Диагностика теоретического мышления
методика предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников.
Описание:
Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.
Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование. Ориентировочное время работы: 30-35 минут.
Авторство методики:
Методика разработана А.З.Заком (Зак А. 3. Диагностика мыслительной деятельности детей. М., 1993.) Методика А.З. Зака включает два блока – вербальный и невербальный – с уравненными по трудности заданиями. Считается, что благодаря непредметности предложенных А.З. Заком задач все учащиеся ставятся в равные условия, независимо от программ, по которым они обучались, и качества и количества усвоенных ранее знаний. А.З. Зак не опубликовал стандартизацию методики. Стандартизация непредметной методики диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников была проведена И.В.Приклонских в 2000 г.
Возрастная релевантность: 7 – 10 лет (1 – 4 классы)
Инструкция испытуемым:
Детям говорится:
"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.
Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания (например, наее) обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. В задачах 7 и 8 искусственные слова заменяют обычные имена людей, а в задачах 9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете "в уме " (про себя) вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, заменяющее имя человека.
Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.
В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".
Ключи к тесту:
1. Толя.
2. Лиза.
3. Вова.
4. Катя.
5. Катя.
6. Коля.
7. Лдвк.
8. Сптв.
9. Мпрн.
10. Вшфп.
11. Слон.
12. Муха.
13. Семенов.
14. Гусев.
15. Нина.
16. Вера.
17. Коля и Вова.
18. Дима и Миша.
19. Катя, Маша.
20. Нина, Лиза.
21. Юля, Ася, Соня.
22. Вова, Толя, Миша.
Результаты исследования:
1. Уровень развития умения понять учебную задачу
Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
От 5 до 10 задач - средний уровень.
Менее 5 задач - низкий уровень.
2. Уровень развития умения планировать свои действия.
Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.
Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.
Менее 10 задач - низкий уровень.
Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.
Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".
3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.
Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.
Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.
Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.
Литература:
1. Зак А. 3. Диагностика мыслительной деятельности детей. М., 1993
Бланк:
Ф.И.О.__________________________________________________
Возраст_____ Класс_____ Дата заполнения «___» _______ ____г.
Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех? | ||
Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех? | ||
Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех? | ||
Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех? | ||
Катя наее, чем Лиза. Лиза наее, чем Лена. Кто наее всех? | ||
Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех? | ||
Прсн веселее, чем Лдвк. Прсн печальнее, чем Квшр. Кто печальнее всех? | ||
8 | Вснк слабее, чем Рпнт. Вснп сильнее, чем Сптв. Кто слабее всех? | |
Мпрн унее, чем Нврк. Нврк унее, чем Гшдс. Кто унее всех? | ||
Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пнчб. Кто клмн всех? | ||
Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех? | ||
Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех? | ||
Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех? | ||
Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех? | ||
Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех? | ||
Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех? | ||
Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее? | ||
Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче? | ||
Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый? | ||
Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой? | ||
Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный? | ||
Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий? |
Результаты фронтальной диагностики по методике «Логические задачи»: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|