Математические и логические основы информатики

Методические указания
по подготовке курсовых работ

для студентов-бакалавров специальности 09.03.03

факультета прикладной информатики

Краснодар

Содержание

Введение  
1. Подготовка курсовой работы  
  1.1. Цель и задачи курсовой работы  
  1.2. Выбор темы курсовой работы  
  1.3. Критерии оценки курсовой работы  
  1.4. Защита курсовой работы  
2. Структура и содержание курсовой работы  
3. Оформление курсовой работы  
  3.1. Общие правила оформления  
  3.2. Нумерация страниц  
  3.3. Иллюстрации  
  3.4. Таблицы  
  3.5. Формулы, уравнения и блок-схемы алгоритмов  
  3.6. Ссылки  
Список литературы  
Приложение 1. Список тем курсовых работ по дисциплине  
Приложение 2. Образец оформления титульного листа курсовой работы  
Приложение 3. Образец оформления курсовой работы  

Введение

Методические указания содержат единые для всех форм обучения (дневной, заочной) требования к курсовым работам по «Математическим и логическим основам информатики». Подготовка курсовой работы является завершающим этапом изучения дисциплины. В процессе написания курсовой работы студенты формируют навыки сбора и обобщения научных данных, специальной литературы, выявления необходимых по теме источников и литературы.

Курсовая работа должна показать умение студента:

- обосновать актуальность выбранной темы в научном и практическом плане;

- показать степень изученности и разработанности проблемы в научной литературе;

- формулировать цель и задачи работы;

- обосновать структуру работы;

- изложить содержание разделов и подразделов работы литературным языком с использованием стандартной терминологии;

- анализировать собранный материал, сопоставлять различные концепции, альтернативные подходы, решения отдельных проблем;

- формулировать выводы;

- оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.

1. Подготовка курсовой работы

1.1. Цель и задачи курсовой работы

Основная цель подготовки курсовой работы по «Математическим и логическим основам информатики» состоит в закреплении теоретических знаний и практических навыков по дисциплине, приобретении студентами способности самостоятельного углубленного изучения одного из разделов курса дисциплины, а также в выработке умения работать с источниками и литературой, анализировать факты и данные специальной литературы, излагать прочитанное современным литературным языком.

Курсовая работа помогает развитию мышления студента, формированию умения свободно оперировать научными знаниями применительно к разнообразным сферам профессиональной деятельности.

1.2. Выбор темы курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине "Математические и логические основы информатики" выполняется и защищается в течение 1 семестра, на котором, по учебному плану факультета прикладной информатики КубГАУ, читается эта учебная дисциплина.

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом после знакомства с теоретическими проблемами дисциплины, изложенными в лекционном курсе.

Тема курсовой работы должна соответствовать тематике проблем, рассматриваемых в теоретическом курсе и включенных в программу курса. Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом с учетом доступности основных источников литературы.

Курсовая работа, как правило, является теоретическим исследованием по выбранной теме. Допускается подготовка курсовой работы на основе практических разработок, проведенных с участием студента или выполненных им самостоятельно.

По согласованию с преподавателем, осуществляющим научное руководство подготовкой курсовых работ, студент может предложить тему, не включенную в тематику, с учетом своих научных интересов, специфики деятельности конкретной организации (фирмы), своеобразия своих должностных обязанностей и т.д.

1.3. Критерии оценки курсовой работы

Курсовая работа должна быть подготовлена студентом в сроки, предусмотренные учебным планом по дисциплине "Математические и логические основы информатики", которые преподаватель доводит до сведения студентов.

Проверив работу, преподаватель выставляет на титульном листе итоговую оценку, которая сопровождается краткой рецензией. В рецензии преподавателя оценивается полнота изложения, аргументированность, научная содержательность, соблюдение правил оформления научно-справочного аппарата, соответствие оформления работы настоящим методическим указаниям.В случае неудовлетворительной оценки курсовой работы студенту предлагается переработать ее по замечаниям преподавателя или подготовить курсовую работу на другую тему.

