Модуль 1. логика как наука. логика и язык
Логика
Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
для использования в учебном процессе в качестве учебного пособия
для высшего профессионального образования
Орел 2015
УДК 16 (075)
ББК 87.4я7
Л25
Рецензенты:
доктор философских наук,
профессор кафедры «Социология, культурология и политология»
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»
А.М. Старостенко,
кандидат политических наук,
доцент кафедры «Философия и отечественная история»
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Орловский филиал)
В.Н. Лупандин
Ларина, Л.Ю.
Л25 Логика : учебное пособие для бакалавров / Л.Ю. Ларина. – Орел : Госуниверситет - УНПК, 2015. – с.
В учебном пособии рассматриваются основные вопросы современной классической логики, изучение которых является важной составляющей процесса развития логической культуры и, в частности, необходимо для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, прежде всего, связанных с навыками межличностной коммуникации и исследовательской деятельности: формализованные логические языки, формы мышления и развития знания, логико-эпистемические и социально-психологические аспекты аргументации, универсальные и контекстуальные способы аргументации, обращение к эмпирическим фактам в аргументации.
Предназначено бакалаврам технических и экономических направлений очной формы обучения. Может быть использовано студентами очно-заочной и заочной (дистанционной) форм обучения, а также преподавателями при подготовке лекционных и практических (семинарских) занятий по логике.
УДК 16 (075)
ББК 87.4я7
© Госуниверситет - УНПК, 2015
Содержание
Введение. 5
Модуль 1. Логика как наука. Логика и язык. 7
1. Предмет и значение логики. 7
1.1. Предмет логики. Логическая форма и логическое содержание мысли 7
1.2. Основные принципы формальной логики. 12
1.3. Логическая культура. Значение логики. 16
1.4. История развития науки логики. 19
Вопросы для повторения. 23
2. Логический анализ языка. 24
2.1. Понятие знака. Смысл и значение знака. 24
2.2. Типы знаков. 27
2.3. Семантические категории языка. 28
2.4. Виды имен. 29
2.5. Основные принципы употребления имен (знаков) 31
Вопросы для повторения. 32
3. Формализованные логические языки. 33
3.1. Язык логики предикатов. 33
3.2. Язык логики высказываний. 36
Вопросы для повторения. 36
Модуль 2. Основные формы мышления и развития знания. 38
4. Понятие как форма мышления. 38
4.1. Общая характеристика понятий. 38
4.2. Объем и содержание понятий. 42
4.3. Обобщение и ограничение понятий. 44
4.4. Виды понятий. 44
4.5. Отношения между понятиями. 47
4.6. Определение понятий. 50
4.7. Деление понятий. Классификация. Типология. 57
Вопросы для повторения. 59
5. Суждение (высказывание) как форма мышления. 61
5.1. Суждение. Виды суждений. 61
5.2. Категорические суждения. 64
5.3. Распределенность терминов в категорических суждениях. 67
5.4. Сложные суждения и их истинность. 68
5.5. Типы и виды модальных суждений. 70
5.6. Отношения между категорическими суждениями. 72
5.7. Отношение между сложными суждениями. 74
5.8. Отрицание суждений. 77
Вопросы для повторения. 79
6. Дедуктивные умозаключения. 80
6.1. Умозаключение как форма мышления. 80
6.2. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. 82
6.3. Прямые умозаключения логики высказываний. 83
6.4. Непрямые умозаключения логики высказываний. 89
6.5. Непосредственные умозаключения. 93
6.6. Простой категорический силлогизм.. 99
6.7. Энтимема. 104
Вопросы для повторения. 107
7. Правдоподобные умозаключения. 109
7.1. Умозаключения по аналогии. 109
7.2. Индуктивные умозаключения. 113
7.3. Эмпирические методы установления причинной зависимости явлений (методы Бэкона–Милля) 120
7.4. Логические ошибки в индуктивных выводах. 125
Вопросы для повторения. 127
8. Формы развития знания. 129
8.1. Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов. 129
8.2. Проблема. 135
8.3. Гипотеза. 139
8.4. Теория. 143
Вопросы для повторения. 151
Модуль 3. Аргументация. 153
9. Логико-эпистемические аспекты аргументации. 153
9.1. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации 153
9.2. Структура доказательства. 154
9.3. Виды доказательств. 154
9.4. Правила и ошибки по отношению к тезису. 156
9.5. Виды аргументов. 157
9.6. Правила и ошибки по отношению к аргументам.. 158
9.7. Форма доказательства и ее виды.. 161
9.8. Правила и ошибки по отношению к форме доказательства. 162
