Индивидуальная работа в группе
5. На основании своей роли в группе каждый участник должен выработать свою форму поведения. Для этого Вашей группе будет предложена проблемная ситуация. Совместно группой Вы должны решить – кто и как будет действовать в этой ситуации. Далее каждый должен самостоятельно продумать и написать свою программу действий.
Проблемные ситуации:
1.Музыкальная группа.
Сорвались гастроли в Новосибирск, так как произошла авария на РЖД. Денег на самолет выделить не могут. Это выступление для группы – решающее: либо на нее обратят внимание, либо нет. Чтобы решить проблему – 1 день.
2.Футбольная команда.
Завтра решающий матч. Накануне утром тренер обещал особую тренировку. Он придумал такую расстановку игроков, при которой команда пройдет в следующий тур. До этого команда упорно проигрывала, несмотря на неплохих игроков. Тренировка не состоялась. Тренер и лучший игрок попали в больницу. Выступление на следующий день решит судьбу команды. Чтобы решить проблему – 1 день.
3.Театральный кружок.
В течение месяца начинающая театральная группа договаривалась о том, чтобы как можно больше зрителей пришло на их премьеру. Если придет более 300 человек их кружок НЕ закроют. Молодые ребята и девушки нашли даже больше – 362 человека. Но было одно условие, жители должны были быть из того района, где состоится показ. За день до премьеры выяснилось, что их спектакль будет проходить совсем в другом здании, в другом районе. А на их сцене – где они должны были выступать – будет давать премьеру ярославская труппа. Чтобы решить проблему – 1 день.
4.Небольшой коллектив врачей.
Начинающие врачи, недавние студенты медицинского университета, уже делают большие успехи – хорошо оперируют. Но только один из них продолжает заниматься научной деятельностью. Их так быстро приняли на работу с условием, что они будут подтверждать свой статус, занимаясь научной деятельностью. Ребята в группе договорились, что писать работу будет один от всей группы. Тот написал, но накануне у него поднялась высокая температура и он не может выступить на конференции. Один из членов группы частично ознакомлен с работой, другой проводил эксперимент, описанный в работе. Все вместе слышали основную идею. Если ребята не выступят на конференции с докладом – их лишат работы. Чтобы решить проблему – 1 день.
5.Продавцы магазина.
Завтра у магазина аттестация – если что-то не так, магазин закроют. У одной из девушек – продавщиц ребенок попал в больницу, она поехала к нему. Магазин в жутком запустении, работы по горло, и она распределена между всеми членами рабочего коллектива. Выяснилось, что ребенок этой девушки попал в больницу по вине другого сотрудника магазина. Девушка отказывается выходить на работу. Необходимо срочно подготовить магазин к аттестации. Чтобы решить проблему – 1 день.
6.Школьный класс.
На перемене несколько ребят купили в школьной столовой шоколадный батончик «Марс», один из ребят (М) подложил шоколадный батончик на стул учителю. Начался урок, учитель попался на школьную уловку, сел на стул, где лежал шоколадный батончик. На первой парте сидел мальчик (Р), у которого лежала обертка от «Марса». Учитель подумал на него, хотя тот не имел к хулиганской выходке никакого отношения. Мальчика Р повели к директору. У этого мальчика Р было много проблем со школой, и директор ждал часа, чтобы его исключить. Некоторые одноклассники вступились за мальчика, но мальчика М среди них не было. Директор им не поверил. Мальчику Р дали день, чтобы признаться. Но мальчик Р не признавался, так как не совершал происшествия. Класс разделился на две группы (два лагеря). Нужно было спасать мальчика Р. На решение проблемы – 1 день.
7.Семья.
Отец периодически выпивает. В семье три ребенка, все они учатся в школе и видели, как отец совершал убийства. Они боятся сказать об этом маме, потому что мама очень его любит и у нее больное сердце. Однажды дети подслушали разговор папы и господина Б. Те договаривались о том, чтобы отец взял из дома все деньги жены, все самое ценное и ушел из дома, пока дети будут в школе. Дети должны были как-то остановить отца. Но для этого ом нужны были ключи от дома. Сказать маме правду они боялись. Чтобы решить проблему – 1 день.
8.Общественная организация.
Сотрудник В. Отлично выполнил свою работу. Другие члены организации его недолюбливали, но сами не могли выполнить так же блестяще, как он свою работу. Работа могла быть выполнена одна на всю группу. И один из сотрудников С. Решил тайком взять работу у сотрудника В. Сотрудник В. Вовремя это заметил. В группе начались споры. Сотрудники серьезно поссорились. Но к вечеру следующего дня все пять подписей должны были быть на столе у директора. Было два варианта: либо договориться с сотрудником В. И подписаться под его работой, либо закончить быстрее каждому – свою. Но ни то ни другое было невозможно, так как конфликт перерос в целую потасовку. Работать было невозможно. За удачное выполнение организацией этой работы – организации должны были выплатить грант. Если грант выплатят – сотрудников НЕ уволят и организация НЕ распадется. Чтобы решить проблему – 1 день.
6. Ваша программа действий будет отражением вашей модели поведения. Что это за модель поведения? Напишите и расскажите (задание для каждого участника группы), какие черты и особенности Вашего поведения обусловлены биологическими факторами, а какие духовными (культурными). Например, во время похода один из участников сломал ногу. Что предпримете Вы? Вы можете участвовать в общем обсуждении, побежать за доктором, морально поддержать больного, высказывать мысли о том, чтобы бросить больного и идти дальше. Это может отражать такие черты Вашего поведения, как волевые качества, энергичность/пассивность, быстроту/медлительность), высокую или низкую степень рациональности в поступках, высокую или низкую степень агрессивности, гибкий ум и т.д.
биологические | Культурные (духовные) |
Цвет глаз, волос, тембр голоса. | Ценности |
Энергичный/пассивный | Идеи |
Быстрый/медленный | Прическа |
Волевые качества (лидер/подчиненный) | Одежда |
Интроверт/экстраверт | Аристократизм/демократизм |
Степень агрессивности | Веселость/серьезность |
Уступчивость/упрямство | Оптимизм/пессимизм |
Настойчивость/конформизм | Эгоизм/альтруизм (жертвенность, поддержка) |
Иррациональность/рациональность | Ответственность/безответственность |
Статика/динамика | Прагматизм (результат)/эстетизм (процесс) |
Интуиция (абстракт. Мышление)/сенсорика(рац.мышление) | Степень организованности: системность/хаотичность |
Общительный/молчаливый. | Мышление из соображений: Этики/логики. |
Выберите из нижеуказанных характеристик поведения те, что свойственны Вам. Какие из них Вы применили при решении проблемной ситуации? Какие из них культурные, а какие биологические? Используя таблицу, охарактеризуйте свой тип поведения.
За выполнение второй части ученик получает красную карточку (четвертую). После выполнения задания группы поочередно начинают отвечать.
Каждая группа должна внимательно слушать другую, чтобы потом высказать, как она относится к каждой группе (вражда, союзничество) и почему (на основании каких ценностей или иных критериев; совпадение ценностей/несовпадение). Кратко.