Базисные знания студентов, необходимые для реализации целей занятия
1. Нервная система и ее значение. Общая характеристика строения и функций ЦНС.
2. Рефлекторная теория принципы рефлекторной деятельности. Концептуальная рефлекторная дуга.
3. Классификация рефлексов. Уровни организации рефлекторных реакций.
4. Нервные центры. Свойства нервных центров. Принципы координации в деятельности ЦНС.
5. Рефлексы и рефлекторные центры спинного мозга, продолговатого мозга, среднего мозга, промежуточного мозга и мозжечка.
Вопросы для самоподготовки к занятию.
1. Понятие о рефлексе. Основные компоненты рефлекторной дуги.
2. Классификация рефлекторных дуг. Классификация рефлексов.
3. Особенности рефлекторных дуг соматических и вегетативных (симпатических и парасимпатических) рефлексов (уметь зарисовать схемы соответствующих рефлекторных дуг).
4. Понятие о “нервном центре”. Основные положения организации и функционирования “нервных центров”.
5. Свойства нервных центров.
6. Компенсация функций и пластичность нервных процессов.
7. Основные принципы координации в деятельность ЦНС.
8. Торможение в ЦНС.
9. Структурные и функциональные особенности спинного мозга. