Базисные знания студентов, необходимые для реализации целей занятия. 3. Белковый состав плазмы крови..

Знать:

1. Состав крови.

2. Состав плазмы крови.

3. Белковый состав плазмы крови..

4. Физико-химические константы крови.

5. Понятие об агглютиногенах и агглютининах.

План проведения занятия:

1. Вводное слово преподавателя о цели занятия и схеме его проведения. Ответы на вопросы студентов.

2. Устный опрос.

3. Учебно-практическая и исследовательская работа студентов

4. Выполнение студентами индивидуальных контрольных заданий

1. .

Вопросы для самоподготовки к занятию:

1. Роль белой крови в организме. Лейкоциты, их характеристика.

2. Неспецифический иммунитет, его механизмы (гуморальные и клеточные)

3. Специфический иммунитет, его механизмы (гуморальные и клеточные).

4. Лейкопоэз, его регуляция.

5. Группы крови. Физиологические клинические основы переливания крови.

6. Резус-фактор, его значение для медицинской практики

Выполните следующие лабораторные работы

1. Подсчет количества лейкоцитов в крови.

Необходимы: микроскоп, камера Горяева, смеситель для подсчета лейкоцитов, 5%-ти уксусной кислоты, чашка для разбавления цитратной крови, фильтровальная бумага,.

Цель работы: Определение количества эритроцитов

1. В тигелек наливают раствор Тюрка (раствор метиленовой сини в 5%-ной уксусной кислоте).

2. Притирают покровное стекло к счетной камере. Для этого берут счетную камеру в руки, придавливают покровное стекло большими пальцами к боковым пластинкам и легко смещают его вверх и вниз. Доказательством плотности прилегания покровного стекла служит появление у краев его так называемых колец Ньютона (радужного рисунка).

3. После соответствующей обработки кожи берут из пальца кровь в смеситель для лейкоцитов до отметки 0,5 (в силу капиллярности кровь из капли легко заходит в смеситель, и дополнительных усилий прилагать не следует), обтирают ваткой кончик капилляра, опускают его в чашку с реактивом Тюрка и набирают с помощью резиной груши этот раствор до отметки 11.

Примечание: при смешивании крови с жидкостью не допускать образования пузырьков воздуха, так как этим нарушается правильность разведения. Поэтому жидкость набирают достаточно быстро, держа смеситель под углом к раствору, затем медленно, переводя его в вертикальное положение и одновременно поворачивая его между пальцами. Как только раствор достигнет метки 11, смеситель переводят в горизонтальное положение, снимают резиновую трубку и помещают его между большим и средним пальцами, встряхивают 2-3 минуты для перемешивания содержимого.

4. Первые 2-3 капли смесителя удаляют, выступающую новую каплю подводят к щели камеры (под покровное стекло средней пластики), жидкость из смесителя стекает, и камера легко заполняется.

5. При слабом увеличении подсчитывают количество лейкоцитов в 100 больших квадратах (в 25 учетверенных квадратах).

Считают лейкоциты, лежащие внутри квадрата, и на двух пограничных сторонах – левой и верхней. Вычисление содержания лейкоцитов производится по формуле:

А х 4000 х В

Х= ________________

1600 ,

где Х – количество лейкоцитов в 1мм исследуемой крови;

А – количество лейкоцитов во всех подсчитанных больших квадратах;

1600 – количество малых квадратиков в 100 больших;

В – степень разведения крови;

4000 – во столько раз 1мм больше, чем объем маленького квадратика.

2. Определение групп крови.

Необходимы: стерильный скарификатор, стандартные сыворотки I, II, III групп крови, спирт, эфир, йод, вата, 3 стеклянных капилляра для сывороток, предметное стекло.

Цель работы: определить групповую принадлежность крови.

Ход работы

1. На чистое и обезжиренное предметное стекло наносят с помощью чернил римскими цифрами пометки о расположении сывороток.

2. Обычным способом получают кровь.

3. С помощью стеклянной палочки или капилляра для определения СОЭ наносят каплю крови рядом с каплями сывороток. При этом объем капли должен составлять не больше ½ капли сыворотки.

