Ой, какой я неинтегрированный! 2 страница
Если перейти к новому поведению не удалось или оно вернулось к старому, не унывайте. Примите на себя ответственность за неудачу, сделайте выводы и подготовьтесь к повторной процедуре более тщательно.
Здесь уместно привести еще две техники преобразования вредных привычек и нежелательного поведения. Они являются разновидностями приемов, используемых на третьей ступени интеграции, поэтому в данном разделе даются кратко в чисто прикладном аспекте.
Для тех, кто умеет устойчиво визуализировать, может подойти техника "взмаха". Вам нужно создать два ярких образа. Первый их них ассоциированный (как это видят ваши глаза) должен отразить то, что вы обязательно наблюдаете в начальный момент активизации вредной привычки. Это может быть рука, тянущаяся к дверце холодильника, к пачке сигарет, к бутылке; особое выражение лица конкретного человека, провоцирующее у вас взрыв отрицательных эмоций; то, что бывает в таких случаях всегда. Разместите рядом с этой картинкой другую похожую по виду, но нейтральную по содержанию (ваша рука тянется к шариковой ручке, бутылке молока, то же лицо, с обычным выражением и т.п.). Определите основные различия между изображениями и вычислите те из них, которые делают первую картинку возбуждающей (размер изображения, расстояние до объекта, положение в пространстве, яркость, цвет и т.д.). Выявите два основных параметра, наиболее сильно влияющих на ощущения, при оптимальном значении которых картинка заставляет вас "бить копытом".
Второй образ – это вид самого себя, уже не имеющего вредной привычки. Глядя на свое изображение, вы должны чувствовать, что новое состояние доставляет огромное удовольствие и от вас "пышет" уверенностью в своих силах. Неоценимую помощь в формировании второго образа окажет амулет. Активизируйте заложенные в него ресурсы и представьте себе знакомого или киногероя, для которого отсутствие этой вредной привычки – черта характера. Вживитесь в эту роль и ощутите чувство уверенности и превосходства над теми, кто страдает этим недостатком. Попробуйте представить кого ни будь еще с теми же качествами. Накачивайте ресурс до тех пор, пока образ №2 не начнет "сочиться" от этих ощущений. Это изображение должно вас притягивать как магнит. Для предельного усиления этих чувств отрегулируйте ранее определенные для изображения №1 параметры (субмодальности).
Теперь можно начинать "взмах". Порядок действий следующий.
1. Представьте себе первый образ, запускающий дурную привычку. Он должен быть ассоциированным и вызывать желание немедленно согрешить. В каком либо его темном месте разместите уменьшенное до точки второе изображение.
2. С максимальной скоростью изменяйте две критические субмодальности. Для первой картинку в сторону ослабления чувств, для второй – в направлении их предельного обострения. При этом второе изображение должно взрывом занять место первого. Процесс не должен длиться дольше секунды, его запуск синхронизируйте с движением вашей руки к талисману, включающему требуемые ресурсы. Отпустите амулет и оглядитесь вокруг.
3. Повторите "взмах" 5-8 раз с все большей скоростью, не забывая каждый раз стирать все изображения. Процесс можно прекратить, если возникнут затруднения с восстановлением первого образа: его трудно вызвать или он крайне нестабилен. Посидите спокойно несколько минут, разглядывая свой ресурсный образ. Попробуйте оценить, стал ли он более "живым" и что в нем изменилось после "взмаха". Попробуйте восстановить первую картинку. Если она теперь не вызывает позыва к действию и выглядит нейтрально или вообще исчезла – поздравляю, вы полностью избавились от вредной привычки! Рекомендую незамедлительно убедиться в этом на практике.
Описанная техника, кроме того, что она быстра и сравнительно проста, замечательна тем, что вы из одного устойчивого состояния скачком переходите в другое. При этом вы испытываете не менее сильное удовольствие от наступившей свободы, чем от дурной привычки. К сожалению, данная техника требует наличия определенного опыта и некоторых талантов. При отсутствии оных, можно пойти окольным путем.
