Диагностика теоретического мышления

методика предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников.

Описание:

Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование. Ориентировочное время работы: 30-35 минут.

Авторство методики:

Методика разработана А.З.Заком (Зак А. 3. Диагностика мыслительной деятельности детей. М., 1993.) Методика А.З. Зака включает два блока – вербальный и невербальный – с уравненными по трудности заданиями. Считается, что благодаря непредметности предложенных А.З. Заком задач все учащиеся ставятся в равные условия, независимо от программ, по которым они обучались, и качества и количества усвоенных ранее знаний. А.З. Зак не опубликовал стандартизацию методики. Стандартизация непредметной методики диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников была проведена И.В.Приклонских в 2000 г.

Возрастная релевантность: 7 – 10 лет (1 – 4 классы)

Инструкция испытуемым:

Детям говорится:

"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например, наее) обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7 и 8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах 9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете "в уме " (про себя) вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, заменяющее имя человека.

Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.

В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

Ключи к тесту:

1. Толя.

2. Лиза.

3. Вова.

4. Катя.

5. Катя.

6. Коля.

7. Лдвк.

8. Сптв.

9. Мпрн.

10. Вшфп.

11. Слон.

12. Муха.

13. Семенов.

14. Гусев.

15. Нина.

16. Вера.

17. Коля и Вова.

18. Дима и Миша.

19. Катя, Маша.

20. Нина, Лиза.

21. Юля, Ася, Соня.

22. Вова, Толя, Миша.

Результаты исследования:

1. Уровень развития умения понять учебную задачу

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
От 5 до 10 задач - средний уровень.
Менее 5 задач - низкий уровень.

2. Уровень развития умения планировать свои действия.

Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.
Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.
Менее 10 задач - низкий уровень.
Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.
Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.

Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.
Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.
Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.

Литература:

1. Зак А. 3. Диагностика мыслительной деятельности детей. М., 1993

Бланк:

Ф.И.О.__________________________________________________

Возраст_____ Класс_____ Дата заполнения «___» _______ ____г.

Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?  
Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?  
Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?  
Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?  
Катя наее, чем Лиза. Лиза наее, чем Лена. Кто наее всех?  
Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?  
Прсн веселее, чем Лдвк. Прсн печальнее, чем Квшр. Кто печальнее всех?  
8 Вснк слабее, чем Рпнт. Вснп сильнее, чем Сптв. Кто слабее всех?  
Мпрн унее, чем Нврк. Нврк унее, чем Гшдс. Кто унее всех?  
Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пнчб. Кто клмн всех?  
Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?  
Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?  
Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?  
Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?  
Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?  
Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?  
Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?  
Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?  
Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?  
Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?  
Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?  
Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?  
Фамилия, имя Умение понять учебную задачу Умение планировать свои действия Умение анализировать условия задачи
         
         
         
         
         
         
         
         

Результаты фронтальной диагностики по методике «Логические задачи»:

 
 
 
 

Наши рекомендации