Медико-физиологические аспекты учения о типах конституции
Конституция (лат. constitutio - установление, организация) - комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственностью, а также длительными, интенсивными влияниями окружающей среды и проявляющихся в его реакциях на различные воздействия (в том числе социальные и болезнетворные).
С учетом конституции возможно достаточно надежно охарактеризовать особенности индивидуального развития как в прошедший, так и в предстоящий периоды жизни, судить о реактивности организма (особенностях его реагирования на воздействия окружающей среды) и установить присущие данному человеку факторы риска к определенным заболеваниям и факторы благополучия в отношении некоторых положительных функциональных состояний (Н. А. Агаджанян и др., 2000).
Большинство крупных клиницистов классического периода придавали огромное значение конституциональным особенностям человека для понимания многих клинических проявлений болезней. У истоков немецкой клинической конституциональной школы стояли Ф. Бенеке (F. Beneke, 1878) и Б. Штиллер (В. Stiller, 1907), французскую конституционологию сформировали исследования и обобщения К. Сиго (С. Sigaud, 1914), JI. Мак-Олифа (L. Маcauliff, 1922; 1925), итальянскую с блеском представляли А. Джиовани (A. Giovanni, 1891; 1897), Г. Виола (G. Viola, 1909) и Н. Пенде (N. Pende, 1922; 1928), а англо-американская восходит к исследованиям Ф. Гальтона (F. Gal- ton, 1892) и К. Пирсона (К. Pirson, 1886).
Каждая из этих основных школ существенно повлияла на общее развитие медицины и обогатила её. В отечественной медицине учение о конституции, созданное в начале XX века, является предтечей современной биомедицинской и клинической антропологии. Среди видных ученых, создавших российскую конституциональную школу, были патологоанатом В. П. Крылов, анатомы П. Ф. Лесгафт и В. Н. Шевкуненко, патофизиолог А. А. Богомолец, педиатр М. С. Маслов, терапевт М. В. Черноруцкий, психиатры Т. И. Юдин и П. Б. Ганнушкин, антропологи В. В. Бунак и Я. Я. Рогинский. Близость к медицине антропологии как науки об изменяющемся во времени и пространстве человеке проявлялась в то время включением в программу Пироговских съездов врачей докладов антропологической направленности. Идеи соматопсихического единства человека (педология) и конституции (конституционология) глубоко проникли в медицину, в том числе и практическую.
Длительное время проблема конституции была одним из аспектов медицины, её рассматривали лишь с точки зрения патологии, главным образом, как предрасположение к отдельным видам заболеваний или как способность сопротивляться патологическим влияниям. Как показали современные исследования, учение о конституциях человека расширяет и углубляет знания по биологии человека для нужд медицины, педагогики, физического воспитания.
Смысл современного учения о типах конституции заключается в том, что каждому из них присущи характерные особенности не только в первично выделенных антропологических показателях (длина и масса тела, окружность грудной клетки), но и в составе тела, деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизме, структуре и функции внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрасположенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
Разнообразие конституциональных классификаций обусловлено взаимосочетанием трех главных признаков конституции: размеров тела (продольных), доминирующего типа обмена веществ (массивность), вида реагирования. По современным представлениям, в формировании конституции равноправное участие принимают как внешняя среда, так и наследственность. Наследственно детерминируются главные признаки конституции - продольные размеры и доминирующий тип обмена веществ, причем последний наследуется лишь в том случае, если в одной и той же местности постоянно жили два-три поколения семьи.
Второстепенный признак конституции - поперечные размеры - определяется условиями жизни человека и наиболее тесно связан с полом, возрастом, профессией индивида, а также с влиянием среды.
Большое количество подходов, предлагаемых разными специалистами, провоцирует множество оценок и дефиниций конституции, что отражает сложность проблем, стоящих перед конституциологией (табл. ).