Вспомните первый случай, когда была спровоцирована эта привычка, переживите его в мельчайших подробностях и подумайте, какие бы вам тогда понадобились качества и знания, чтобы это поведение не стало устойчивым, а вместо него возникло бы другое, приносящее те же вторичные выгоды. Например, если бы рядом с вами оказался авторитетный для вас человек и предостерег от подобных действий, или вам достало бы ума и решимости отказаться от них самому. Определите, кто кроме вас играл в этом эпизоде определяющую роль, и каковы были его мотивы. Если не удается вспомнить самый первый эпизод, вступите в контакт с проблемной субличностью и вежливо попросите ее напомнить вам ход событий. Она-то имеет доступ к этим воспоминаниям и может воспроизвести вам ситуацию во всех подробностях. Проглядите эпизод глазами второго действующего лица и поймите, какие он имел мотивы по отношению к вам. Просмотрите событие глазами независимого наблюдателя, это поможет вам уточнить истинный смысл происходивших событий. Сообразите, какие нужны ресурсы всем действующим лицам, чтобы ситуация развивалась наиболее оптимальным путем. Наделите всех этими качествами и оцените из позиции постороннего наблюдателя, как теперь развиваются события, можно ли их еще отредактировать. Если все замечательно, проживите эпизод от первого лица, обладающего всеми нужными ресурсами и свободой выбора ответной реакции.
Уточните еще раз, было ли данное событие самым первым в цепочке формирование вредной привычки, или есть еще более раннее. В последнем случае повторите процедуру до тех пор, пока не проработаете действительно первоначальный эпизод. Теперь, обладая новым поведением, быстро проглядите, как изменились события вашей жизни, если у вас тогда не было этой потребности. При необходимости изменяйте содержание воспоминаний описанным образом.
По окончании процесса вступите в контакт с проблемной субличностью и узнайте, как изменились ее функция и цель. Если она затрудняется с формулировками, спросите, чем бы она теперь хотела заняться. Обсудите этот вопрос и найдите приемлемое решение. Помогите ей выбрать новые варианты поведения с помощью творческой части.
Если ни одна из описанных процедур не привела к полному успеху, не огорчайтесь. Скорее всего, у вас не хватает опыта реализации этих техник, и где-то была допущена ошибка. Опыт – дело наживное. Другой возможной причиной временных неудач могут быть ограничивающие убеждения: "Я этого не смогу сделать", или "У меня это не получится". Как с ними бороться, узнаете позднее. На данном этапе временно прекратите работу с вредными привычками, примите на себя ответственность за их последствия и наслаждайтесь удовольствием, которое они вам доставляют.
Третья ступень
Надеюсь, что читатель на собственном опыте убедился, что его личность имеет сложную структуру, элементы которой обладают изрядной самостоятельностью. Они могут кооперироваться или конфликтовать. Каждая из них призвана совершать определенные действия для удовлетворения конкретных потребностей. Последние могут быть подразделены на физиологические и культурологические. Вредные привычки являются преимущественно физиологическими и связаны с наименее сознательной частью личности – физиологическими функциями организма. Их сила определяется кратчайшей цепочкой стимул-удовольствие, не поддающейся сознательному контролю. Культурологические стереотипы поведения более сложно организованы и связаны с воспитанием (опытом), убеждениями и верованиями. Очевидно, что их модификация невозможна без изменений в перечисленных глубинных структурах.
Собственно "Я", фокус внимания личности, связан с духовной структурой и оценивает события и действия по критериям добра и зла. Обычно это происходит постфактум. Описание информационной структуры личности дано в моей статье "Стратегии коммуникации". Для удобства ее часть приведена в приложении к данной работе. Рекомендую прерваться и ознакомиться с этим материалом.
Очевидно, что горизонтальная интеграция на уровне субличностей ограничена рамками влияния глубинных структур. Следует отметить, что консолидация субличностей оказывает заметное влияние на информационное содержание более глубоких слоев личности, устраняя в них некоторые противоречия, но обратное влияние является более сильным.
