Морфология. орфография. культура речи
Причастие (25 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (28 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не-и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я епосле шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
I . Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (11 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III.Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
III. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | - | ||
Повторение пройденного в 5-6 классах. | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. - Причастие. | |||
- Деепричастие. | |||
- Наречие. | |||
- Категория состояния. | |||
Служебные части речи. Культура речи. - Предлог. | |||
- Союз. | |||
- Частица. | |||
Междометие. Звукоподражательные слова. | - | ||
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. | |||
Всего |
VI. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Словарная работа | Домашнее задание |
Русский язык как развивающееся явление. | Урок усвоения новых знаний | |||||
Повторение изученного в 5 – 6 классах. 1) Диктант-упр.3.Синтаксис. Синтаксический разбор | 12+2 | Повторительно-обобщающие уроки | ||||
2)Синтаксис. Синтаксический разбор | ||||||
3) Пунктуация. Пунктуационный разбор. | ||||||
4)Диктант-упр.12. Лексика и фразеология. | ||||||
5) Диктант-упр.16. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | ||||||
6) Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | ||||||
7) Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | ||||||
8) Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | ||||||
9) Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | ||||||
10) Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | ||||||
11) Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | ||||||
КД | 12) Контрольный диктант по теме «Повторение». | Урок контроля | ||||
Р | Текст | Уроки развития речи | ||||
Р | Стили литературного языка. | |||||
Морфология и орфография. Причастие. 1) Повторение изученного в 5 –6 классах по теме «Глагол». | 25+6 | Повторительно-обобщающий урок | ||||
2) Причастие как часть речи. | Урок усвоения и закрепления новых знаний | присутствовать | ||||
Р | Публицистический стиль. Свободный диктант по тексту упр.63. | Урок развития речи | ||||
3) Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Колонна Гирлянда Отразить Калитка | ||||
4) Причастный оборот. | Пакет | |||||
5) Выделение причастного оборота запятыми. | ||||||
Р | Описание внешности человека. | Урок развития речи | ||||
6) Действительные и страдательные причастия. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Паром | ||||
7) Краткие и полные страдательные причастия. | ||||||
8) Действительные причастия настоящего времени. | ||||||
9) Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Силуэт Поразительный | |||||
Р | Изложение ( упр. 100). | Урок развития речи | ||||
10) Действительные причастия прошедшего времени. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | |||||
11) Страдательные причастия настоящего времени. | ||||||
12) Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Движимый | |||||
13) Диктант-упр 107. Страдательные причастия прошедшего времени. | Приведённый Переведённый | |||||
14) Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | ||||||
15) Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | ||||||
16) Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. (продолжение темы). | ||||||
17) Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | Жёваный кованый | |||||
18) Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких прилагательных (продолжение темы). | Медленный Желанный Священный Нечаянный Невиданный Неслыханный нежданный | |||||
Р | Выборочное изложение (упр.130). | Урок развития речи | ||||
19) Морфологический разбор причастия. | Урок усвоения и закрепления новых знаний | Акварель Аквариум Акваланг | ||||
КД | 20) Контрольный диктант за 1-ю четверть. | Урок контроля | ||||
21) Слитное и раздельное написание не с причастиями. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Выровненный Прекратить | ||||
22) Слитное и раздельное написание не с причастиями (продолжение темы) | Претензия Претендовать | |||||
23) Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | ||||||
43-44 | Р | Сочинение-описание внешности знакомого человека по наблюдениям (упр. 145, 146). | Уроки развития речи | |||
24) Диктант-упр.143Повторение изученного по теме «Причастие». | Повторительно-обобщающий урок | |||||
