Базисные знания студентов, необходимые для реализации целей занятия. 3. Белковый состав плазмы крови..
Знать:
1. Состав крови.
2. Состав плазмы крови.
3. Белковый состав плазмы крови..
4. Физико-химические константы крови.
5. Понятие об агглютиногенах и агглютининах.
План проведения занятия:
1. Вводное слово преподавателя о цели занятия и схеме его проведения. Ответы на вопросы студентов.
2. Устный опрос.
3. Учебно-практическая и исследовательская работа студентов
4. Выполнение студентами индивидуальных контрольных заданий
1. .
Вопросы для самоподготовки к занятию:
1. Роль белой крови в организме. Лейкоциты, их характеристика.
2. Неспецифический иммунитет, его механизмы (гуморальные и клеточные)
3. Специфический иммунитет, его механизмы (гуморальные и клеточные).
4. Лейкопоэз, его регуляция.
5. Группы крови. Физиологические клинические основы переливания крови.
6. Резус-фактор, его значение для медицинской практики
Выполните следующие лабораторные работы
1. Подсчет количества лейкоцитов в крови.
Необходимы: микроскоп, камера Горяева, смеситель для подсчета лейкоцитов, 5%-ти уксусной кислоты, чашка для разбавления цитратной крови, фильтровальная бумага,.
Цель работы: Определение количества эритроцитов
1. В тигелек наливают раствор Тюрка (раствор метиленовой сини в 5%-ной уксусной кислоте).
2. Притирают покровное стекло к счетной камере. Для этого берут счетную камеру в руки, придавливают покровное стекло большими пальцами к боковым пластинкам и легко смещают его вверх и вниз. Доказательством плотности прилегания покровного стекла служит появление у краев его так называемых колец Ньютона (радужного рисунка).
3. После соответствующей обработки кожи берут из пальца кровь в смеситель для лейкоцитов до отметки 0,5 (в силу капиллярности кровь из капли легко заходит в смеситель, и дополнительных усилий прилагать не следует), обтирают ваткой кончик капилляра, опускают его в чашку с реактивом Тюрка и набирают с помощью резиной груши этот раствор до отметки 11.
Примечание: при смешивании крови с жидкостью не допускать образования пузырьков воздуха, так как этим нарушается правильность разведения. Поэтому жидкость набирают достаточно быстро, держа смеситель под углом к раствору, затем медленно, переводя его в вертикальное положение и одновременно поворачивая его между пальцами. Как только раствор достигнет метки 11, смеситель переводят в горизонтальное положение, снимают резиновую трубку и помещают его между большим и средним пальцами, встряхивают 2-3 минуты для перемешивания содержимого.
4. Первые 2-3 капли смесителя удаляют, выступающую новую каплю подводят к щели камеры (под покровное стекло средней пластики), жидкость из смесителя стекает, и камера легко заполняется.
5. При слабом увеличении подсчитывают количество лейкоцитов в 100 больших квадратах (в 25 учетверенных квадратах).
Считают лейкоциты, лежащие внутри квадрата, и на двух пограничных сторонах – левой и верхней. Вычисление содержания лейкоцитов производится по формуле:
А х 4000 х В
Х= ________________
1600 ,
где Х – количество лейкоцитов в 1мм исследуемой крови;
А – количество лейкоцитов во всех подсчитанных больших квадратах;
1600 – количество малых квадратиков в 100 больших;
В – степень разведения крови;
4000 – во столько раз 1мм больше, чем объем маленького квадратика.
2. Определение групп крови.
Необходимы: стерильный скарификатор, стандартные сыворотки I, II, III групп крови, спирт, эфир, йод, вата, 3 стеклянных капилляра для сывороток, предметное стекло.
Цель работы: определить групповую принадлежность крови.
Ход работы
1. На чистое и обезжиренное предметное стекло наносят с помощью чернил римскими цифрами пометки о расположении сывороток.
2. Обычным способом получают кровь.
3. С помощью стеклянной палочки или капилляра для определения СОЭ наносят каплю крови рядом с каплями сывороток. При этом объем капли должен составлять не больше ½ капли сыворотки.
4. Смешивают сыворотки с кровью стеклянной палочкой.
5. Через 5 минут читают результат. Наличие агглютинации эритроцитов проявляется в появлении видимых агглютинатов эритроцитов исследуемой крови.
В отчете зарисовать 4 стекла, на которых показать варианты определения 4 групп крови.
3. Определение резус-фактора.
Необходимы: универсальный антирезусный реагент, штатив с пробиркой для серологических исследований, капилляр для взятия крови, спирт, эфир, йод, вата, стерильный скарификатор, 0,9%-ный раствор хлористого натрия, пипетка.
Цель работы: определить резус-принадлежность крови.
Ход работы
1. В пробирку вносят каплю антирезусного реагента.
2. Обычным путем получают кровь и набирают ее в капилляр.
3. Вносят в пробирку каплю крови.
4. Вращательными движениями пробирки добиваются смешивания крови с антирезусным реагентом и растекания этой смеси по стенкам пробирки. Это значительно ускоряет агглютинацию и делает ее крупнолепестной.
Агглютинация на стенках пробирки наступает, как правило, в течение первой минуты, но для образования устойчивого комплекса «антиген-антитело» и четко выраженной агглютинации, а также ввиду возможности замедления реакции при слабо выраженном резус-антигене, наблюдение проводят не менее 3 минут.
5. Через 3-5 минут в пробирку вносят 2-3 мл физиологического раствора для исключения неспецифической агглютинации эритроцитов. Переворачивая пробирку, смешивают смесь реагента и крови с физиологическим раствором. Категорически запрещается взбалтывать смесь, в связи с малой устойчивостью агглютинатов.
6. Оценку результатов проводят визуально. Наличие агглютинации, на что указывает появление зернистости раствора, свидетельствует о резус-положительной принадлежности крови, отсутствие агглютинации – на резус-отрицательную принадлежность.
После выполнения практических работ студентам предлагается ответить на вопросы:
1. В чем проявляется индивидуальная специфичность крови?
2. Кровь какой группы можно перелить Вам?
3. Людям с какой группой крови можно перелить Вашу кровь?
4. Почему чтение результатов необходимо производить через 5 минут?
5. Какую кровь можно перелить резус-положительному человеку?
6. Почему резус-отрицательному человеку один раз можно перелить резус-положительную кровь?
Решите ситуационные задачи:
Задача № 1.
Оцените анализ крови: лейкоциты 7х109п Лейкоцитарная формула: нейтрофилы п/л-4% Нейтрофилы с/я-55%, эозинофилы-18%, Лимфоциты 22%, моноциты-5%
Задача № 2.
При определении группы крови с помощью стандартных сывороток четырех групп агглютинация произошла во второй и в третьей каплях. В первой и четвертой каплях агглютинации не было. Ваше заключение?
Задача № 3.
Женщина с резус-отрицательной кровью беременна резус-положительным плодом. Возможно ли возникновение резус-конфликта?
Рекомендуемая литература:
1. Материал лекций.
2. Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М.Смирнова
3. Нормальная физиология. Учебное пособие./ В.П.Дегтярев, В.А.Коротич, Р.П.Фенькина,
4. Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ./ Под. Ред. Р. Шмидта и Г. Тевса
5. Практикум по физиологии /Под ред. М.А. Медведева.
6. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под ред. К. В.Судакова.
7. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем. /Под ред. К.В.Судакова
8. Нормальная физиология: Учебник/ Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С.
9. Нормальная физиология: учебное пособие : в 3 т. В. Н. Яковлев и др.
10. Юрина М.А Нормальная физиология (учебно-методическое пособие).
11. Юрина М.А. Нормальная физиология (краткий курс лекций)
12. Физиология человека / Под редакцией А.В. Косицкого.-М.: Медицина, 1985.
13. Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова.-М.; Высшая школа, 1980.
14. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко.-Спб.; 1994.
15. Физиология человека и животных / Под ред. А.Б. Когана. Часть 1 глава
16. Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. Глава 17.