9.9. Опровержение. 162
9.10. Критика и подтверждение. 164
Вопросы для повторения. 164
10. Социально-психологические аспекты аргументации. 166
10.1. Психологические особенности логического мышления. 166
10.2. Спор как разновидность аргументации. Виды споров. 170
10.3. Уловки логического характера. 174
10.4. Уловки социально-психологического характера. 175
10.5. Уловки организационно-процедурного характера. 179
10.6. Способы нейтрализации уловок в спорах. 181
Вопросы для повторения. 187
11. Обращение к опыту в аргументации. 189
11.1. Прямое подтверждение. 189
11.2. Косвенное подтверждение. 190
11.3. Эмпирическое опровержение. 193
11.4. Пример и иллюстрация в аргументации. 201
Вопросы для повторения. 204
12. Контекстуальные способы убеждения. 206
12.1. Аргумент к традиции. 206
12.2. Аргумент к авторитету. 209
12.3. Ссылка на интуицию.. 211
12.4. Аргумент к вере. 213
Вопросы для повторения. 218
Литература. 219
Введение
Термин «логика» в настоящее время употребляется в трех основных значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую существующую в объективном мире необходимую закономерность. Такой смысл понятия «логика» подразумевается в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика исторического развития» и т.п. Во-вторых, слово «логика» может иметь значение «закономерности правильного мышления». Типичными выражениями здесь будут такие как «логика рассуждения», «логика мышления» и т.п. При этом закономерности правильного мышления представляют собой отражение объективных закономерностей. И, наконец, «логикой» называют науку – определенную систему знаний, рассматривающую логику мышления.
Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. Формируясь, прежде всего, под влиянием практических потребностей массовых дискуссий, диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышления. Изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. Формы и приемы мышления не даются человеку от рождения, он усваивает их в процессе своей жизни, прежде всего, овладевая языком и основами наук. Логика привносит осознание в этот стихийно осуществляемый процесс, что позволяет гораздо быстрее добиваться желаемых результатов.
Знания, приобретаемые в процессе изучения дисциплины «Логика», необходимы для успешного освоения философии, а также вопросов психологии, связанных с проблемами формального мышления, и педагогики. Кроме того, логика является основой культуры речи, риторики, в качестве специального аппарата она применяется сегодня в программировании и компьютеризации ряда процессов интеллектуальной деятельности, в теории автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д.
Логика способствует формированию правильного формального мышления и поведения, важнейшими областями которого являются право, нравственность и технологии, в том числе в сферах управления людьми и экономики. Последнее определяет значение логики в изучении как теоретических, так и практических разделов всех технических и экономических дисциплин. Логика и правильное логическое мышление представляют собой необходимое условие научной исследовательской деятельности. Логика формирует навыки эффективного проведения научных споров и дискуссий, делая их незаменимыми компонентами процесса познания. Помимо этого соблюдение в беседах, спорах и дискуссиях принципов и требований формальной логики способствует повышению эффективности человеческой коммуникации, включая деловое общение и управление, что, в свою очередь, значительно улучшает их результативность.
Модуль 1. Логика как наука. Логика и язык
Предмет и значение логики
Предмет логики. Логическая форма и логическое содержание мысли
Логика изучает мышление. Оно объект данной науки. Однако различные аспекты мышления исследуются целым рядом дисциплин. Например, философия рассуждает о его сущности, происхождении, отношении к миру, познавательных способностях. Физиология пытается проследить зависимость мышления от состояния мозга. Психология исследует условия и факторы его развития. Генетика стремится раскрыть механизмы наследования мыслительных способностей. Кибернетика интересуется техническими возможностями моделирования человеческого мышления и т.д. Чем же занимается логика?
Отвлекаясь от конкретного содержания наших мыслей, она изучает их форму. Очень часто логику так и определяют: как науку о формах правильных рассуждений, а иногда даже просто как науку о правильном мышлении.