4. Смешивают сыворотки с кровью стеклянной палочкой.

5. Через 5 минут читают результат. Наличие агглютинации эритроцитов проявляется в появлении видимых агглютинатов эритроцитов исследуемой крови.

В отчете зарисовать 4 стекла, на которых показать варианты определения 4 групп крови.

3. Определение резус-фактора.

Необходимы: универсальный антирезусный реагент, штатив с пробиркой для серологических исследований, капилляр для взятия крови, спирт, эфир, йод, вата, стерильный скарификатор, 0,9%-ный раствор хлористого натрия, пипетка.

Цель работы: определить резус-принадлежность крови.

Ход работы

1. В пробирку вносят каплю антирезусного реагента.

2. Обычным путем получают кровь и набирают ее в капилляр.

3. Вносят в пробирку каплю крови.

4. Вращательными движениями пробирки добиваются смешивания крови с антирезусным реагентом и растекания этой смеси по стенкам пробирки. Это значительно ускоряет агглютинацию и делает ее крупнолепестной.

Агглютинация на стенках пробирки наступает, как правило, в течение первой минуты, но для образования устойчивого комплекса «антиген-антитело» и четко выраженной агглютинации, а также ввиду возможности замедления реакции при слабо выраженном резус-антигене, наблюдение проводят не менее 3 минут.

5. Через 3-5 минут в пробирку вносят 2-3 мл физиологического раствора для исключения неспецифической агглютинации эритроцитов. Переворачивая пробирку, смешивают смесь реагента и крови с физиологическим раствором. Категорически запрещается взбалтывать смесь, в связи с малой устойчивостью агглютинатов.

6. Оценку результатов проводят визуально. Наличие агглютинации, на что указывает появление зернистости раствора, свидетельствует о резус-положительной принадлежности крови, отсутствие агглютинации – на резус-отрицательную принадлежность.

После выполнения практических работ студентам предлагается ответить на вопросы:

1. В чем проявляется индивидуальная специфичность крови?

2. Кровь какой группы можно перелить Вам?

3. Людям с какой группой крови можно перелить Вашу кровь?

4. Почему чтение результатов необходимо производить через 5 минут?

5. Какую кровь можно перелить резус-положительному человеку?

6. Почему резус-отрицательному человеку один раз можно перелить резус-положительную кровь?

Решите ситуационные задачи:

Задача № 1.

Оцените анализ крови: лейкоциты 7х109п Лейкоцитарная формула: нейтрофилы п/л-4% Нейтрофилы с/я-55%, эозинофилы-18%, Лимфоциты 22%, моноциты-5%

Задача № 2.

При определении группы крови с помощью стандартных сывороток четырех групп агглютинация произошла во второй и в третьей каплях. В первой и четвертой каплях агглютинации не было. Ваше заключение?

Задача № 3.

Женщина с резус-отрицательной кровью беременна резус-положительным плодом. Возможно ли возникновение резус-конфликта?

Рекомендуемая литература:

1. Материал лекций.

2. Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М.Смирнова

3. Нормальная физиология. Учебное пособие./ В.П.Дегтярев, В.А.Коротич, Р.П.Фенькина,

4. Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ./ Под. Ред. Р. Шмидта и Г. Тевса

5. Практикум по физиологии /Под ред. М.А. Медведева.

6. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под ред. К. В.Судакова.

7. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем. /Под ред. К.В.Судакова

8. Нормальная физиология: Учебник/ Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С.

9. Нормальная физиология: учебное пособие : в 3 т. В. Н. Яковлев и др.

10. Юрина М.А Нормальная физиология (учебно-методическое пособие).

11. Юрина М.А. Нормальная физиология (краткий курс лекций)

12. Физиология человека / Под редакцией А.В. Косицкого.-М.: Медицина, 1985.

13. Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова.-М.; Высшая школа, 1980.

14. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко.-Спб.; 1994.

15. Физиология человека и животных / Под ред. А.Б. Когана. Часть 1 глава

16. Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. Глава 17.

Наши рекомендации