С другой стороны структурирование личности крайне условно и недоказуемо. В замечательной книге Роберта А. Уилсона " Квантовая психология" показана аналогия между внутренним миром личности и квантовой механикой. И там и там, в отличие от "реального" мира, никто воочию не наблюдал элементы структур. Описания происходящих процессов возможно с точек зрения диаметральных позиций (волна и частица, религия и атеизм), все события носят вероятностный характер, присутствие наблюдателя коренным образом влияет на результаты процессов. Список аналогий можно продолжить. Но, если некоторая анекдотичность квантовой механики заключается в том, что куча атомов (человек) с увлечением изучает свои составляющие, то в нашем случае ситуация вообще бредовая: нечто, само существование коего не доказано экспериментально, изучает свои элементы, попутно безвозвратно изменяя их самих и их взаимодействие. Никакой психологический эксперимент нельзя повторить с вероятностью совпадения 100%. Тем почетнее, не имея понятия об объекте воздействия, получать конкретные результаты. Поэтому ко всему излагаемому в данной работе, как и к аналогичным материалам, следует относиться скептически. Вполне вероятно, что вас дурачат или описывают шизофренический опыт. Тем не менее, как говорят физики, нет ничего практичней хорошей теории.
Итак, приняв на вооружение информационную структуру личности и порезвившись в горизонтальной плоскости интеграции, приступим к ее вертикальным связям. Глубинные информационные структуры принципиально отличаются от промежуточных, к коим с натяжкой можно отнести субличности. В них нет процесса, есть только состояние. Каждое новое состояние отменяет старое, сохраняя его следы только в долговременной памяти. Дискретность существования большинства глубинных структур вынуждает воспринимать их как "безличностные". С ними невозможно беседовать, можно только воспроизводить хранящуюся в них информацию. Поэтому техники работы с субличностями здесь не подходят.
Ключевым звеном нам будет служить долговременная память. Удобно считать, поскольку никто не доказал обратного, что в ней хранится информация обо всем, что происходило с человеком в каждый момент его жизни. Теоретически каждый из нас способен дословно воспроизвести любую когда либо прочитанную книгу, пусть это и было 50 лет тому назад. Проблема заключается в возможности доступа к этой информации. Память можно рассматривать как огромный архив, в котором вся хранящаяся информация имеет рубрикацию и определенную маркировку. За счет этого воспоминания могут извлекаться мгновенно. Большая часть внутренней жизни человека заключается в "переживании" спонтанно разархивирующихся событий прошлого, всплывающих друг за другом по некоторой аналогии. Большая часть памяти недоступна человеку ввиду ее сиюминутной неактуальности. Сам процесс спонтанных воспоминаний отражает попытки элементов личности выработать новые эффективные варианты совместных действий. Ели возникающие образы вызывают неприятные эмоции, таковые варианты не находятся, если человек улыбается или смеется, это значит, что творческая часть подкинула ресурсный вариант.
Рубрикация долговременной памяти происходит в соответствии с психофизическими состояниями. Под этим термином понимаются устойчивые поведенческие проявления человека, различающиеся интенсивностью физиологических процессов, эмоциональным возбуждением и уровнем активизации сознания. В качестве примеров можно привести глубокий сон, сновидения, транс, болезненное состояние, депрессию, отдых, рабочий режим, физически труд, занятия спортом, творческое состояние, алкогольное опьянение, агрессию, расширенное состояние сознания. Находясь в депрессии, человек не имеет доступа к позитивным воспоминаниям. Многие не помнят содержание сновидений, свое поведение при сильном алкогольном опьянении. Наоборот, во время вспышки агрессивности, вспоминаются все предыдущие обиды, при депрессии – только неудачи. В веселом состоянии вспоминаются забытые анекдоты, все видится в розовом цвете. Поэтому, чтобы подробно вспомнить какое-либо событие, нужно войти в то же психофизическое состояние. Недоступность детских и юношеских воспоминаний связана с трудностью воспроизведения взрослым состояния ребенка, особенно это касается незрелого уровня сознания. Трансовые техники легко преодолевают этот барьер, вызывая возрастную регрессию.