Таблица
Типы конституции человека
Принцип деления (автор) | Обозначение типов конституции |
Гуморальный (Гиппократ) | Флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник |
Анатомические (Шевкуненко) | Мезоморфный, долихоморфный, брахиморфный |
Антропометрический (Кремчер) | Атлетический, астенический, пикнический |
Анатомо-физиологический (Сито) | Мышечный, респираторный, церебральный, дигестивный |
Клинико-функциональный (Черуноруцкий) | Нормостеник, гипостеник, гиперстеник |
Клинико-нозологический (Джованни) | Атлетический, фтизиатрический, плеторический |
Функционально-системный, по тонусу мышц (Тандлер) | Нормостеник, гипостеник, гиперстеник |
Системно-нозологический (Вирениус) | Мускульный, эпителиальный, нервный, соединительнотканный |
Системно-функциональный, по тонусу вегетативной нервной системы (Эпингер, Гесс) | Сбалансированный, симпатотоник, ваготоник |
Системно-функциональный, по типу высшей нервной системы (Павлов) | Сильный, неуравновешенный; сильный уравновешенный, подвижный; сильный уравновешенный, инертный; слабый |
Системно-функциональный, по свойствам активной мезенхимы (Богомолец) | Фиброзный, астенический, пастозный, липоматозный |
Функционально-физиологический, по нервно-мышечной работоспособности (Казначеев) | Миксты, спринтеры, стайеры |
Биоритмологический, по эндогенной активности | С ранней суточной активностью («жаворонки»); с поздней суточной активностью («совы») |
Биоритмологический, по устойчивости внешним воздествиям | Ритмичный, высокоустойчивый, с трудным усвоением экзогенных ритмов; аритмичный, лабильный, с легким усвоением экзогенных ритмов |
Как видно из предложенной классификации, в составе конституции выделяют общие и частные проявления. Общие можно трактовать как её генотип, частные - в качестве его фенотипической реализации в пределах организма в целом, психической сферы человека, отдельной анатомо-физиологи- ческой системы, органа, ткани и даже внутриклеточных структур.
Общая конституция есть суммарное свойство организма реагировать определенным образом на внешние средовые воздействия, не нарушая при этом пределов связи всех признаков организма как целого, то есть это единый принцип многообразной деятельности всех входящих в него систем, характеризуемый функциональным единством физических, физиологических и психофизиологических свойств личности.
О существовании общей конституции косвенно свидетельствуют многочисленные исследования, в которых отмечается тесная связь между различными системами организма: центральной нервной системой, эндокринной (Н. А. Николаева, 1956), вегетативной (В. В. Бунак, 1931; М. С. Красновекая, 1961), сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной (Н. Н. Горева, М. И. Гуревич, 1957). Данная категория отражает индивидуально-типологическую группировку людей, которая и объединяет их по наиболее гомогенным организменным и личностным свойствам.
Среди частных конституциональных признаков можно выделить, например: соматотип - частная телесная конституция, особенности обменных процессов, тип темперамента - частная психодинамическая конституция, группа крови - частная серологическая конституция, пальцевой дерматоглиф (узор в виде дуги, петли или завитка) - частная дерматоглифическая конституция, вариант хромосомного набора клетки - частная хромосомная конституция (В. М. Русалов, 1979).
Объединение в систему всех морфологических, физиологических, эволютивных особенностей организма, наряду с психической составляющей конституции, выявляющейся в инстинктах, темпераменте, психомоторике, самоощущении, восприятии, - это современное правило биомедицинского клинико-антропологического подхода.
Основные дефиниции клинико-антропологической (морфофункциональной) модели конституционологии определяют её антропоцентрическую ориентацию, индивидуализируют и гуманизируют главные подходы на научно обоснованной методологической платформе, позволяющей рассматривать человека в свете природного единства, в котором сома и психика воссоединены через процессы, охватывающие все уровни структурно-функциональной организации - от биомолекулярного до социокультурного. Человека, его индивидуальность представляют в данном случае как интегрированную целостность, где генотип и фенотип неразрывно связаны между собой, а в методологическом аспекте предпочтение отдается познанию интеграции над дифференциацией.