Например, известный философ и логик, один из основоположников отечественной логики Валентин Фердинандович Асмус (1894-1975) считал, что «логика есть теоретическая наука о правильных формах мышления» [4, с. 8].
Подобные определения, безусловно, выделяют самое существенное в предмете логики. Однако уже Аристотель рассматривал более широкий круг проблем логического характера, исследуя не только формы мысли, но и приемы познавательной деятельности.
Поэтому в современной литературе обычно используют развернутые дефиниции[1], чаще всего определяя логику как науку о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке как средстве познания.
Можно заметить, что практически во всех приведенных выше определениях фигурирует понятие «форма мысли» (или форма мышления, рассуждения). Однако что именно называют формой мысли?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, вспомнить структуру процесса познания. Как известно, в процессе познания условно[2] выделяются две ступени: чувственная и рациональная.
На первой, чувственной ступени мы с помощью органов чувств получаем первичную (исходную) информацию о предметах и явлениях окружающей действительности. На этой ступени познание может осуществляться в форме ощущений, восприятий и представлений.
Начало всего познания составляют ощущения. Ощущения – это отражение отдельных свойств, сторон, характеристик предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например, мы можем ощущать запах, прикосновение, слышать звук, видеть цвет и т.д.
На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия и представления. Восприятие – это целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление – это, так же как и восприятие, целостный образ, но благодаря памяти имеющий более устойчивые черты, т.е. это образ предмета, запомненный, зафиксированный в сознании. Представление дает нам возможность сохранить и использовать информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств.
Существует особый род представлений, которые формируются без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, например, на основе информации, полученной только из описания. Процесс создания подобных представлений называется творческим представлением или воображением.
Вторая ступень познания – рациональная (или ступень абстрактного мышления). В рамках рационального познания, в свою очередь, выделяют два уровня: уровень эмпирического познания (и знания) и уровень теоретического познания (и знания).
На эмпирическом уровне рационального познания мысль обрабатывает ту информацию, которая получена на предыдущей, чувственной ступени. Мысль производит анализ, классификацию, обобщение чувственных данных (например, результатов наблюдения), фиксирует связи между предметами и признаками, отношения между самими предметами и т.д.
На этом уровне образуются понятия, возможны индуктивные обобщения и аналогии, в которых уже осуществляется мысленный выход за пределы непосредственно данного в чувственном опыте. Однако на эмпирическом уровне мысль все же продолжает работать только с той информацией, которая доступна органам чувств.
Тем не менее данный уровень составляет весьма важную часть процесса познания, так как именно здесь формируется эмпирический базис (накапливаются опытные данные) для дальнейшего построения научных теорий.
На теоретическом уровне познания мы мысленно проникаем в сущность явлений, непознаваемую с помощью органов чувств. Здесь в наших рассуждениях появляются такие объекты и их характеристики, которые недоступны чувственному восприятию, – молекулы, атомы, электроны, электромагнитные поля и т.д. Здесь же мышление создает и объекты сугубо теоретического характера (не существующие в природе и являющиеся более или менее приближенными моделями реальности): абстрактные, идеализированные, идеальные и т.п.
На теоретическом уровне рационального познания мышление работает как особый и в определенном смысле независимый от чувственного познания, самостоятельный источник знания: оно строит теории, объясняющие наблюдаемые явления, открывает законы изучаемой области действительности и т.д.
Знания, приобретаемые на рациональной ступени познания, фиксируются (существуют) в форме понятий, суждений, умозаключений. Это и есть те формы мышления, которые изучает логика.
Однако, установив это, мы пока лишь ответили на вопрос, какие формы являются предметом изучения логики, но не выяснили, что такое форма мысли вообще.
Поясним это на несложном примере. Возьмем два суждения: «Все металлы есть химически простые вещества» и «Если вода при нормальном давлении нагрета до 100о, то она закипает».
Чтобы выявить логическую форму суждения, надо отвлечься от конкретного смысла слов и заменить их переменными. Так, в первом суждении речь идет о металлах, которые можно обозначить переменной S. Вместо свойства «химически простое вещество», наличие которого утверждается у металлов, можно ввести переменную Р. Получаем для данного суждения его логическую форму:
Все S есть Р.
