Обязательно сформулируй главную мысль и держи её в голове, пока не поставишь последнюю точку в сочинении.
Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: "Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?"
Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: "О чем это я?" Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.
Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.
Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.
Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).
Примеры таких тем. "Образ Коробочки в поэме Гоголя "Мертвые души"; "Роль пейзажа в
пьесе "Гроза"; "Проблематика романа-эпопеи "Война и мир"; "Судьба Чехова"; "Что такое романтизм?".
Тема может задавать признак предмета речи(самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).
Примеры таких тем. "Над чем смеемся, читая Гоголя?"; "Мой любимый литературный герой"; "Кто из героев романа "Отцы и дети" прав?".
Тема может задавать всю главную мысль(предмет речи + признак предмета речи).
Примеры таких тем. "Катерина Кабанова - луч света в темном царстве"; "Наташа Ростова - моя любимая героиня"; "Чехов - гениальный драматург".
В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.
Примеры таких тем. "Нам не дано предугадать..."; "Только вперед, только на линию
огня..."; "Размышления над страницами любимой книги".
Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?
Давай разберемся.
Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: "Образ Катерины Кабановой в пьесе "Гроза". Эта тема задает предмет речи сочинения.
Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: "Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?" Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: "Образ Катерины Кабановой - образ революционерки в русской литературе середины 19 века". Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: "Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским".
Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.
Личная позиция
Выражение личной позиции
Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещѐ один – автор сочинения. О нѐм можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…
Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всѐм: в выборе темы, еѐ раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Как писать заключение (около 50 слов!!!)
Заключение может:
--- содержать твое решение проблемы, поставленной автором;
--- дополнять мысль автора;
--- содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем;
--- содержать этически корректное возражение автору;
--- представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
Заключение должно
--- быть органично связано с текстом, с его проблематикой;
--- завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное;
--- быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем,
поставленных автором.
Форма заключения
- обзор всех положений, которые ты осмыслил (вывод)
- цитата, если она является итоговым суждением (обязателен комментарий к ней)
- этически корректное возражение автору;
- спор с воображаемыми критиками позиции автора;
- яркий пример, обобщающий твои суждения;
- иллюстрация, облегчающая понимание высказанных положений;
- яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям;
- вывод- впечатление;
- рассуждение об идее текста, сформулированной в 1-3 предложениях.
Примеры заключений:
1.Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2.Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3.Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4.(Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5.Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6.Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .
Еще материал из сети Интернет:
1) обобщение;
2) цитата из текста;
3) призыв;
4) нравственный вывод;
5) афоризм;
6) возврат к началу («кольцо»);
7) пословица;
8) обращение к читателям.
Типовые конструкции, используемые в заключении:
- в заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)
-следует сказать (отметить, подчеркнуть…);
-особо следует выделить (отметить);
-обобщая сказанное, можно сделать вывод...
- итак,…
- следовательно, …
- таким образом,…
Заключение в сочинении обязательно, так как именно оно обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом.