Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий Перечень основного оборудования
Наименование Адрес
Лаборатория микробиологии Советский пр., 8, аудитория 231 Компьютер, ранцевая лаборатория, шкаф медицинский, спектрофотометр, счетчик колоний микроорганизмов, камера вертикального электрофореза, штатив-карусель для пипеток, электропечь, источник бесперебойного питания, термостатТС-1/80 СПУ, термостат медицинский, хроматограф жидкий с флуориметрическим и спектрометрическими детекторами в комплекте, ячейка с комплексом электродов для определения ионов, микроскопы, химическая посуда и инструменты, УФ-лампа, весы (технические, аналитические и торсионные), центрифуга, магнитная мешалка, холодильные и морозильные камеры, дистиллятор, рефрактометр, анализатор инверсионный ИВА, набор оборудования для приготовления временных препаратов, набор лабораторной посуды для приготовления микропрепаратов, набор красителей и реактивов для приготовления микропрепаратов
Лаборатория биохимии и физиологии растений и микроорганизмов,   Советский пр., 8. Ауд. 718 Набор постоянных препаратов для изучения морфологического разнообразия бактерий Коллекция культур микроорганизмов Набор оборудования для приготовления временных препаратов микроорганизмов Набор питательных сред для культивирования микроорганизмов Набор лабораторной посуды для приготовления микропрепаратов Набор красителей и реактивов для приготовления микропрепаратов Набор диапозитивов «Морфология микроорганизмов» в 2 ч. Набор учебных таблиц по микробиологии и вирусологии ФЭК, набор кювет Дистиллятор стеклянный 4 л Печь муфельная СНОЛ-1.6.2.0.0.8/9-М1 Стеллаж для выращивания растений в заданных условиях «Растениевод» Центрифуга ОПН-8 Шкаф вытяжной ЛАБ1200 Термостат медицинский TW Светильник ультрафиолетовый Весы электронные Весы аналитические Бани водяные Плитки электрические Спиртомеры Набор термометров от + 100 до – 300С (воздушные, почвенные, водные) Стекла предметные, покровные, с лунками Набор для исследования качества воздуха (трубки индикаторные, воздухозаборник, набор микропрепаратов, реактив Гисса)
Учебная аудитория Советский пр., 8. Ауд. 724 Проектор, экран, компьютер
Компьютерный класс Советский пр., 10, аудитории 201, 301, 308, 311 компьютеры с выходом в Интернет раздаточный материал с заданиями и адресами сайтов

Организационно-методический раздел

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «ФИТОЦЕНОЛОГИЯ» изучается в 6 семестре. Знакомит студентов с синэкологическим разделом экологической ботаники.

Следует за ранее изученными общими курсами «Общая ботаника» и «Науки о Земле», учебной полевой практикой по ботанике (после 1 и 2 курса), а также ботаническими дисциплинами «Альгология и микология» и «Систематика высших растений», посвященными рассмотрению многообразия растений, «Общая экология». Освоение дисциплины требует знания основ географии, почвоведения, систематики и экологии растений.

Изучается вместе с экологической дисциплиной «Экология и рациональное природопользование» (в 8 семестре).

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)  
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные положения и концепции современной фитоценологии, тенденции развития и основные проблемы современной науки о растительности, основные этапы развития фитоценологии и ведущие современные научные школы, главные методы фитоценотических исследований. Уметь: пользоваться фитоценотической терминологией, анализировать состав, структуру и динамику растительности. Владеть навыками анализа геоботанических данных.   ОПК-3 способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов ОПК-10 способность применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы  

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

06.03.01 Биология (06.03.01-П1-14)
коды и наименования направлений подготовки (специальностей) / укрупненных групп направлений подготовки и специальностей
Форма обучения Кол-во зачетных единиц, всего Кол-во часов, всего в т.ч. аудиторная работа в т.ч. самостоятельная работа Форма промежуточной аттестации (Экзамен / Зачет)
Всего из них: Всего из них:
Л ЛР ПЗ КР / КП РГЗ Кр Р Д
очная экзамен
очно-заочная                          
заочная                          

_________________

Виды учебной работы: Курсовая работа (проект) – КР/КП; Расчетно-графические задания - РГЗ; Контрольные работы - Кр; Реферат - Р; Другие виды самостоятельной работы - Д.