КД | 25) Контрольный диктант по теме «Причастие» | Урок контроля | ||||
Деепричастие 1) Деепричастие как часть речи. | 10+2 | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | ||||
2) Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | ||||||
3) Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | ||||||
4) Раздельное написание не с деепричастиями. | ||||||
5) Раздельное написание не с деепричастиями. | ||||||
6) Деепричастия несовершенного вида. | Бассейн Дистанция Сиять | |||||
7) Деепричастия совершенного вида. | Комбинация Галерея Экспресс | |||||
8) Диктант-упр.186. Морфологический разбор деепричастия. | ||||||
9) Словарный диктант-упр.191. Повторение изученного по теме «Деепричастие». | Повторительно-обобщающий урок | |||||
КД | 10) Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | Урок контроля | ||||
Р | Описание действий людей. | Уроки развития речи | ||||
Р | Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь». | |||||
Наречие 1) Наречие как часть речи. | 28+6 | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | ||||
2) Наречие как часть речи. | ||||||
3) Смысловые группы наречий. | ||||||
4) Смысловые группы наречий. | комбинат | |||||
Р | Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | Урок развития речи | ||||
5) Степени сравнения наречий. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | |||||
6) Диктант-упр.215. Морфологический разбор наречия. | эпидемия | |||||
Р | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» ( упр. 217). | Урок развития речи | ||||
7) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Возражение Поражение | ||||
8) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | Почтальон Квитанция Штемпель Конверт | |||||
9) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | ||||||
10) Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | Никак Нисколечко | |||||
11) Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | Ничуть нимало | |||||
12) Диктант-упр.231. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | ||||||
13) Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | ||||||
14) Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | ||||||
Р | Описание действий. Собирание материалов к сочинению. | Урок развития речи | ||||
15) Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||||
Р | Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. ( упр. 240). | Урок развития речи | ||||
16) Буквы о и а на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||||
Р | Подробное изложение с элементами сочинения ( упр. 248) | Урок развития речи | ||||
17) Дефис между частями слова в наречиях. | Урок усвоения и закрепления новых знаний | Давным-давно Волей-неволей Видимо-невидимо | ||||
Р | Сочинение-рассказ от имени героя по картине Е.Н. Широкова «Друзья» ( упр. 249) | Урок развития речи | ||||
18) Дефис между частями слова в наречиях. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Мало-помалу Точь-в-точь Бок о бок | ||||
19) Дефис между частями слова в наречиях. | ||||||
20) Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | До смерти На лету С налёту На ходу С разбегу На миг | |||||
21) Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Вмиг На скаку на глазок под силу по двое по трое | |||||
22) Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | ||||||
23) Повторение изученного по теме «Наречие». | Повторительно-обобщающие уроки | |||||
24) Повторение изученного по теме «Наречие». | ||||||
25) Повторение изученного по теме «Наречие». Свободный диктант ( упр. 269) | ||||||
КД | 26) Контрольный диктант по теме «Наречие». | Урок контроля | ||||
27) Анализ контрольного диктанта | ||||||
28) Тематический зачёт по теме «Наречие» | Урок контроля | |||||
Категория состояния 1) Категория состояния как часть речи. | 4+2 | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | ||||
2) Категория состояния как часть речи. | ||||||
3) Морфологический разбор категории состояния. | ||||||
Р | Сжатое изложение с описанием состояния природы ( К. Паустовский «Обыкновенная земля», упр. 281) | Урок развития речи | ||||
4) Повторение темы «Категория состояния» | Повторительно-обобщающий урок | |||||
Р | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( упр. 282). | Урок развития речи | ||||
Служебные части речи. 1) Самостоятельные и служебные части речи | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | |||||
Предлог. 1) Предлог как часть речи. | 11+2 | Резиденция период | ||||