План курсовой работы студенты составляют самостоятельно, после чего он согласовывается с преподавателем. Подготовка плана курсовой работы является первым этапом работы над ней и выполняется послеознакомления студента с источниковой базой темы и изучения специальной литературы. При согласовании плана с преподавателем студент должен иметьчеткое представление об изучаемой теме, а также суметь обосновать структуру будущей курсовой работы, последовательность изложения материала.

Преподаватель должен довести до сведения студентов требования к курсовым работам. Студент вправе обратиться к преподавателю за консультацией по любому вопросу, возникшему в ходе подготовки курсовой работы. Как правило, преподаватель консультирует студента по выбору источников и литературы, анализу специальной литературы, разработке рациональной структуры работы, сбору фактов и статистических данных, их обработке. В ходе консультаций студент получает дополнительную информацию, необходимую для подготовки курсовой работы. Преподаватель контролирует подготовку курсовой работы, знакомится с текстом и представляет студенту свои замечания.

Невыполнение курсовой работы или непредставление ее в установленный срок на кафедру расценивается, как нарушение процесса освоения учебного плана университета по специальности и является основанием для недопущения студента к экзаменационной сессии.

1.4. Защита курсовой работы

Защита курсовой работы проводится на открытом заседании учебной комиссии. Длительность выступления оговаривается заранее, обычно 5-7 минут. Выступление должно быть цельным, продуманным, содержать главные мысли без второстепенных деталей. Его готовят специально в виде текста, который зачитывается. В выступлении употребляются местоимения «я» и «мы» только при изложении собственной точки зрения, но категорических суждений следует избегать.

Рекомендуется прорепетировать свое выступление, обращая внимание на затраченное время. По возможности следует подготовить иллюстрированный материал, подготовить презентацию с использованием компьютерных технологий.

Необходимо быть готовым к вопросам членам комиссии. Главное внимательно слушать вопросы, обдумывать их, отвечать кратко, четко, уверено, убедительно. В конце оглашается отзыв руководителя работы.

2. Структура и содержание курсовой работы

Структура курсовой работы должна способствовать полному раскрытию избранной темы и ее ключевых вопросов.

Курсовая работа включает:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- разделы (допускается деление на подразделы);

- заключение;

- список использованных источников и литературы;

- приложения.

Титульный листсодержит фамилию, имя, отчество студента, указанияна курс, формубучения, название темы курсовой работы, фамилию, имя, отчество преподавателя, ученую степень, звание.Титульный лист курсовой работы оформляется согласно приложению 1.

Содержаниесостоит из перечня составных частей курсовой работы и указание страниц, на которых расположено начало каждой части и оформляется по ГОСТ 7.32-91.

Слово "СОДЕРЖАНИЕ" печатается прописными (заглавными) буквами по центру страницы без проставления точки. Под ним перечисляются заголовки разделов (глав) строчными буквами с первой прописной. Перед заголовками разделов (глав) проставляют их порядковый номер арабскими цифрами с проставлением точки (1.,2., и т.д.). Заголовок и номер раздела (главы) размещают с красной строки. Заголовки подразделов помещают под заголовками раздела. Подразделы нумеруют арабскими цифрами, перед которыми указывают номер раздела (главы), в котором они находятся (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).

Введение должно включать:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- характеристику степени изученности темы;

- разработки теоретических и практических проблем;

- формулировку цели и задач работы;

- обзор источников и литературы с изложением существующихконцепций и альтернативных подходов. Не допускаются к защите курсовые работы, в которых обзор подменяется перечислением названий работ или источников;

- обоснование структуры работы.

Объем введения должен составлять 1-2 страницы машинописного текста.

Вразделахосновной части работы подробно раскрывается ее тема, излагается суть проведенного исследования, используемые при этом методы и средства, включая теоретические основы решения задачи, методику курсового исследования, полученные результаты и их анализ.

Основная часть не должна носить только описательный (реферативный) характер. Нельзя ограничиваться только перечислением известных теоретических положений, методов и средств, точек зрения ученых и практиков, а высказывать собственное мнение по рассматриваемому вопросу.

