Охарактеризуйте виды чтения специальной литературы?
Дайте определение следующим методам обработки информации: цитирование и группировка?
Цитирование – использование в научной работе заимствованных результатов исследований других авторов в их оригинальном виде без искажений и комментариев. Цитаты берутся в кавычки, обязательно делаются сноски на первоисточник и страницу. На основе цитат можно развивать собственную мысль, анализируя их содержание, анализируя и синтезируя факты, идеи, взгляды других авторов.
Группировка - метод обработки информации, заключающийся в рассмотрении многочисленных сведений по группам, разделам, классам данных, построенным по определенным признакам (критериям). При этом признаки могут быть различными.
Охарактеризуйте отраслевые источники научно-технической информации?
Отраслевые источники научно-технической информации представляют особый интерес для исследователя потому, что они предоставляют углубленную информацию более узкой, конкретной ориентации. Публикации таких источников проходят профессиональный отбор и редактирование, они в пределах отрасли зачастую более доступны специалистам (производится рассылка изданий по учреждениям и организациям отрасли, они имеют более узкий круг потребителей информации). Примерами центральных отраслевых источников информации могут служить: Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по электронике» (Информэлектро), Всероссийский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса, Научно-информационный центр «Информпечать» и другие.
Теоретические и эмпирические статьи?
Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила.
Научные же статьи эмпирического характера хоть и используют ряд теоретических методов, но больше опираются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п. В заголовках этих статей часто употребляются слова «методика», «оценка», «определение
Охарактеризуйте тематический и предметный каталоги?
Тематический каталог- перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.
Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний.
Предметный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном, т.е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом, порядке. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т.п.).
Какие различают носители информации?
Важным вопросом хранения данных является выбор носителей информации. Это могут быть специальные папки для хранения документов (папки-скоросшиватели, папки архивные), картотеки, магнитные и другие современные носители. В качестве носителей используются также рабочие тетради, подшивки газет, журналов и т.п.
В настоящее время наряду с магнитными носителями информации (гибкими и жесткими дисками) широко используются оптические (СD-диски, DVD-диски) и электронные носители информации (flash-устройства).
Охарактеризуйте виды чтения специальной литературы?
Ориентировочное чтение — связано с единственной задачей: обнаружить, есть ли в тексте информация, представляющая интерес для читателя. Если вывод отрицательный, чтение прекращается.
^ Обзорное чтение — нацелено на выделение идеи текста. Результатом обзорного чтения может явиться составление реферата текста.
Поисковое чтение — направлено на обнаружение в тексте определенных данных. При этом должно быть заранее известно, что такие данные содержатся в тексте.
^ Реферативное чтение — просмотр источника, направленый на составление общей логико-смысловой схемы текста, выделение ключевых слов, понятий и т. д.
Конспективное чтение — направлено на восприятие логико-фактологической цепочки текста, на понимание замысла автора и общую оценку прочитанного.
^ Критическое чтение — предусматривает целенаправленное сопоставление собственных мыслей с идеями, содержащимися в тексте. Это сложный анализ, позволяющий проникнуть в глубинную структуру текста и всесторонне оценить позиции автора.
^ Углубленное чтение — характеризуется особым акцентом на неявной информации, всестороннем понимании текста [