2) Употребление предлогов. | Изобразить | |||||
3) Непроизводные и производные предлоги. | ||||||
4) Непроизводные и производные предлоги. | ||||||
5) Простые и составные предлоги. | ||||||
6) Морфологический разбор предлога. | ||||||
7) Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Впоследствии | |||||
8) Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Фантазия | |||||
9) Повторение по теме «Предлог». | Повторительно-обобщающие уроки | |||||
10) Повторение по теме «Предлог». | ||||||
110-111 | Р Р | Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» ( упр. 307). | Уроки развития речи | Гимнастика Осанка Снаряд Чемпион Тренер Тренироваться | ||
11) Свободный диктант по тексту упр. 311. | Урок контроля | |||||
Союз. 1) Союз как часть речи. | 16+2 | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Оттого что Вследствие того что В силу того что Благодаря тому что Реальный ситуация | |||
2) Простые и составные союзы. | ||||||
3) Союзы сочинительные и подчинительные. | Кромешный Чтобы Для того чтобы С тем чтобы Затем чтобы | |||||
4) Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | ||||||
5) Сочинительные союзы. | ||||||
6) Сочинительные союзы. | ||||||
Р | Сочинение по заданному началу. (упр.335). | Урок развития речи | ||||
7) Подчинительные союзы. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Как будто | ||||
8) Подчинительные союзы. | Светофор семафор | |||||
9) Морфологический разбор союза. | Автор Классик | |||||
Р | Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» с использованием заданных высказываний. (упр.343). | Урок развития речи | ||||
10) Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Масса | ||||
11) Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | Зато ( = но) Кросс | |||||
12) Диктант–упр.350. Повторение сведений о предлогах и союзах. | Повторительно-обобщающие уроки | |||||
13) Словарный диктант (упр.351). Повторение сведений о предлогах и союзах. | ||||||
14) Урок-зачёт по теме «Союз» | ||||||
КД | 15)Контрольный диктант по темам «Союз» и «Предлог». | Урок контроля | ||||
16) Анализ контрольного диктанта | ||||||
Частица. 1) Частица как часть речи. | 18+4 | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | чемпион | |||
2) Разряды частиц. Формообразующие частицы. | ||||||
3) Смысловые частицы. | Предварительный | |||||
4) Смысловые частицы | ||||||
5) Смысловые частицы. | ||||||
6) Раздельное и дефисное написание частиц. | Старательно | |||||
7) Морфологический разбор частицы. | ||||||
8) Отрицательные частицы не и ни. | ||||||
9) Отрицательные частицы не и ни. | Карикатура Сатира | |||||
10) Диктант-упр.392. Различение частицы и приставки не. | Недосягаемый | |||||
11) Различение частицы и приставки не. | ||||||
12) Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи | ||||||
13) Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи | ||||||
14) Закрепление правописания частицы НЕ с различными частями речи. | ||||||
15) Частица ни, приставка ни, союз ни – ни. | ||||||
16) Частица ни, приставка ни, союз ни – ни. | ||||||
17) Повторение по теме «Частицы». Свободный диктантпо тексту упр. 408. | Повторительно-обобщающий урок | |||||
КД | 18) Контрольный диктант по теме «Частицы». | Урок контроля | ||||
Р | Придумывание обрамлений к рассказу | Уроки развития речи | ||||
Р | Составление «рассказа в рассказе »по данному началу и концу. | |||||
Р | Составление «рассказа в рассказе »по данному началу и концу. | |||||
Р | Написание рассказа по данному сюжету | |||||
Междометие. 1) Междометие как часть речи. | Уроки усвоения и закрепления новых знаний | Комендант | ||||
2) Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | ||||||
3) Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | ||||||
4) Повторение по теме «Междометие» | Повторительно-обобщающий урок | |||||
Повторение и систематизация изученного в 5 –7 классах. 1) Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 12+2 | Повторительно-обобщающий урок | ||||
Р | Контрольное сочинение (упр. 428) | Уроки развития речи | ||||
Р | Контрольное сочинение (упр. 428) | |||||
2) Фонетика. Графика. | Повторительно-обобщающий урок | |||||
КД | 3) Итоговый контрольный диктантза курс 7-го класса | Урок контроля | ||||
4) Лексика и фразеология. | Повторительно-обобщающие уроки | |||||
5) Морфемика. Словообразование. | ||||||
6) Морфология. | ||||||
7) Синтаксис. | ||||||
8) Орфография | ||||||
9) Орфография | ||||||
10) Пунктуация | ||||||
11) Диктант по упр. 459. Пунктуация. | ||||||
12) Итоговый тест |