Формирование умений и навыков по составлению диалогических высказываний
Усвоение слов, словосочетаний, предложений является основой в осуществлении развития умения говорить по-русски. Устная речь чаще всего носит диалогический характер: речь одного из собеседников побуждает другого к речевой реакции. Поэтому одной из основных задач обучения говорить по-русски является выработка диалогической формы речи. Вначале основным собеседником, побуждающим учащегося к беседе, является учитель. В дальнейшем для развития устной диалогической речи учитель должен организовать беседу учащихся друг с другом, стимулируя использование изучаемого лексического и грамматического материала в их речи.
Большую пользу для обогащения словарного запаса школьников и развития диалогической речи приносит заучивание диалогов из сказок, рассказов и разыгрывание их, составление подобных, разыгрывание диалогов на основе прослушанного текста.
Характер диалогических высказываний в период устного практического курса:
- объем: 2-3 реплики без этикетных формул начала и конца разговора;
- содержание: вопрос – ответ; просьба – вопрос – ответ.
К диалогу выдвигаются следующие требования:
1. Диалог должен быть небольшим по объему (2-4 предложения для учащихся 1 класса).
2. Необходимо использовать усвоенную лексику, словосочетания, предложения.
3. Реплики должны быть четкими.
4. Вопросы нужно ставить так, чтобы в них уже были ответы.
5. В диалоге не следует требовать обязательного употребления полных предложений.
6. Необходимо воссоздание речевого стимула – хочется что-то спросить, выяснить.
7. Обязателен показ образца учителя.
На уроках русского языка желательно использование диалогов разного вида:
Приемы работы по развитию навыков диалогической речи
Слушание данного учителем диалога-образца, включающего словоформы, предназначенные для активного усвоения школьниками.
Заучивание и разыгрывание диалогов из сказок, рассказов.
Учитель читает сказку. Затем повторно читает её, останавливаясь на предложении, которое нужно для заучивания. Школьники повторяют его хором и по очереди.
Разыгрывание диалога. Учитель читает описательную часть. А разговор действующих лиц передают школьники (сказка «Красная Шапочка» - можно использовать маски).
Заучивание диалогов из стихотворений.
Разыгрывание стихотворения А. Старикова «Зёрнышко». Дети становятся в круг. В центре круга трое детей, исполняющих роль облака, солнышка и зёрнышка. Дети ведут хоровод и хором говорят слова-обращения к облаку, солнышку, зёрнышку. Слова-ответы говорит тот ребёнок, чью роль он исполняет.
Дети: Облако! Облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако,
Капельку дождя.
Маленькое зёрнышко
Нами в землю брошено:
Маленькому зёрнышку
Без воды – нельзя!
Облачко: Дождь прошёл. Земля мокра.
Вот так облако! Ура!
Дети: Солнышко! Солнышко!
Мерзнет наше зёрнышко:
Простудиться зёрнышку в сырости легко!
Помоги согреть его, золотое солнышко:
Выгляни, пожалуйста, из-за облаков!
Солнышко: Жарко стало. Горячи
Солнца майского лучи! и т.д.
Работа над этим материалом способствует осознанию диалогической речи – кому принадлежат слова, последовательность реплик и т.п. Лучше всего осознаётся диалогическая речь в инсценировании.
Построение диалогов по данному образцу (по аналогии).
Диалог «Знакомство»
- Здравствуйте, ребята! Познакомьтесь, пожалуйста, это наш новый ученик. Назови себя.
- Саша Иванов.
- Очень приятно. Меня зовут Наталья Александровна. Ребята, а теперь пусть каждый из вас познакомится с Сашей.
- Я – Лена Ивченко.
- Меня зовут Игорь Алексенко.
Задание. Разыграйте предложенную ситуацию и соответствующий ей диалог (В роли учителя выступает ученик).