Основная часть работы чаще всего состоит из 3-4 разделов (глав), ориентировочно два из которых должны иметь подразделы (параграфы).

Количество разделов определяется исходя из задач курсовой работы и собранного материала. В конце каждого раздела студентом формируются выводы по проделанной работе.

В этих разделах и подразделах необходимо:

-подробно раскрыть суть задачи, решаемой в курсовой работе;

- дать оценку истории и современного состояния постановки и решения исследуемой задачи, используемых при этом методов (средств) ее решения, оценить результаты их практического применения;

- формализовать задачу для ее решения с помощью изученных алгоритмов дисциплины «Математические и логические основы информатики»;

-сделать научное обобщение результатов работы.

Объем основной части курсовой работы 10-20 страниц.

Заключение обычно включает общие выводы по теме работы, их соответствие поставленным целям и задачам; возможно изложение перспективы дальнейшей работы студента.

В заключении:

- еще раз приводится цель и задача работы;

- перечисляются средства и методы, избранные для решения поставленных задач;

- в общей форме приводятся результаты работы;

- даются общие выводы и собственные рекомендации по решению поставленной в работе задачи;

- желательно указать направление и средства (методы) эффективного решения исследуемой задачи;

- могут быть изложены конкретные предложения по использованию результатов курсового проекта, включая возможности применения разработанных предложений в практике и учебном процессе.

Объем заключения должен составлять 1-2 страницы машинописного текста.

Список использованной литературы показывает знакомство автора с источниками и литературой по выбранной теме. В списке литературы названия монографий, статей, рецензий, учебных пособий, авторефератов располагают в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора. При включении в список статьи из журнала или сборника необходимо указать название журнала, год, номер и страницы. Однако в список необходимо включить только те источники, которые реально использованы студентом при написании работы и упоминаются в работе в виде сносок.

Приложения являются иллюстративным материалом к курсовой работе.Они могут включать образцы документов, примеры их оформления, графики и схемы, диаграммы, таблицы и т.п. Размещают приложения в порядке упоминания о них в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа и нумеруется. В правом верхнем углу пишется слово “Приложение, номер, название”. В тексте делаются соответствующие ссылки. Арабскими цифрами отдельно нумеруются в работе иллюстрации и/или таблицы, имеющиеся в приложении. Все приложения в тексте курсовой работы оформляются в виде ссылок и перечисляются в оглавлении (содержании) с указанием их номера и заголовка.

3. Оформление курсовой работы

3.1. Общие правила оформления

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно. Она должна быть содержательной и хорошо оформленной. В тексте работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.Текст курсовой работы должен быть подготовлен компьютерным способом. Объем курсовой работы не менее 20 страниц текста (при наборе через 1интервал, шрифтом Times New Roman Cyr и размером 14). Приложения в общий объем не входят. Работа печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210х197мм).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие параметры страницы:

– левое поле - 30 мм;

– правое поле - 15 мм;

– нижнее поле - 20 мм;

– верхнее поле - 25 мм.

Используется автоперенос – не более 4 переносов подряд.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть аккуратно исправлены.

Курсовая работа подписывается студентом и руководителем работы на титульном листе с указанием даты.

Все заголовки должны быть выполнены соответствующим стилем "Заголовок 1", "Заголовок 2" и т.д., заданными в редакторе MS Word по умолчанию. Оглавление выполняется автоматически с использованием режима "Вставка-оглавление и указатели – оглавление - вид "формальный" с тремя уровнями вложенности.

Пример оформления содержания работы приведен в Приложении 3.

3.2. Нумерация страниц

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется вверху страницы по центру.

Титульный лист обязательно включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется.

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Основная часть курсовой работы состоит из 2-3 разделов, включающих, в свою очередь, несколько подразделов, которые при необходимости делятся, на пункты и подпункты.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: раздел 2, параграф 2.1 (§ 2.1.), пункт 2.1.1, подпункт 2.2.1.1.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слово "раздел" не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов.

