Структурная схема модуля генерации OFDM сигнала
Пилотные поднесущие в системе DVB-T2, как и в системе DVB-T, применяются для синхронизации кадров, частоты, времени, для оценки АЧХ канала передачи, идентификации режима передачи, а также могут быть использованы для контроля фазового шума. Пилотные поднесущие передаются на повышенном уровне мощности. В отличие от системы DVB-T, в системе DVB-T2 возможен выбор из 8 различных шаблонов (РР1…РР8) размещения рассеянных пилотных поднесущих в кадре, что дает возможность системе адаптироваться к конкретным условиям передачи сигналов в канале. Представленные в таблице и на рис. шаблоны размещения пилотных поднесущих, отличаются величинами сдвига поднесущих по частотеΔfр (номерам поднесущих) и по времениΔtр (номерам OFDM -символов).
Параметры, определяющие размещение
рассеянных пилотных несущих
Наиболее устойчивой к действию помех является модель PP1 (рис. 3.30), имеющая наиболее плотное размещение рассеянных (распределенных) пилотных сигналов со сравнительно небольшими расстояниями между ними по координатам частоты и времени.
Шаблон РР1 размещения пилотных сигналов
В соответствии с таблицей, пилотные сигналы в этой модели сдвигаются вперед по оси частот на три ячейки(Δfр=3)в каждом следующем ОFDM-символе. Полный цикл сдвигов по времени охватывает четыре ОFDM-символа(Δtр=4)в кадре. Доля пилот-сигналов в шаблоне РР1 составляет 8% всех несущих. Шаблон РР1 можно использовать для снижения требуемого отношения сигнал-шум на входе приемника или для улучшения точности синхронизации в условиях приема с помощью мобильных устройств.
Другие варианты шаблонов в таблице отличаются увеличенным сдвигом несущих пилот-сигналов либо по частоте (РР6, РР7), либо по времени (РР8). Например, в модели РР7 на рис. пилотные сигналы в каждом новом символе сдвигаются по оси частот на 24 ячейки(Δfр=24), а по времени - на четыре ОFDM-символа (Δtр=4).
Шаблон РР7 размещения пилотных сигналов
Вследствие увеличения расстояния между пилотными сигналами и уменьшения их количества, модель РР7 более чувствительна к помехам, но обеспечивает более высокую пропускную способность системы за счет сокращения затрат на передачу служебных данных. Ее можно использовать при приеме в стационарных условиях на наружную антенну.
Выбор определенного шаблона для размещения пилот-сигналов в кадре зависит от числа несущих и величины защитного интервала, исходя из компромисса между качеством передаваемой информации (вероятностью ошибок) и производительностью работы системы (скоростью передачи данных). Рекомендуемые варианты использования различных шаблонов в зависимости от размера БПФ и защитных интервалов представлены в таблице
Рекомендуемые варианты использования шаблонов
в зависимости от размера БПФ и защитных интервалов
В результате, если в DVB-T рассеянные пилот-сигналы занимают 8% всех несущих (фиксированная модель), то в DVB-T2 этот показатель в зависимости от выбранного в соответствии с табл. набора параметров системы может составлять 1%, 2%, 4% и 8%.
К недостаткам модуляции OFDM относится повышенный пик-фактор cигнала (отношение его пиковой к средней мощности). Опционно в модуле генерации OFDM сигнала предусмотрена возможность путем специальной обработки уменьшить его пик-фактор примерно на 20%, что повышает КПД передатчика.