Это выражение обладает определенным логическим содержанием. А именно в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким-то свойством S, имеет свойство Р (или, просто, всякий предмет S имеет свойство Р).
Для того чтобы выявить логическую форму второго суждения, надо также отвлечься от того, о чем именно в нем идет речь, и заменить понятие «вода» на переменную S, свойство «нагреваться при нормальном давлении до 100о» на переменную Р1, свойство «закипать» на – Р2. В итоге получим:
Если S есть Р1, то S есть Р2.
Логическое содержание состоит здесь в указании на связь между наличием у предмета S одного свойства (Р1) и наличием у него другого свойства (Р2).
Теперь рассмотрим два умозаключения. Первое:
Все люди смертны.
Сократ – человек.
Следовательно, Сократ смертен.
То, о чем идет речь в этом умозаключении, вполне понятно. Всем известно, что значит «смертен», что такое «человек», и кто такой Сократ (древнегреческий философ). Соответственно, совершенно ясен и смысл посылок[3] (суждений «Все люди смертны» и «Сократ – человек»). И, если согласиться с тем, о чем говорится в посылках, то уже ничего не остается, как согласиться и с заключением «Сократ смертен».
Второе умозаключение:
Все полиоксиантрахиноны – производные антрацена.
Ализарин – полиоксиантрахинон.
Следовательно, ализарин – производное антрацена.
Если вы не увлекаетесь химией, то вряд ли понимаете, о чем идет речь, и не знаете, что такое полиоксиантрахинон, антрацен и ализарин. И все же, скорее всего, вы считаете, что вывод сделан правильно. Вы чувствуете, что, если все полиоксиантрахиноны являются производными антрацена, а ализарин – полиоксиантрахинон, то об ализарине необходимо сказать, что он производное антрацена.
Откуда такая уверенность? Почему можно делать выводы, ничего не зная об их предметах? Чтобы ответить на этот вопрос, следует составить логическую форму приведенных умозаключений, а для этого сначала заменить в них слова на переменные:
Все люди (М) смертны (Р).
Сократ (S) – человек (М).
Следовательно, Сократ (S) смертен (Р).
Все полиоксиантрахиноны (М) – производные антрацена (Р).
Ализарин (S) – полиоксиантрахинон (М).
Следовательно, ализарин (S) – производное антрацена (Р).
И в одном, и в другом случае получим:
Все М есть Р.
S есть М.
Следовательно, S есть Р.
Убедительность умозаключения практически не изменилась после того, как убрали слова и поставили вместо них буквы. Аналогично тому, как, не зная, о чем говорится во втором умозаключении, мы были уверены в правильности вывода, здесь мы с тем же чувством принудительности осознаем, что раз все М есть Р, а S есть М, следовательно, S есть Р.
Дело в том, что приведенные здесь умозаключения имеют правильную логическую форму, а правильной в логике считается такая форма рассуждения, которая при истинных посылках гарантированно ведет нас к истинному заключению.
Причем наша мысль прекрасно «видит», что данные рассуждения построены логически правильно. Отсюда и возникает чувство убедительности в истинности сделанных заключений.
Двумя последними примерами умозаключений продемонстрировано одно из наиболее важных положений науки логики. Оно было открыто еще Аристотелем и может быть сформулировано следующим образом:
Правильность рассуждения зависит только от формы этого рассуждения.
И не зависит от содержания.
Вполне очевидно, что в своих рассуждениях люди далеко не всегда пользуются правильными формами. В этом каждый неоднократно убеждался на собственном опыте. Например, выполняя какую-либо математическую задачу или принимая некоторое решение, весьма непросто, не совершив ни единой ошибки, прийти к верному выводу. Чаще всего наши умозаключения далеко не так безупречны с точки зрения логики, как этого бы хотелось. Нередко мы делаем поспешные обобщения, излишне доверяем интуиции, не учитываем неопределенность или множественность смысловых значений слов и т.д.
Поэтому логику интересует не только то, как мыслит человек, но и то, как он должен мыслить, чтобы в процессе познания получать истинные, правильные результаты.
Другими словами, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. И одна из ее основных задач состоит в выработке определенных требований и норм, предъявляемых к мыслительным процедурам. При этом предписания логики способствуют преодолению многих недостатков естественных рассуждений.