Функциональная стилистика – это раздел стилистики, изучающий функциональные стили.
1.Определение функциональных стилей. Стиль литературного языка (функциональный стиль) – разновидность употребления языка, отбор и организация языковых средств, в пределах которой обусловлен:
а) целью речевого произведения;
б) его темой или сферой функционирования (наука, делопроизводство, массовая коммуникация и т. п.);
в) жанром;
г) ситуацией;
д) индивидуальностью говорящего или пишущего.
Пять перечисленных критериев выделения стилей называют стилеобразующими факторами (см. Б. Н. Головин. Основы культуры речи. М., 1988. С. 263-264).
2.Критерии выделения стилей – факторы, признаки, на основе которых в литературном языке выделяют те или иные стили. Для одних ученых таким критерием является жанровый: «в соответствии с реальным существованием публицистики как определенного жанра выделяется публицистический стиль. То же следует сказать о стилях художественно-беллетристических, документально-деловых и т. п.» (А И. Ефимов). Другие ученые (В. В. Виноградов, Д. Э. Розенталь) используют функциональный критерий, выделяя стили на основе трех основных функций языка: общение (разговорный стиль), сообщение (научный, официально-деловой стили) и воздействие (публицистический, художественный стили). Большинство современных исследователей считают, что стили в языке выделяются на основе совокупности факторов, что и нашло отражение в нашем определении стиля языка.
3.Стили современного русского литературного языка. Большинство учёных выделяют в литературном языке пять стилей:
1) научный;
2) официально-деловой;
3) публицистический;
4) литературно-художественный (художественно-беллетристический) – книжные стили;
___________________
5) разговорный стиль.
Дискуссионным является вопрос о статусе разговорного и литературно-художественного стилей. Некоторые учёные (А. И. Горшков, Д. Н. Шмелёв, Л. Ю. Максимов, Е. А. Земская и др.) считают разговорную речь (язык) и художественную речь (язык художественной литературы) не стилем, а особыми разновидностями литературного языка, стоящими вне системы стилей.
4.Стили языка и стили речи. Некоторые ученые, вслед за В. В. Виноградовым, настаивают на разграничении стилей языка и стилей речи; тогда перечисленные пять стилей следует признать стилями языка, которые могут быть по-разному реализованы в речи (в конкретных текстах), в зависимости от перечисленных выше факторов (темы, цели, ситуации, жанра, индивидуальности говорящего или пишущего); стилей речи получается гораздо больше, неопределенное количество: научно-популярный, научно-публицистический, художественно-публицистический, научно-деловой и т. п. Другие ученые (Г. О. Винокур, А. И. Горшков, М. Н. Кожина) считают, что разграничение стилей языка и стилей речи нецелесообразно, поскольку стиль как феномен языкового употребления есть одновременно явление языка и речи.
5.Подстили и жанры. Подстили – функциональные разновидности, выделяемые внутри стилей (напр., подстили научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный; подстили официально-делового стиля: дипломатический, законодательный, канцелярский и т. п. Речевые жанры – конкретная разновидность речевых произведений (текстов), характеризующаяся определенной темой и связанными с ней особенностями композиции и языковой формы. «Мы говорим только определенными жанрами, т. е. все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого… По существу языковые, или функциональные, стили есть не что иное, как жанровые стили. В каждой сфере бытуют и применяются свои жанры, отвечающие специфическим условиями данной сферы; этим жанрам и соответствуют определенные стили» (М. М. Бахтин). Напр., для научного стиля характерны такие жанры, как монография, научный доклад, научная статья, лекция и др.; для делового – автобиография, доверенность, служебная записка, приказ и т. п.
6.Общая характеристика функциональных стилей
Таблица 1. Функциональные стили современного русского литературного языка
Стиль | Сфера функционирования | Функции | Подстили | Жанры |
1. научный | Наука, образование | 1) информативная; 2) аргументативная (доказательство научных гипотез); | 1) собственно научный | Монография, диссертация, статья, доклад, тезисы… |
2) научно-учебный | Учебная лекция, учебник, пособие… | |||
3) научно-популярный | Лекция, брошюра, статья… | |||
2. официально-деловой | правовые отношения: межгосударственные, личность – государство, личность – личность, организация – личность | 1) информативная (констатация); 2) волюнтативная (повеление, предписание); | дипломатический | Международный договор, нота |
законодательный | Закон, указ, устав… | |||
канцелярский | Приказ, распоряжение, анкета… | |||
3. публицистический | Общественно-политические отношения: политика, экономика, культура, спорт… | 1) информативная (сообщение); 2) апеллятивная (воздействие); | Газетно-журнальный | Статья, заметка, корреспонденция, очерк, репортаж, фельетон, интервью… |
Стиль теле- и радиожурналистики | Информационная программа, ток-шоу, телеигра… | |||
Агитационно-пропагандистский (ораторский) | Речь, воззвание, листовка… | |||
4. литературно-художественный | Эстетические отношения и переживания | 1) апеллятивная (эмоционально-нравственное воздействие); 2) эстетическая (пробуждение чувства прекрасного, трагического, возвышенного – катарсис). | поэзия | Лирические и лиро-эпические жанры: ода, элегия, послание, поэма, баллада, эклога, эпитафия, стихотворение. |
Проза (повествовательные жанры) | Рассказ, новелла, роман. | |||
драматургия | Трагедия, комедия, водевиль… | |||
5. разговорный | Обиходно-бытовая | 1) коммуникативная (общение); 2) нарративная (лат. narrare – рассказывать), т. е. функция рассказывания о событиях; ее отличие от иформативной в том, что информирование – это сообщение и констатация, а не повествование | 1) обиходно-бытовой; 2) обиходно-деловой; 3) эпистолярный (частная переписка). | Бытовые разговоры на разные темы, устный рассказ, частное письмо. |
Примечание: в каждом стиле есть устная и письменная разновидности.