяжении проектного процесса.Готовые стратегии ориентированы на работу в знакомых ситуациях и применимы для проектирования «по прототипу»или аналогового,не направлены на изобретение нового.Выбор той или иной стратегии определяется условиями «дано» или «требуется».
Второй,системный дизайн как тактика-определяет генеральную линию движения,а в качестве мер служит решению частной,с точки зрения целого, конкретной проблемы.
Проектирование среды призвано обеспечить определение необходимой и достаточной номенклатуры функциональных связей между компонентами системы « человек – предмет – пространство».Проблема пространственно-временных отношений объектов того или иного класса в среде необходима на предпроектных стадиях работы дизайнера. Дизайн – программа - метод, соединяющий в целостный процесс разработку проектно –художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой деятельности ,реализующей эту концепцию.
Систематизация работы над проектом
При проведении подготовки большое значение имеет подключение студента к реальному проектированию, овладение методологией ведения работы, которое положительно отражается на ходе работы над проектом. Выявляются авторские предпочтения в выборе объекта и направления проектирования, уточняются название темы, стадии работы, ориентация на выбор строительных и отделочных материалов, т.е. определяется стратегия последующей работы над курсовым проектом.
Результатом предподготовки должны стать исходные данные об объекте проекта:
· Название, типология и адресная привязка;
· Климатические данные;
· Конструктивно – планировочная схема;
· Художественно – стилистическая характеристика с информацией о возможном статусе объекта как историко – культурного памятника;
· Функциональные особенности, влияющие на специфику дизайнерской разработки будущего проекта (требования к теплоизоляции, акустическому режиму, условиям зрительной работы и инсоляции, эвакуационным путям).
С выполнением предподготовки проекта студент собирает необходимую исходную информацию и материал для курсового проектирования, либо сам компонует комплексную картину базовых данных проектирования.
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