IX. Подведение итогов урока.
—Почему нужно проверять парные по глухости-звонкости согласные в корне?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 115).
Урок 5 9. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне
Цель: развивать умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся читают слова с орфограммой и объясняют их написание.)
— Расскажите правило.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите. Разберите слова по составу.
1) Берёзка, узкий, братишка, пушистый, осенний.
2) Подосиновик, переезд, дружный, деревенский, лисичка.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Ре..кий, чу..кий, ло..ка, оши..ка, тра..ка, ры..ка, кре..кий, у..кий, гла..ки, тетра..ка, ро..кий, поли..ка.
2. Фронтальная работа.
(На доске записаны слова. Учитель показывает слово, учащиеся поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.)
Зу..ки, ги..кий, погру..ка, ска..ка, сколь..кий, у..кий, кату..ка, лё..кий, утю.., мя..кий, кры..ка, кни..ка, яго..ка, жи..кий, варе..ка, ча..ка.
3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 5, с. 20-23)
IV. Самоопределение к деятельности
Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? — Нет грядок. А тетрадка? — Нет тетрадок. Зубки! Изменили - зубы. Шубки! Проверяем — шубы.
Ждём снежинок, и салазок, И побольше чудных сказок.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 220 (с. 115).
— Прочитайте.
— Составьте изданных слов предложения.
— Из каких произведений эти строки? (/. «Золушка». 2. «Лебедь, рак и щука». 3. «Совесть». 4. «Чук и Гек».)
— Какое из этих предложений является сложным? (Второе.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Назовите слова с изученными орфограммами.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 221 (с. 116).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 222 (с. 116).
— Рассмотрите рисунок.
— Текст какого типа можно составить по нему?
— О чём будет этот текст? Какова его тема?
— Составьте текст и озаглавьте его.
(Проверка. Несколько учеников рассказывают свои придуманные истории.)
VIII. Рефлексия
— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?, и запишите их.
Шагать, стучать, грузить, клевать, сторожить, зарядить, обедать, морозить.
— Назовите парные по глухости-звонкости согласные звуки.
— Объясните их написание.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Найти и записать пословицу, в которой есть слова с изученными орфограммами.
Урок 60. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пословицы, которые вы подобрали. Объясните их смысл.
— Какие орфограммы встречаются в словах пословиц?
— Как проверить написание этих слов?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Клё! Клё! Клё! — поёт со свистом. (Клёст.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом
Клесты
На занесённых снегом ветвях ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
По В. Вольскому
— Прочитайте текст.
— Понравился ли вам рассказ? Что особенно понравилось, запомнилось?
— О ком этот текст?
— Что вы знаете о клестах?
— Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесённых снегом ветках?
— Какие клювы у клестов?
— Где сидят маленькие клесты?
2. Составление плана Примерный план
1. На ветвях ели.
2. Кормление малышей.
3. Не страшен голод и холод.
— Сколько частей в тексте?
— О чём говорится в первой части, во второй, в третьей? 3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. На доске записаны опорные слова.)
Вверх, перекрещенными, ни вьюги, ни мороза. (Самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Записать по пять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце и в середине слова.
Урок 61. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Цель: формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы записали.
— Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний
— Послушайте сказку про однокоренные слова.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень -лес-. Прожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс -ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё- бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс -ок к корню -лес- в гости ходил, чай пил. Так и жили -лес- да -ок — лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка под-. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустна было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонёк. А -лес- да -ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка под-, корень -лес- и суффикс -ок — подлесок. Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс -ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я — ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лесник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, — сказал он суффиксу -ник. — Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень один, а поэтому вы — слова лесок, подлесок, лесник — родственники. И называетесь одним словом — однокоренные». Помирились приставка и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.
— Придумайте сами однокоренные слова с корнем -лес-.
— Разделите слова на группы.
Вода, лес, половодье, лесник, водяной, лесной, водник, лесовик, водичка, лесок, водянка, полесье, наводнение, перелесок, водоросли, лесничий, водород, подлесок, паводок, водосток.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Закончите рассказ восклицательным, побудительным предложением.
Хоро.. пру., около нашего сада. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На б..р..гу ст..ит ни..кая бесе..ка. Вокру.. пруда растут берё..ки, ли..ки и ду..ки. На лугу у пруда с..неют незабу..ки. В..да в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто к..таемся на ло..ке. В тихой в..де м..лькают ро..кие ры..ки.
— Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Звёздный, грустный, солнце.
— Произнесите их ещё раз медленно. Сравните произношение этих слов с их написанием. Что вы заметили? (Не все согласные звуки в словах произносятся.)
— Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над произношением слов с непроизносимыми согласными
— Прочитайте слова.
Грусть, радость, власть, звезда.
— На какой вопрос они отвечают?
— Подберите к этим словам однокоренные прилагательные.
