Типы оппозиций в морфологии
Найдите в тексте и выпишите по три примера привативных, градуальных и эквиполентных оппозиций, отражающих различные грамматические категории в морфологии (укажите в скобках).
З а д а н и е II
ЧАСТИ РЕЧИ
Приведите по одному примеру каждой части речи, сгруппировав их как знаменательные и служебные. Охарактеризуйте их в свете трех критериев - семантического, формального и функционального. Укажите их грамматические характеристики и грамматические категории. Найдите (по возможности) примеры перехода одной части речи в другую.
З а д а н и е III
ГЛАГОЛ
1. Найдите в тексте глаголы различных типов согласно существующим классификациям.
2. Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие синтетический, аналитический и супплетивный способы выражения лица, числа, времени, залога, вида.
3. Найдите три глагола в формах косвенных наклонений и охарактеризуйте их с точки зрения Б.А. Ильиша, Л.С. Бархударова,А.И. Смирницкого.
4. Найдите в тексте по одному примеру каждой из неличных форм глагола (герундий, причастие, инфинитив), укажите именные и глагольные характеристики данной формы, ее синтаксическую функцию в данном предложении, грамматические категории, приведите остальные категориальные формы, построив оппозиции по категориям залога, вида, временной отнесенности.
З а д а н и е IY
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Найдите в тексте примеры различных типов имен существительных согласно существующим классификациям и укажите их синтаксические функции.
2. Проиллюстрируйте материалом текста различные способы образования множественного числа имени существительного, существительные, употребляющиеся только в единственном числе, существительные, употребляющиеся только во множественном числе.
3. Приведите примеры, иллюстрирующие синтетический и аналитический способ выражения падежных отношений.
4. Найдите в тексте существительные мужского, женского, среднего рода, охарактеризуйте на основании примеров категорию рода в английском языке.
З а д а н и е Y
МЕСТОИМЕНИЕ
Найдите в тексте примеры всех традиционно выделяемых типов местоимений, укажите их грамматические категории (или отсутствие таковых).
З а д а н и е YI
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Найдите в тексте примеры различных типов имен прилагательных согласно существующим классификациям, назовите их синтаксические функции.
2. Приведите примеры, иллюстрирующие синтетический, аналитический и супплетивный способы образования степеней сравнения.
З а д а н и е YII
СИНТАКСИС
1. Выпишите из текста два примера сочинительной, подчинительной и предикативной связи в словосочетаниях. Укажите случаи вторичной предикации.
2. Выпишите по два случая каждого способа выражения подчинительной связи : согласование, управление, примыкание, замыкание. Прокомментируйте частотность каждого из способов и, на основании этого, типологический характер английского языка.
3. Дайте примеры различных типов предложений согласно существующим классификациям - структурной, функциональной (пять - шесть примеров). Укажите случаи, допускающие различную трактовку.
4. Найдите примеры простых осложненных предложений различных типов и охарактаризуйте осложняющие элементы (три примера).
5. Выделите тему и рему в трех предложениях, назовите способы выражения темо-рематических отношений в данных предложениях.
6. Найдите в тексте по одному примеру субституции и репрезентации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Перед выполнением контрольных заданий ознакомьтесь с соответствующими разделами лекций и рекомендованных учебников по теоретической грамматике. Если вызывают затруднения некоторые термины или понятия, следует использовать словарь лингвистических терминов или учебник по практической грамматике.
Внимательно прочитайте текст для анализа, постарайтесь полностью понять содержание текста. Используйте при работе с текстом англо-русский словарь, обращая внимание не только на значения слов, но и приводимые в словаре грамматические характеристики (принадлежность к определенной части речи, некоторые формы) и специфические употребления (фразеологизмы, омонимия и т.п.).
Каждое задание должно быть переписано в тетрадь под соответствующим номером, затем следует выполнение задания.
При выполнении заданий I, IY (б), YI (б), касающихся оппозиционных форм, следует иметь в виду, что в тексте не всегда присутствуют оба члена оппозиции (например, необязательно имеются формы и единственного, и множественного числа имени существительного, все три степени сравнения прилагательного и т.п.). В таком случае вы имеете право самостоятельно восполнить недостающий член оппозиции, построив необходимую категориальную форму в соответствии с характеристиками данной части речи. Маркированный член оппозиции пометьте знаком +.
Комментируя синтаксическую функцию некоторой словоформы, приведите предложение (часть предложения) или словосочетание, подчеркнув анализируемое слово.