С одной стороны, эмоциональная рубрикация памяти является удобной, с другой стороны усугубляет степень дезинтеграции личности. Вызываемые из памяти события по эмоциональной насыщенности и физиологическим ощущениям столь же актуальны, что и происходящие в данный момент. Поэтому некоторые события, содержащие наиболее сильные негативные эмоции, изолируются и в развернутом виде практически не вспоминаются. Тем не менее, само существование такого импринта является ограничением внутреннего мира. Любой намек на возможность повторения подобной ситуации дезорганизует поведение человека, появляются беспричинные страхи или другие сильные немотивированные эмоции. Импринты лежат в основе самых жестких убеждений.
События, а точнее их интерпретации, хранящиеся в долговременной памяти, есть тот строительный материал, из которого формируются глубинные структуры: "карта" (описание внешнего и внутреннего миров), убеждения, верования и пр. Их можно модифицировать, если изменить содержание воспоминаний. Речь не идет о фальсификации событий, хотя в ряде случаев это приемлемо, а об изменении их оценки и разрядке интенсивных эмоций.
Рассмотрим для примера распространенное убеждение: мне всегда не везет. Оно основано на выборочном ряде событий, оцененных как невезение. Данное убеждение невозможно изменить простым выстраиванием ряда альтернативных случаев, в которых присутствие везения очевидно. Подобные аргументы парируются характерно нелогичным возражением: да, тогда повезло, но это исключение. Убеждения, как и верования, обычно не поддаются логическим аргументам. Но, если пересмотреть оценочную сторону событий, то не остается причины для их существования.
Таким образом, большинство техник "вертикальной" интеграции связано с воздействием на долговременную память. Если продолжить аналогию с игрой в DOOM, на уровне третьей ступени интеграции вас поджидают более агрессивные монстры. Поэтому следует запастись дополнительным вооружением и защитой. Напомню, что наша цель не убивать, а преобразовывать. На второй ступени мы использовали два защитных оружия: амулет и блокнот, и одну стратегию: дипломатию в общении с субличностями. Они остаются в вашем распоряжении, не забывайте про них и используйте по вашему усмотрению. К ним добавим: ресурсное состояние (режим "Бога"), остановку изображения и диссоциацию, владение субмодальностями (мастерство визуализации) и пару магических заклинаний. Напомню уже имеющуюся магическую формулу: " Я хозяин своего внутреннего мира!".
Итак, начнем с укрепления ресурсного состояния. Если вы прошли предыдущие ступени интеграции, оно у вас уже есть. Будем иногда его называть магическим. Его характеристики: уровень самоосознания максимален, предельно активизированы любопытство и готовность отразить атаку негативных ощущений. Уровень эмоций устойчивый. Спектр эмоций: уверенность в себе, покровительственное отношение к элементам внутреннего мира, ироническое восприятие событий. Ваше главное оружие – шутка. Физиологические процессы не ощущаются. Никогда не практикуйте техник третьей ступени, если неважно себя чувствуете, устали или испытываете какие-либо физиологические потребности.
Чтобы данное ресурсное состояние стало устойчивым, регулярно его практикуйте в общении с домашними животными (хотя бы и с тараканами), с детьми и с теми, кто моложе вас, с близкими друзьями. В состоянии мага все внимание направлено на собеседника и окружающую обстановку. Не забывайте якорить это состояние с помощью амулета. Подгоните все ощущения таким образом, чтобы иметь максимальный комфорт и быть готовым к действию.
Следующее упражнение позволит улучшить способность визуализировать. Представьте себе любимый сорт цветка. Изображение должно быть объемным. Если не получается, купите цветок, поставьте его перед собой, внимательно оглядите, закройте глаза и восстановите его образ. Если он пропадает или неустойчив, откройте глаза и повторите все снова. Сосредоточьте все внимание на цветке, медленно поворачивайте его перед внутренним взором, оцените ощущения, которые он вызывает. Поменяйте несколько раз его цвет, фиксируя изменения своих чувств, определите наиболее приятный вариант. Найдите такое положение в пространстве (правее, левее, выше, ниже, ближе, дальше), при котором восприятие цветка станет более острым и "живым". Запомните, какие параметры являются критическими: усиливающими ощущения или их ослабляющими. Зафиксируйте цветок в оптимальном положении и начните по очереди изменять яркость, освещенность и фокусировку объекта. Определите параметры, при которых позитивные эмоции резко усиливаются или интерес к цветку полностью пропадает. Используете все полученные знания, чтобы создать наиболее приятное изображение цветка. Подумайте, что еще нужно изменить (форму, добавить или убрать элементы, создать фон), чтобы возникло сильное желание взять его в руки и понюхать. Сделайте это в своем воображении и ощутите запах. Откройте глаза, запишите в блокнот критические параметры визуализации и повторите упражнение несколько раз, добиваясь быстрого получения устойчивого изображения.
