IX. Подведение итогов урока.
— Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящим на конце?
Урок 9 5. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов.
— Назовите род имён существительных.
— Объясните написание имён существительных с шипящими на конце.
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы будем писать изложение.
— Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Зверь уснул, укрывшись гривой. Хвостик с кисточкой игривой Я бы тронул, осмелев, Да боюсь, проснётся ... {лев).
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом Упр. 62 (с.35).
— Прочитайте текст.
— Как можно озаглавить эту басню?
— Сколько частей имеет текст-повествование? (Три.)
— Назовите эти части. (Начало, основная часть, концовка.)
— В чём заключается мораль басни?
— Отчего проснулся лев?
— Что хотел сделать лев?
— Что произошло дальше?
— Как мышка отплатила льву?
— Почему она это сделала?
2. Составление плана Примерный план
1. Лев поймал мышку.
2. Обещания мышки.
3. Лев в беде.
4. Добром за добро.
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Упр. 63 (с. 35).
Урок 9 6. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное» .
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1.Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2.Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3.Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало затруднения?
Урок 9 7. Склонение имён существительных
Цель: познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Лиса, лисы, лисе, лисой.
— Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)
— Поставьте к каждому слову вопрос.
— Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 64 (с. 36).
— Прочитайте текст.
— Поставьте слово сосна в каждое предложение. Что вы заметили? (Изменяется окончание слова.)
— Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончания.
(Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 36, 37.
— Что такое склонение? (Изменение по падежам.)
— Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их. Упр. 65 (с. 37).
(Коллективное выполнение.)
— Прочитайте на с. 38, на что нужно обратить внимание.
2. Упражнение в склонении имён существительных
— Просклоняйте имена существительные река, рыба. Выделите окончания.
(Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, имена существительные в нужном падеже, выделяет окончания.)
3. Самостоятельная работа
— Просклоняйте слова: вариант 1 — книга, вариант 2 — берёза. (Проверка.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 66 (с.38).
— Прочитайте.
— Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам.)
— Выполните задание. (Проверка с записью на доске.)
2. Выборочный диктант
— Выпишите имена существительные, укажите их род и число.
1) Не смотри в лицо, а смотри на дело. 2) Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 3) Мороз и метели под февраль полетели. 4) Рукам работа — душе праздник.
VI. Рефлексия
— Послушайте весёлые стихи про падежи.
Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот, Который изумительно Науку познаёт!
—Того, - сказал Родительный, Я отрицаю, кто
Не может без родителей Надеть себе пальто.
— Тому, — ответил Дательный, — Плохое имя дам,
Кто не любит старательно Уроки делать сам.
—Того, — сказал Винительный, — Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно Не может прочитать.
— С тем, — заявил Творительный, — Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно Относится к труду.
— О том, — сказал Предложный, Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может Полезное для нас.
А. Тетивкин
— Назовите падежи по порядку с вопросами.
— Оцените свою работу на уроке.