Основные этапы развития логики

Логика как самостоятельная наука начала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось с доказательством. В Древнем же Китае большинство логических теорий содержалось в многочисленных трактатах, которые посвящались вопросам философии, этики, политики и ес­тествознания. В них акцентировалось внимание на таких логических пробле­мах, как теория имен, теория высказываний, теория рассуждения, законы мы­шления.

Наиболее обстоятельно теоретические проблемы логики были разработа­ны и систематизированы в Древней Греции. Одним из ее видных представи­телей был известный философ Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Он - создатель системы логики, которая была отражена в специальном трактате «О логике, или Каноны», состоявшем из трех книг. Название «Каноны» означает «правила», «критерии». Свою логику Демокрит строил на эмпирической основе, поэтому он признается одним из основателей индуктивной логики.

Проблемами логики занимались также и древнегреческие философы - Сократ (около 470-399 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия А на В и не-В (например, преступления делятся на умышленные и неумышленные).

Одним из великих философов и ученых Древней Греции был Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он дал систематическое изложение логики как науки. Аристотель обнаружил, что знания, каков бы ни был их источник, выража­ются в языке. Чтобы их исследовать, нужно рассмотреть формальную, то есть логическую структуру предложений и основных типов понятий, которые выражают и формулируют знания. Оказалось, что при всем многообра­зии знаний можно выделить некоторое конечное число выражающих их формально-логических структур. Аристотель впервые стал рассматривать научные знания как последовательность высказываний, связанных между собой логическими отношениями и выводимых друг из друга по правилам логики. Его основными трудами в этой области явились «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть его логических трактатов были объединены под общим наименованием «Орга­нон» (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он открыл и сформулировал такие законы правильного мы­шления, как закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего.

Важно иметь в виду, что Аристотель впервые в истории античной фило­софии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческо­го мышления и стремился вывести логические формы из реального содержа­ния мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира.

В средние века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернул­ся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, поддерживая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия существуют реально вне единичных предметов, составляя некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придержива­лись, например, А. Кентерберийский (1033-1109), Ф. Аквинский (1225-1274).

Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально суще­ствуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, назва­ния для них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и др. Однако в итоге этих споров как одна, так и дру­гая сторона принижали роль логического знания.

Основателем арабоязычной логики считается сирийский математик Аль-Фараби (870-950), прокомментировавший весь аристотелевский «Органон». Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль-Фараби выделя­ет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.

Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель Ибн Сина (980-1037). В работе «Логика» он стремится обобщить аристотелев­скую силлогистику, установить зависимость между категорическими и ус­ловными суждениями.

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) происходит активизация эмпириче­ских тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с практикой. Ведущее место среди других наук начинает занимать математика.

В развитии логики большую роль сыграл английский философ Ф. Бекон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной логики в своем труде «Но­вый Органон», который, по мысли автора, должен заменить старый аристо­телевский «Органон». Если прежние философы рассматривали логику толь­ко как средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного орудия для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обосновании индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного знания к знанию общему. Он также разработал индуктивные методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутству­ющих изменений, метод остатков.

Успехи опытного естествознания XVI-XVII веков характеризовались, прежде всего, развитием математики и механики, теории земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установле­нию метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на по­нимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный ха­рактер, то есть распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир. Весомый вклад в развитие логики этого периода внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650). Он сформулировал четыре основных правила любо­го научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено и до­казано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному; 4) исследовать предмет во всех деталях.

Его последователи Арно и Николь в 1662 г. написали книгу «Логика, или Искусство мыслить», где обосновали задачу освобождения логики Аристоте­ля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.

Немалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немец­кой классической философии, особенно И. Канту (1724-1804) и Г. Гегелю (1770-1831). Так, И. Кант выступил, в частности, против абсолютизации за­конов логики. По взглядам И. Канта, логика представляет собой науку о не­обходимых законах, правилах рассудка вообще. Вот почему логика, по его мнению, должна изучать форму мышления в отрыве от его содержания, т.е. независимо от объекта мышления. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а следовательно, и от самих вещей. И. Кант разработал новый тип логики, которую назвал трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать). В ней логические формы рассматриваются как априор­ные (доопытные) свойства рассудка, обусловливающие возможность всеоб­щего и необходимого знания явлений опыта. Позитивным вкладом в логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и логиче­ское следствие от реальной причины и реального следствия. И. Кант призна­вал также существование «чисто формальной» логики, которая имеет дело с «чистыми» формами мышления.

Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной ло­гики дал Г. Гегель. В то же время он критически относился вообще к фор­мальной логике. Свое отношение к этой науке, как «метафизической», он строил исходя из объективно-идеалистической идеи о тождестве законов мышления и бытия. Критику законов формальной логики Г. Гегель дал во второй книге своей работы «Наука логики», в разделе «Учение о сущности». По мнению Г. Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распростра­няются на все сферы действительности. Однако такой универсальной логи­кой должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития, «ино­бытием» которого является внешний мир.

Крупными русскими исследователями в области логики были М.И. Каринский (1840-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920). Так, М.И. Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Ос­новной замысел его логической теории характеризуется стремлением построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отно­шения равенства (т.е. «тождества»); описать в ней дедуктивные и индуктив­ные умозаключения.

Л.В. Рутковский - автор труда «Основные типы умозаключений» (1888). Если М.И. Каринский строил теорию выводов, используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считал возможным признать равноправными с отношениями тождества и такие, как отношения сходства, сосуществова­ния и другие.

С началаXX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логи­ческих операций. Представляют математическую логику Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассел (1872-1970), Б. Аккерман (1896-1962) и другие мыслители.

Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержа­ния высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в обла­сти математики и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и т. д. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые-математики А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и другие. Однако математическая логика не охватывает всех проблем естест­венной логики мышления. За формальной традиционной логикой остается ее познавательная функция и методологическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

7. Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно проте­кает?

2. В чем состоит специфика абстрактного мышления?

3. Каково место и роль формальной логики в системе научного знания?

4. В чем состоит отличие формальной логики от логики диалектической?

5. Какие основные этапы прошла логика в своем историческом развитии?

6. Что такое логическая форма?

7. В чем отличие истинности мысли от ее логической правильности?

8. Как, на ваш взгляд, соотносятся логические формы и объективный мир?

9. Как взаимосвязаны язык и мышление?

10. В чем заключается значение логики в деятельности юриста?

Наши рекомендации