— Произнесите эти прилагательные медленно. Что вы заметили? (Не все согласные звуки в словах произносятся.)
— Назовите согласные звуки в словах, которые не произносятся.
— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
— Запишите прилагательные.
(Проверка.)
2. Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 117).
— Прочитайте.
— Назовите звуки, которые произносятся на месте выделенных буквосочетаний.
— Назовите звуки, которые не произносятся, но буквой обозначаются.
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Самопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Почему в словах некоторые согласные звуки не произносятся?
— Назовите звуки, которые не произносятся в корнях некоторых слов.
3. Работа со словами из словаря
— Объясните лексическое значение слова чувство. (Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.)
— Объясните лексическое значение слова лестница. (Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.)
— Найдите слова чувство и лестница в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами чувство и лестница, запишите.
— Запомните написание этих слов.
— Как вы понимаете эти выражения?
• Шестое чувство (интуиция, чутьё).
• Лишиться чувств (упасть в обморок).
• Чувство собственного достоинства (самоуважение).
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 225 (с. 118).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как проверить написание слова с непроизносимым согласным? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте текст.
Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна, Грустную думу наводит она.
Н. Некрасов
— Найдите слова с непроизносимыми согласными.
— Подберите проверочные слова.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?
Урок 6 2. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Цели: развивать умения подбирать проверочные слова для слов с непроизносимыми согласными в корне, сравнивать произношение и написание этих слов; отрабатывать умение составлять предложения из слов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите орфограммы. Объясните их написание.
— Назовите слово с непроизносимым согласным.
— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
III. Актуализация знаний Комментированное письмо
1) Стояла поздняя осень. 2) Счастливым и красивым делает человека работа.
(Учащиеся находят слова с непроизносимыми согласными, подбирают проверочные слова.)
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в группах.)
— Прочитайте слова.
Праздник, лодка, река, золотой, грустный, городской.
— Разделите их на три группы. (1) Праздник, грустный; 2) лодка, городской; 3)река, золотой.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова с непроизносимыми согласными, во второй — с парными согласными, в третьей — с безударными гласными.)
— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 226 (с. 118).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте пары слов. Назовите в них корень.
— Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Упр. 227(с. 119).
— Прочитайте словосочетания. Объясните их значение.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите грамматическую основу в предложении.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова интересный и интересно в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение с любым из этих слов, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 228 (с.119).
— Прочитайте.
— Назовите слова, в которых есть непроизносимые согласные. (Солнце, прелестный, здравствуй, ненастный, поздно.)
— Подберите к ним проверочные слова.
— Назовите слова, в которых нет непроизносимых согласных. (Чудесный, прекрасный.)
— Подберите к ним проверочные слова.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Упражнения в написании слов с непроизносимыми согласными
— Спишите. Подчеркните сочетания стн, здн, вств. Местный — место, звёздный — звезда, радостный — радость, здравствуй — здравие, грустный — грусть, поздний — опоздать, яростный — ярость, солнце — солнечный.
— Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните непроизносимые согласные.
Грусть, грустить — грустный; пост, поститься — постный; трость, тросточка — тростник; известия, весть — известный; ненастье — ненастный; солнышко, солнечный — солнце; счастье — счастливый; свисток, свистеть — свистнул.
— Какие из данных слов являются проверочными?
VIII. Рефлексия
Игра «Поймай своё слово»
— Запишите слова и подберите к ним проверочные слова. Вариант I записывает слова, в которых пишется буква т, вариант 2 — слова, в которых не пишется буква т.
Вкусный, местный, ужасный, чудесный, устный, несчастный, прекрасный, известный, счастливый, небесный, тростник, гласный.
(Проверка.)
— Как проверить написание слова с непроизносимым согласным? (Подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 229 (с. 120).
Урок 6 3. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Цель: совершенствовать умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)
— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Подберите к данным словам проверочные слова. Запишите по образцу. Выделите в словах корень, подчеркните непроизносимые согласные.
Образец: яростный — ярость.
I) Местный^ злостный, ненастный, доблестный, честный, гигантский, окрестный, устный, известный, прелестный.
2) Поздний, солнце, звёздный, сердце, пастбище, окрестность, счастливый, вестник, участник, тростник.
Выборочный диктант
— Выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Князь пред нею стал божиться, Что пора ему жениться, Что об этом обо всём Передумал он путём; Что готов душою страстной За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель. Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да чудесница какая!
«Здравствуй, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет...»
А. Пушкин
— Из каких произведений эти строки? (Из «Сказки о царе Сал- тане...» и из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
— Кто автор этих произведений? (А.С. Пушкин.)
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите проверочные слова. (Страстной — страсть, прекрасной — краса, чудесница — чудеса, здравствуй — здравие.)
3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 6, с. 24-27)