Заполняется для каждого направления подготовки (специальности) или для группы направлений подготовки (специальностей). В случае, если программа разработана для одного направления подготовки (специальности), то его можно не указывать.

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1.История и методология фитоценологии Предмет фитоценологии. Структура современной науки о растительности. Допарадигмальный и парадигмальный периоды развития фитоценологии. Организмизм и континуализм в науке о растительности. Основатели континуализма. Развитие континуальных представлений в разных разделах фитоценологии.
2. Популяционно-видовой уровень изучения растительности Физиогномика. Жизненные формы, формы роста, функциональные типы растений. Системы жизненных форм растений. Феноритмотипы. Ординация видов. Градиентный анализ. Экологические группы видов и способы их выделения. Географическая характеристика видов. Хорионы. Адвентивные виды. Фитоценотипы и доминанты. Типы эколого-фитоценотических стратегий растений. Экологическая ниша вида у растений. Популяции и ценопопуляции. Характеристики популяций. Популяции клональных и споровых растений. Гетерогенность популяций. Возрастной и виталитетный состав популяций.
3. Фитоценотический уровень изучения растительности Проблема фитоценоза. Модели организации фитоценоза. Факторы организации фитоценозов. Экотоп. Геоботаническая индикация. Конкуренция. Аллелопатия. Трофические взаимоотношения растений в фитоценозе. Лианы и эпифиты в фитоценозе. Взаимопомощь растений в фитоценозе. Влияние гетеротрофов на организацию фитоценозов. Влияние микоризы, бактерий-симбиотрофов и паразитов на организацию фитоценозов. Биотическая трансформация экотопа. Нарушения как фактор организации сообществ. Дифференциация экологических ниш в фитоценозе. Состав фитоценоза. Вертикальная и горизонтальная структура фитоценоза. Фитомасса и продукция. Изменчивость фитоценозов. Динамика фитоценозов. Концепция климакса в фитоценологии. Полимодельная концепция сукцессий растительности. Эволюция растительности. Синантропизация растительности. Экспериментальные сукцессии. Синтаксономия и ее развитие. Физиономическая и эколого-флористическая классификации растительности.
4. Инфраценотический уровень изучения растительности Флористика. Региональные и конкретные флоры. Анализ флор. Альфа-бета- и гамма-разнообразие. Топоклины. Ценохоры. Картирование и районирование растительности.
5. Современное состояние и развитие науки о растительности Факторы, порождающие плюрализм в науке о растительности. Развитие научных школ в фитоценологии. Современные научные традиции в науке о растительности: франко-швейцарская, англоязычная, прибалто-скандинавская, немецкая и российская. Ассоциация науки о растительности. Главные периодические научные издания по фитоценологии. Основные выводы из анализа концепций науки о растительности. Прогноз развития междисциплинарного научного комплекса об автотрофном блоке экосистем.

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
1.   1.Введение в науку о растительности. История фитоценологии. Концепция континуума.  
2.   2.Физиогномика.
3.Экологическая и географическая характеристики видов.
4.Эколого-фитоценотические стратегии растений.
5.Экологическая ниша вида.
6.Изучение популяций растений.
7.Гетерогенность фитопопуляций.
3.   8.Фитоценоз.
9.Факторы и модели организации фитоценозов. Экотоп.
10.Влияние взаимоотношений растений на организацию фитоценозов.
11.Влияние гетеротрофов и нарушений экотопа на организацию фитоценозов. Дифференциация ниш.
12.Признаки растительного сообщества: состав и структура.
13.Признаки растительного сообщества: фитомасса, продукция, изменчивость. Динамика растительности и ее изучение.
14.Эволюция растительности. Современный этап изучения синдинамики.
15.Классификация растительных сообществ (синтаксономия).
16.Особенности развития синтаксономии в России. Континуализация синтаксономии.
4.   17.Флористика.
18.Топоклины. Бета-разннобразие. Симфитосоциология.
5.   19. Научные школы в фитоценологии. 20. Общие закономерности развития и современное состояние науки о растительности.

Практические занятия

Наши рекомендации