Особенность понятий в гуманитарном знании.
Гуманитарные знание существенно отличаются от точных знаний точных наук. Некоторыми их особенностями стоит назвать: неотделимость объекта от субъекта исследования, многозначность исследуемых понятий.
В гуманитарном знании оперируют большей частью абстрактными понятиями, которые не имеют реального выражения в повседневной жизни. Они носят умозрительный характер.
Языки гуманитарных наук не имеют разработанных формальных средств для выражения дескриптивных и аргументативных функций, используемых для систем представления знаний. Данные знания представимы в виде концепций, а не теорий. Нужно отметить, что основным средством представления знаний в системах гуманитарного знания являются идеи, а не понятия. Здесь господствует так называемый герменевтический круг. Различные модификации герменевтического круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой. Его наличие и усложняет трактовку понятий в гуманитарном знании, является барьером при оценки тех или иных социальных явлениях.
Ввиду вышесказанного, к классификациям и именам собственным, выражающим значение понятий в гуманитарном знании предъявляется строгие требование логического следования.
Вопрос 3. Виды понятий.
Типологизация понятий, то есть выделение и систематизация их различных видов, может проводиться по разным основаниям – их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний, и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.
1. По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым объемом и понятия с непустым объемом. Пустым по объему является понятие, в объеме которого нет ни одного предмета, в то время как содержанием таких понятий являются признаки, не принадлежащие ни одному предмету из его универсума. Например, «человек, который является вегетарианцем, но ест мясо» или «студент, который не сдал ни одного экзамена, но сдал экзамен по истории».
Понятия с непустым объемом подразделяются на единичные и общие. Единичные понятия – те, в объеме которых содержится только один элемент, общиепонятия – те, в объеме которых содержится два и более элементов.
2. Исходя из характеристики обобщаемых предметов понятия делятся, во-первых, на собирательные и несобирательные, во-вторых, на абстрактные иконкретные. Собирательными являются понятия, элементы объемов которых представляют собой совокупности однородных предметов, мыслимых исключительно как целое, например: «стадо», «группа студентов», «коллектив ученых». Несобирательными являются понятия, объем которых составляют отдельные объекты. Например, «студент», «ученый». Абстрактными называются понятия, объем которых состоит из абстрактных объектов, представляющих собой результат абстрагирования, например: «совесть», «трудолюбие», «чернота».
Понятия, в которых обобщаются реально существующие предметы, обладающие определенными признаками, называются конкретными, например: «трудолюбивый ученик», «черный плащ».
3. Исходя из особенностей признаков, на основе которых выделяются и обобщаются предметы, составляющие содержание понятия, понятия делятся, во-первых, на положительные и отрицательные, во-вторых, – на относительные и безотносительные.
В положительном понятии утверждается наличие какого-либо признака, а в отрицательном – наличие признака отрицается. Относительными являются понятия, содержанием которых является наличие некоторого отношения выделяемых в понятии предметов к другим предметам, иными словами, эти предметы существуют только в отношении к определенным предметам. Например, понятие «дед»: не имея внуков, нельзя стать дедом. В свою очередь,безотносительными являются понятия, которые выделяют предметы, существующие сами по себе, на основе наличия или отсутствия у них их собственных характеристик, например: «цветок», «вода».
4. По характеру отношений между объемами понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми являются понятия, объемы которых имеют общие элементы, могут полностью либо частично совпадать. Так, совместимыми являются понятия «студент» и «учащийся». Несовместимымиявляются понятия, объемы которых не имеют общих элементов, например, такие, как «человек» и «автомобиль».
Вопрос 4. Содержание и объем понятия.
Понятие характеризуется с точки зрения своего объема и содержания.
Содержание понятия – это множество признаков, исходя из которых предметы обобщаются и выделяются в понятие. Под признаком понимается наличие или отсутствие у предмета некоторого свойства, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Предметы, обобщаемые в понятии, выделяются из некоторого множества предметов – это множество называется универсумом рассуждения, или родом понятия.
В логике выделяются логическое и фактическое содержание понятия. Логическое содержание – это информация, представленная логической формой понятия, которую изучают, отвлекаясь от смыслов и значений входящих в состав понятия терминов. Зная логическое содержание понятия, можно установить, является ли оно универсальным, то есть представлен ли в нем весь универсум рассуждения, а также является ли оно пустым, то есть имеется ли в наличии ситуация, когда в понятии не выделяется ни один предмет из универсума рассуждения.
Фактическое содержание понятия – это информация о предметах, обобщаемых в понятии. Различают основное фактическое содержание и полное фактическое содержание понятия. Основное фактическое содержание – это система только тех признаков, на основе которых предметы обобщались и выделялись в понятие. В этом случае вся остальная информация об этих предметах, их свойствах, отношениях с другими предметами не учитывается. Полное фактическое содержание учитывает все знание об объекте, включая и те признаки, по которым осуществлялось обобщение в понятие.
Объем понятия – это совокупность предметов, называемых понятием, то есть множество предметов, таких, для которых характерно наличие признаков, образующих содержание понятия. Как и в случае с содержанием, в логике выделяются логический и фактический объемы понятия. Логический объем – это совокупность предметов, которым принадлежат признаки, представленные логической формой понятия. Фактический объем – это множество предметов, обладающих признаками, в которых содержится информация о существенных характеристиках, на основе которых эти предметы выделяются в особый класс.
Графически объем понятия обычно представляют в виде круга, каждая точка которого представляет какой-то элемент объема понятия.