Вообразите умеренно неприятный предмет. Это может быть инструмент из арсенала дантиста, что-нибудь сломанное, измятое, испачканное и т.п. Используйте выявленные ранее критические параметры (субмодальности) сначала для максимального усиления неприятных чувств, а затем для их полной нейтрализации (попробуйте черно-белое изображение). Повторите это несколько раз, а потом попробуйте нейтральное изображение сделать приятным. Попробуйте сделать предмет забавным, немного изменив его форму, детали и ракурс. Как минимум, вы должны хихикнуть. Часто субмодальности, усиливающие приятные эмоции не совпадают с параметрами, меняющими ощущения в сторону неприятных эмоций.
Вообразите неприятного для вас человека (конкретную личность). Преобразуйте его образ сначала в нейтральный, а потом в милый и забавный. Проделайте это же с другим человеком. Если вообразить живой образ не удается, то при первой же личной встрече не закрывайте глаза и проделайте с ним эти манипуляции в своем воображении. По окончании встречи повторите тот же процесс мысленно. Если вам неприятна собственная физиономия, встаньте перед зеркалом и вволю порезвитесь.
Теперь вообразите что-нибудь страшное. Вспомните фильм ужасов или представьте автокатастрофу с кучей трупов. Сделайте изображение эмоционально нейтральным, а затем в чем-то комичным. Варьируйте максимальное число субмодальностей. Для каждого упражнения они могут быть особенными. Ваша цель состоит в том, чтобы уметь неприятные картинки делать нейтральными или забавными. Если все получается, провозгласите магическую формулу: " Не бывает плохих событий, бывает соответствующее к ним отношение!".
Следующее упражнение направлено на освоение состояния диссоциации. Находясь в каком либо помещении, представьте, как вы выглядите из всех четырех углов потолка. Это первая позиция диссоциации – взгляд на себя со стороны. Определите, из какого угла ваше изображение кажется наиболее приятным, а из какого – наименее. Перемещайтесь вдоль линии, соединяющей эти углы, и определите место на потолке, в котором вы испытываете нейтральные чувства, теряя ощущения своего тела. Если вас постоянно "втягивает" назад, прикажите себе мысленно найти такое положение в пространстве, в котором "засасывающая" сила минимальна, и вы можете в нем устойчиво находиться. Запомните этот ракурс и регулярно проецируйте себя в это положение. Экспериментируйте, и вас ждет успех.
После того, как вы научитесь быстро выполнять это упражнение, проделайте двухпозиционное диссоциирование: увидьте себя, глядящего на собственное тело. То есть вы должны видеть себя сразу в двух позициях. Определите оптимальный ракурс и для этой позиции. Закрепите его регулярными тренировками. Поздравляю, вы научились жить без боли и можете с удовольствием посещать дантиста, абстрагироваться от неприятных ощущений и готовы к дальнейшей интеграции. Закрепите успех третьей магической формулой: "Я не обязан испытывать то, что сейчас чувствую!". Провозглашайте ее при каждом упражнении по двухпозиционной диссоциации. Вторая позиция необходима для самоконтроля. Она требует больше внимания и препятствует эмоциональному включению в неприятную ситуацию, что затруднено в первой позиции.
В развитие этой техники можете практиковать "астральные" путешествия из дома на работу или в другое хорошо знакомое место. Можно перемещаться мгновенно, можно проделывать весь путь полностью, "обозревая" происходящее на улицах. При устойчивом навыке можно совершать "экскурсии" в любые, в том числе и в вымышленные, места.
