Простые инструменты контроля качества. графики. диаграммы рассеивания
Ответ
Графики и диаграммы — наиболее распространенные средства графического представления количественных данных, в компактной форме отражающие большие объёмы информации.
Графики дают возможность оценки текущего состояния и прогнозирования результатов по сложившимся тенденциям.
При контроле качества чаще всего используют графики следующих типов (рис. 17-20):
• точечный (изменение параметра с течением вре
мени);
• столбчатый (параметр выражен высотой столбца);
• круговой (соотношение составляющих какого-либо параметра);
Причины потери клиентов турфирмой
Рис. 19.Пример кругового графика
ленточный (одновременное наглядное представление изменения составляющих параметра во времени и соотношения этих составляющих).
Диаграммы рассеивания. Этот тип диаграмм применяется для изучения характера зависимости между двумя параметрами. Если на графике провести линию медианы, то можно ответить на вопрос о наличии корреляционной связи между параметрами. Для построения диаграммы необходимо иметь не менее 25 пар данных.
Алгоритм построения диаграммы. 1. Сбор данных и их табличное оформление. В качестве переменной х обычно выступают факторы (причины), в качестве у — характеристики качества.
2. Нахождение максимальных и минимальных значе
ний переменных хну. Шкалы на осях графика на
носятся таким образом, чтобы длины осей были при
близительно одинаковыми.
3. Нанесение точек на график в порядке измерений.
При получении в разных наблюдениях одинаковых
значений переменных их показывают на графике
концентрическими окружностями или располагают
вторую точку рядом с первой.
4. Снабжение диаграммы необходимыми сведениями:
названием диаграммы, числом пар данных, датой и
временем наблюдений, фамилией исполнителя ди
аграммы.
Типичные виды диаграммы рассеивания представлены на рис. 21-23.
ВОПРОС 20
ПРОСТЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА. ГИСТОГРАММЫ
Ответ
Гистограммаявляется графическим представлением изменчивости имеющихся данных; она способствует выявлению структуры и характера изменения данных, которые не заметны при их табличном представлении. Гистограмма представляет собой столбчатый график, построенный по полученным за определенный период (неделю, месяц и т. д.) данным, которые разбиваются на интервалы. Число наблюдений, попавших в каждый из интервалов (частота), выражается высотой столбика.
Для надежной гистограммы требуется не менее 40 наблюдаемых значений.
Алгоритм построения гистограммы.
1. Вычисление размаха выборки К (разности между
максимальным и минимальным наблюдаемыми зна
чениями выборки).
2. Определение размера интервалов путем деления
размаха выборки на равные части (от 6 до 20). Ре
комендуемое число интервалов гистограммы пред
ставлено в табл. 5.
Таблица 5.Рекомендуемое число интервалов гистограммы
Количество наблюдаемых значений в выборке | Число интервалов |
40-50 | |
51-100 | |
101-200 | |
201-500 | |
501-1000 | |
Более 1000 | 11-20 |
3.
4. |
Подготовка бланка регистрации распределения значений для занесения интервала, отметки попаданий значений в интервал и итогового числа частот. Оформление гистограммы. По изображенному на гистограмме распределению определяют, в удовлетворительном ли состоянии находится наблюдаемая партия изделий и технологический процесс ее изготовления. Для этого, исходя из установленных допусков, выясняют следующие вопросы:
• Какова форма распределения?
• Каково соотношение широты распределения и ши
роты допуска?
• Каково расположение центра распределения по от
ношению к центру поля допуска?
Ниже приведены различные сочетания плотности распределения наблюдаемых значений с пределами допуска (НП — нижний предел, ВП — верхний предел).
Распределение симметричное. Широта распределения составляет примерно 80% широты допуска. Партия находится в удовлетворительном состоянии. Вмешательство в производственный процесс не требуется.
Распределение смещено вправо. Возможно, что в остальной части партии существуют дефектные изделия, выходящие за верхний предел допуска. Необходима проверка измерительной техники на наличие систематической ошибки.
Распределение симметричное. Широта распределения совпадает с широтой допуска. При продолжении производства возможно появление дефектных изделий со стороны любого из пределов допуска. С целью сужения широты распределения нужно, например, обследовать условия производства изделий.
Распределение симметричное, но со смещенным центром. Широта распределения и широта допуска одинаковы. Необходимо смещение центра распределения к центру допуска.
Центры распределения и поля допуска совпадают, но широта распределения превышает широту поля допуска. Для ликвидации дефектов в изделиях необходимы срочные меры.
Двухпиковое распределение. Нужны два дополнительных обследования (по каждому «пику» отдельно).
Левая сторона распределения «оборвана». Центр распределения смещен. Возможно, допущено искажение данных или требуется исправление какого-либо параметра.
Гистограмма дает возможность общего диагностирования состояния качества партии изделий по внешней форме распределения, однако она не содержит количественной информации, например, о симметричности правой и левой сторон распределения или о его широте. Для получения таких данных необходимо рассчитать среднее арифметическое и дисперсию распределения.
ВОПРОС 21 СТАНДАРТЫ 13О 9000
Ответ
Стандарты серии 15О 9000— это пакет документов . по менеджменту качества, подготовленный Техническим комитетом 176 Международной организации но стандартизации (15О/ТС 176). Семейство стандартов 15О 9000 изображено на рис. 24.
Процедурой 15О предусмотрено периодическое редактирование стандартов 15О-9000, применяемых в области менеджмента качества.
Первая редакция стандартов серии 15О датируется 1987 годом; вторая вышла в 1994 году; третья — в 2000-м.
Стандарты 15О 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ИЗО, то это воспринимается потребителями как убедительное доказательство способности фирмы обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг требуемого уровня качества.
Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т. е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.
Отличительной особенностью международных стандартов 15О 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество.
Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004 в качестве государственных стандартов Российской Федерации используются под следующими названиями:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 - «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Стандарт 15О 9000-2000.В редакции 2000 года стандарт 13О 9000 заменяет 15О 9000-1994 и 15О 8402. Стандарт 15О 9000-2000 имеет следующую структуру.
Термин |
1. Качество |
2. Удовлетворенность/ неудовлетворенность заказчика |
3. Система 4. Система качества |
Введение.
1. Область применения.
2. Основные положения систем менеджмента каче
ства.
3. Термины и определения.
Приложения.
Терминологический словарь в редакции 2000 года содержит новые термины и уточненные устаревшие понятия, примеры которых приведены в табл. 6.
Стандарт 18О 9001. Стандарт 15О 9001, предназначенный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика. Стандарт 15О 9001-2000 имеет следующую структуру.
Введение.
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Определения.
4. Система менеджмента качества.
5. Ответственность руководства.
6. Менеджмент ресурсов.
7. Процессы жизненного цикла продукции.
8. Измерение, анализ и улучшение.
Приложения.
Стандарт 15О 9004, имеющий аналогичную структуру, служит для совершенствования деятельности в организации, ориентируя организацию на учет и максимально возможное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: потребителей, владельцев бизнеса, персонала, поставщиков, общества в целом.
Таблица 6. Изменения в терминологии стандартов 15О 9000