Vi.1. основные геоструктурные особенности платформ и их влияние на геокриологические условия
Мерзлая зона литосферы включает в себя обширные области платформ: в Евразии — Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Среднесибирской; в Америке — Северо-Амери-канской. Основными составляющими платформ являются плиты и щиты. Чехол платформ представляет собой субгоризонтально залегающие толщи осадочных и вулканогенных пород фанерозоя. По структурным признакам чехлы разделяются на антиклинории, синклинории и краевые прогибы. В свою очередь эти геоструктуры осложнены складчатостью платформенного типа с небольшими углами падения на крыльях, обычно не превышающими первые градусы. Разделены платформенные антиклинальные и синклинальные структуры антиклинальными валообразными поднятиями, разломными зонами, иногда вытянутыми впадинами, обычно асимметричного строения. Такое же строение у предгорных краевых прогибов, которые представляют собой системы глубоких впадин и разделяющих их поднятий. Длинные оси впадин обычно протягиваются субпараллельно сопредельным горно-складчатым сооружениям, отделенным от платформ системами региональных разломов.
При высоких тепловых потоках (более 40 мВт/м2) над выступами фундамента мощность криолитозоны сокращается, а при малых (30—15 мВт/м2), напротив, увеличивается. Первая особенность характерна для Западно-Сибирской платформы, значительной части Вилюйской синеклизы и Верхоянского краевого прогиба. Здесь над поднятиями мощность ММП составляет 180—240 м, а в синклинальных структурах (впадинах) достигает 500—600 м. Для осадочного чехла платформ в структурах высоких порядков прослеживается изменение конфигурации подошвы мерзлой толщи в зависимости от условий залегания пород; поднятие подошвы над антиклинальными и опускание — над синклинальными структурами (см. V.3). Эта закономерность также проявляется заметно при высоких фоновых значениях тепловых потоков.
Мощность платформенного чехла изменяется от нескольких
245
сотен до 6—10 тыс. м. Сам чехол неоднороден и состоит часто» из нескольких структурных этажей, представленных породами разного возраста, состава и характера дислоцированное™, С позиции криогенеза литосферы существенно, что в чехле платформ залегают породы палеозоя и раннего мезозоя, физические свойства которых зависят от состава, но не меняются в огромном возрастном диапазоне от кембрия до триаса, а также осадочные отложения мезокайнозоя. Свойства последних зависят не только от состава, но и от возраста (см. V.2). В чехле платформ представлены скальные и полускальные породы с кристаллическими связями и дисперсные отложения. Смена состояния пород с кристаллическими связями не ведет к коренному изменению их свойств, особенно механических. Напротив, многократное промерзание—протаивание приводит к криогенному разрушению — дезинтеграции породы, что увеличивает их проницаемость и водоносность в талом и льдистость в мерзлом состоянии (см. III.4). Промерзание дисперсных пород сопровождается появлением льдоцементационных связей, что способствует коренному изменению их свойств. Протаивание мерзлых дисперсных отложений приводит к резкой потере их прочности.
Щиты, как и основания платформ, сложены изверженными и метаморфическими породами различного состава. Породы щитов разбиты системами дизъюнктивных нарушений различного возраста, как «залеченных» в результате последующей вулканической деятельности и гидротермальных процессов, так и омоложенных новейшими вертикальными тектоническими движениями блокового типа. Последние играют огромную роль в формировании и резко неравномерном распределении пустотно-сти трещинно-жильного типа в кристаллических массивах щитов. Омоложенные разломы имеют большое гидрогеологическое и геокриологическое значение. Высокая трещинно-жильная пус-тотность омоложенных дизъюнктивных нарушений обусловливает распределение водоносных таликов и наледей, а также высокольдистых пород в многолетнемерзлых массивах. Монолитные кристаллические породы щитов преобразованы экзогенной трещиноватостью, максимальной у поверхности и постепенно убывающей с глубиной. Мощность зоны экзогенной тре-щиноватости на щитах, не подвергавшихся оледенению и активным новейшим воздыманиям, составляет около 200 м (например, на Анабарском щите Сибирской платформы). На щитах, подвергавшихся ледниковой экзарации в плейстоцене (Скандинавском, Канадском), зона экзогенной трещиноватости в целом сокращена до 60—80 м. Вместе с тем на участках локальных опусканий и в других депрессиях рельефа в центральной части щитов сохраняется не только первоначальная большая мощность трещиноватой зоны, но и древние коры выветривания. Под влиянием неоднократно повторявшегося промерзания—протаивания при колебаниях нижней границы ММП на
246
определенных уровнях в зоне экзогенной трещиноватости существуют горизонты криогенной дезинтеграции. Эти горизонты нарушают тенденцию уменьшения с глубиной трещиноватости пород, характерную для массивов щитов, не подвергавшихся криогенезу. Породы щитов вне омоложенных разрывных нарушений и ниже зоны экзогенной трещиноватости не содержат гравитационной воды, а при понижении температуры ниже 0°С переходят в морозное состояние.
Мощность криолитозоны на платформах варьирует в настоящее время от первых метров до 1500 м. Поэтому на основной части плит криолитозона меньше мощности пород платформенного чехла и в вертикальном разрезе обычно многоярусна.
Состав и возраст пород, слагающих платформенный чехол, обусловливают их теплофизические свойства (см. V.2), влажность и теплоты фазовых превращений, в свою очередь определяющие их тепловую инерционность при охлаждении — нагревании, промерзании—протаивании. Наименее инерционны породы с жесткими кристаллическими связями, низкой пустот-ностью и влажностью, наиболее характерные для Тунгусской и Ангаро-Ленской синеклиз, южного Алданского и северного Ана-барского склонов Вилюйской синеклизы Сибирской платформы. Большую инерционность имеют породы мезозоя, обладающие значительной пористостью (до 10—12%) и влажностью (в центральной части Вилюйской синеклизы и Верхоянского краевого прогиба). Наконец, максимальной трещиноватостью обладают отложения верхнего кайнозоя, слагающие большую часть криолитозоны Западно-Сибирской низменности.
Малоинерционные толщи ММП во всех случаях имеют квазистационарное температурное поле. К породам средней инерционности часто приурочены нестационарные и деградирующие снизу мерзлые толщи большой мощности (Вилюйская синекли-за). Наконец, с высокоинерционными породами связаны реликтовые мерзлые толщи южной геокриологической зоны Западной Сибири и аградирующая криолитозона морских террас на ее севере.
На щитах криолитозона по составу пород одноярусна, но для нее характерно неравномерное распределение криогенного строения и льдистости, обусловленное описанными выше особенностями трещинной пустотности. До нижней поверхности зоны экзогенной трещиноватости для подвергавшихся криогенезу щитов характерно наличие ММП, а ниже — сочетание монолитных блоков морозных пород, оконтуренных льдистыми мерзлыми породами дизъюнктивов. Мерзлые толщи (криолитозона) щитов в силу высокой плотности, малой трещиноватости и льдистости обладают низкой инерционностью. В их пределах не встречены нестационарные мерзлые толщи.