IX. Подведение итогов урока.
— Перед какими словами никогда не ставится предлог?
— Как отличить приставку от предлога?
Домашнее задание
Упр. 263 (с. 134).
Урок 7 4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте текст.
— Как вы его озаглавили?
— Назовите слова с приставками и слова с предлогами.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите. Разберите слова по составу. Перелесок, подставка, подружка.
— Выпишите из текста слова и распределите их в два столбика: 1) с приставками; 2) с предлогами. Подчеркните предлоги, выделите приставки. Выпишите отдельно слова, перед которыми не может быть предлогов. На какой вопрос они отвечают?
(По)стволу дерева можно сказать, где оно росло — (в)лесу или (на) поляне. Если дерево растёт (на)поляне, его ветви тянутся (во)все стороны и ствол (у)такого дерева толще. А (в)лесу деревья (за)щищают друг друга (от) ветра. Стволы (у)них ровные, стройные.
2. Фронтальная работа
— Замените одним словом, запишите.
• Снежная буря (вьюга).
• Домики для пчёл (ульи).
• Мать, отец, дети (семья).
— Что общего в правописании этих слов?
— Почему в этих словах написали разделительный мягкий знак?
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
— Запишите два слова с разделительным мягким знаком.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
С..ёмка, объявление, об..езд.
— Какая буква пропущена в словах?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Грамматическая сказка
Сказка о разделительных твёрдом и мягком знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды Незнайкин писал диктант.
«Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля», — старательно выводил, он.
— Ой, ой, ой! — испугались неправильно написанные слова. — В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
— А что с вами случилось? — удивился Незнайкин.
— Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы е, ё, ю, я. — В этих словах мы обозначаем по два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук: [э], [о], [у], [а], и читают сел, пю, сёмку, коля вместо съел, пью, съёмку, колья\
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
2. Наблюдения над правописанием слов с разделительным твёрдым знаком
— Образуйте имена существительные с корнем -езд-, используя приставки вы-, пере-, про-, за-, и запишите их. Приставки выделите.
— А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-, и запишите их. Приставки выделите.
— Почему в этих словах вы написали разделительный твёрдый знак?
— На какие буквы заканчиваются приставки?
— Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн- и запишите их. (Съёжился, съедобный, объяснить.)
— Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак?
3. Работа по учебнику Упр. 264 (с. 134).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите приставки в словах. На какие буквы заканчиваются приставки?
— После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласный.)
— Перед какими буквами он стоит?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Когда пишется разделительный твёрдый знак?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 265 (с. 135).
— Прочитайте стихотворение.
— Что значит объегорил? {Обманул.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с разделительным твёрдым знаком. Назовите приставки в словах и буквы, перед которыми написан разделительный твёрдый знак.
Упр. 267 (с. 135).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 136.
VIII. Рефлексия
— Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком.
Всё вокруг объято страхом — Разъярённый людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Всё зверьё уносит ноги. Даже несъедобный ёжик Съёжился от страха тоже. Разъярённый людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных.
С. Бондаренко
— Когда пишется разделительный твёрдый знак?
— Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?
— Оцените свою работу на уроке.