Заголовки разделов, а также слова "Введение", "Заключение", "Содержание", "Список литературы" следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждый раздел, "Введение", "Заключение", "Содержание", "Список литературы" начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы.

3.3. Иллюстрации

Иллюстрации (рисунки, блок-схемы, чертежи, графики, схемы, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под ней. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы.

Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово "Рисунок" под ней не пишут. Например:

Математические и логические основы информатики - student2.ru

Рисунок 3. Пример переключательной схемы

3.4. Таблицы

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица". Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова "Таблица". Слово "Таблица" и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы ее заглавие следует повторить. Над заглавием таблицы размещают слова "Продолжение таблицы", с указанием ее номера. Если заглавие таблицы велико, допускается ее не повторять. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их на следующей странице.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. Например:

Таблица 1. Итоговая таблица решения логической задачиномер 5

Фамилия Цвет футболки
Белая Черная Красная
Белов
Чернов
Краснов

3.5. Формулы, уравнения и блок-схемы алгоритмов

Формулы должны быть выполнены в редакторе формул
MS Equation 3.0.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента приводят с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. Например:

H(x)= Математические и логические основы информатики - student2.ru (3)

где H(x) –энтропия системы,

n–количестворавновозможных состояний,

рi – вероятности отдельных событий, i = 1 .. n,

a– основание, причем a>1.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы, уравнения и блок-схемы алгоритмов в работе следует нумеровать по порядку в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы (так называемая сквозная нумерация). Допускается нумерация формул, уравнений и блок-схем алгоритмов в пределах раздела (не сквозная нумерация).

Если в работе только одна формула, уравнение и/или блок-схема алгоритма, то их не нумеруют.

3.6. Ссылки

При ссылке на литературный источник после упоминания о нем в тексте курсовой работы проставляют номер сноски внизу на странице с использованием автоматического режима: "Вставка – сноска - автоматическая" или в скобках ([ ]) номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: "в соответствии с данными таблицы 1", (Таблица 3), "по данным рисунка 4", (рисунок 5), "в соответствии с приложением Б", (приложение Б), "... по формуле (1)".

Список литературы

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.
2. Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961.
3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.
4. Белнац Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981.
5. Берков В.Ф. Научная проблема (логико-гносеологический аспект). Минск,1979.
6. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Минск, 1997.
7. Бойко А.П. Формально-логические основы классификации //Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.
8. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984.
9. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1997.
10. Брутян Г.А. Аргументация, Ереван, 1984.
11. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.
12. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
13. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994.
14. Гетманова А.Д. Логика. М., 1995.
15. Горский Д.П. Логика. М., 1963.
16. Горский Д.П. Определение. М., 1974.
17. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991.
18. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1979.
19. Еемерен Ф.Х., ван; Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. Л., 1992.
20. Ерохина Н.В. Традиционная формальная логика: Учеб-метод. пособие. Саратов, 1999.
21. Жеребкин В.Е. Логика. Харьков, 1968.
22. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.
23. Иванов Е.А. Логика. Учебник. - М., 1996.
24. Ивин А.А. Логика. М.,1997.
25. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
26. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1999.
27. Ивлев Ю.В. Логика в управлении. М., 1979.
28. Ивлев Ю.В. Модальная логика. М., 1991
29. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1997.
30. Клини С. Математическая логика. М., 1973.
31. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
32. Лакост И. Доказательство и опровержение. М., 1967.
33. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М.. 1980.
34. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.
35. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.
36. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. СПб., 1995.
37. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.
38. Павлов В.Т., Ишмуратов А.Т., Омельянчик В.И. Модальная логика. – Киев, 1982
39. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М., 1991.
40. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
41. Попов П.С. Исторический очерк развития логики. М., 1987.
42. Пугачева Л.Г., Гнидина Ю.А., Кащеев С.И. Логика.: Учеб.-метод. пособие. Саратов, 1999.
43. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
44. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.
45. Свинцов В.И. Логика М., 1987.
46. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования М., 1970
47. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994.

Наши рекомендации