Выполняя техники третьей ступени интеграции, не забывайте регулярно практиковать эти упражнения. Если они начнут надоедать, проявите творчество и модифицируйте их по своему вкусу. Как вы убедитесь, эти занятия сильно помогут вам при контактах с внешним миром.
Борьба со склерозом
Начнем с диагностики вашей памяти. Не вдаваясь в глубокие подробности, отберите из событий вашей жизни 5-6 эпизодов, в которых вы были счастливы или испытывали крайнее удовольствие. Приблизительно расставьте их по ранжиру. Начните с наиболее слабого по силе эмоций воспоминания. Переживите его, стараясь восстановить в памяти мельчайшие подробности, касающиеся как окружающей обстановки, так и участвующих в ситуации лиц. В момент максимальной силы эмоций остановите картинку и зафиксируйте ее. Используйте критические субмодальности для предельного усиления ощущений. Найдите в изображении какой-нибудь предмет или символ, кодирующий ситуацию, и мысленно поместите его в амулет. Диссоциируйтесь во вторую позицию и оцените, в результате каких действий и событий случился данный эпизод, какие выводы и убеждения были сделаны из этой ситуации, являются ли они ресурсными (расширяющими горизонт) или ограничивающими (обязывающими вас к чему-то). Подумайте, какие иные выводы можно сделать из данной ситуации и что помешало вам или другому лицу усилить позитивный эффект. Добавьте себе и ему необходимые ресурсы и переживите отрежиссированный эпизод от первого лица. Оцените, какие новые убеждения и выводы у вас появились после этого, насколько они ресурсны.
Повторите эти действия со всеми воспоминаниями из списка, стремясь преобразовывать ситуации таким образом, чтобы достичь максимального эффекта. Каждый эпизод кодируйте разными предметами или символами. Записывайте в блокнот, как изменяются ваши убеждения.
Если вы не набираете нужного числа событий или воспоминания бледны и однотипны, у вас проблемы с доступом к ресурсным воспоминаниям. Рекомендую усиленно заняться упражнениями по визуализации. Если все в порядке, оцените, какой период вашей жизни преимущественно представлен в списке, и являются ли остальные этапы менее счастливыми. Вероятно, что нет. Просто к ним перекрыт доступ.
Часто в процессе работы с одним воспоминанием всплывают другие забытые эпизоды. Это надо всемерно приветствовать и составлять дополнительный список. Его пока не трогайте, только пополняйте.
Аналогично составьте список 5-6 самых неприятных событий жизни. Если их больше или они будут вспоминаться впоследствии, организуйте для них дополнительный реестр. Начните с переживания, которое вы точно выдержите, восстанавливая его подробности. Если эмоции слишком сильны и не позволяют анализировать эпизод, сразу начинайте со второй позиции диссоциации. Уясните адекватность ваших переживаний данной ситуации. Определите позитивные мотивы других лиц, участвующих в событии. Для этого проглядите эпизод их глазами. Если таковые обнаружатся (а они всегда есть), то передайте знание о них себе молодому. В случае, когда позитивные чужие намерения для вас остаются неясными, просмотрите ситуацию из второй позиции наблюдателя и в качестве "взрослого" определите, какие имеются побудительные мотивы и каких ресурсов не хватает действующим лицам, чтобы эпизод разрешился к всеобщему удовольствию.
Отрежиссированный эпизод просмотрите сначала глазами других действующих лиц и удостоверьтесь, что подаренных им ресурсов вполне достаточно. Затем, вооружившись новыми знаниями и дополнительными возможностями, проживите новую редакцию событий от своего лица. Если исходными негативными эмоциями были сильное чувство страха или острое чувство вины, поступите иным образом. Перед последним этапом данной процедуры "проявитесь" в своем настоящем образе, подойдите к себе молодому и объясните, что вы – это он повзрослевший. Что сейчас произойдет то-то и то-то, мотивы остальных персонажей такие-то, что вы все время будете рядом и совсем не нужно бояться и обвинять себя. Пусть он возьмет вас за руку (суперресурс) и проживет событие, чувствуя вашу защиту и поддержку. По окончании эпизода поблагодарите его за мужество и обещайте, что в трудных моментах всегда придете ему на помощь.
Снова войдите во вторую позицию диссоциации и определите, какие выводы и убеждения были сделаны из этой ситуации и каковы они теперь. Если воспоминания все еще вызывают неприятные, пусть и более слабые, эмоции, продолжите свою работу. Примените другую тактику. Остановите картинку в момент пика отрицательных эмоций и поменяйте критические субмодальности. Добейтесь нейтральности изображения, а затем утрируйте ситуацию таким образом, чтобы она выглядела как шарж или пародия. Если и это не удается, поменяйте во времени порядок происходящих событий (сначала идет следствие, а потом причина) или запустите их задом наперед, сопровождая фильм бравурной музыкой. Можно представить на месте действующих лиц мультяшных или киногероев в любом сочетании. Ваша задача – рассмешить себя.
В итоге вы должны ощутить полную исчерпанность события и гордость за себя молодого. Избегайте фальсификации фактической стороны событий (не вас побили, а вы; вы не убежали, а пришли на помощь и т.п.). Ваша конечная цель – разрядить эмоциональную мину и заменить ограничивающие убеждения на стимулирующие. Проявляйте больше творчества и не забывайте про амулет и символы, извлеченные из позитивных воспоминаний. Дарите их в качестве ресурсов себе и другим людям.
Можно рекомендовать еще две вещи. Обязательно кодируйте полностью законченные травматические эпизоды (если довольны результатами своей работы) символами и помещайте их в амулет. Если в воспоминании вы были ребенком, закончите работу следующим образом. Поблагодарив за мужество, крепко обнимите его и втолкните внутрь себя. При этом возможна бурная эмоциональная реакция. Не стесняйтесь, при случае можно и всплакнуть. Также поступайте и в конце позитивных эпизодов. Это явный вариант визуальной интеграции. Впоследствии этот я-малыш проводит вас и в другие забытые эпизоды его возраста. Здесь уместно заметить, что успешное завершение большинства техник интеграции связано с переживаниями разного типа и силы положительных эмоций. Отсутствие оных должно насторожить: а все ли сделано правильно?
Поскольку непрерывная работа с негативными эмоциями требует изрядного запаса душевных сил и может попортить настроение, чередуйте ее с обработкой позитивных событий из дополнительного списка.
К следующей практике следует переходить, если почувствуете кризис жанра: основной и дополнительный список закончились, ничего серьезного больше не вспоминается, да и сам процесс перестал приносить удовлетворение и сильные ощущения.
Остальные техники базируются на понятии линии времени или дороги (Дао) жизни. Как устроена человеческая память, доподлинно не известно. Поэтому можно предположить, что события жизни в ней добавляются последовательно друг к другу, образуя некую последовательность, линию или дорогу. Понятие пути более удобно, так как предполагает возможность путешествий. Вообразите себе некую трассу. Это может быть шоссе, проселочная дорога или извилистая тропинка. Она может быть однотонной или разноцветной, иметь фактуру и рельеф или быть гладкой. На ней могут быть или отсутствовать указатели и метки. Пусть ваше воображение создает зримый образ. По этой дороге хочется путешествовать, на ней вас поджидают приключения и испытания. По ней можно ходить, ездить на любом виде транспорта, над ней можно летать, совершая в любом месте посадку.
Убедитесь, что возникший образ является устойчивым и не вызывает отчуждения. Внесите требуемые коррективы и привыкните к ней. Для затравки полетайте над ней туда и обратно, понимая, что это ваш жизненный путь. Опуститесь в приглянувшемся месте и осмотритесь. Спросите себя, сколько вам здесь лет, определите время года и какой сейчас месяц. Пассивно наблюдайте возникающие образы и воспоминания. Снова поднимитесь и немного полетайте. Выбрав место, приземлитесь и определите текущее время. Походите по дороге, поездите по ней на выбранном виде транспорта. Оцените преимущества разных способов движения. В заключение быстро перелетите к одному ее концу (моменту зачатия), осмотрите, как он выглядит. Затем поверните назад и приземлитесь в сегодня. Посмотрите, как из текущего момента выглядит дорога в будущее, чем оно отличается от прошлого.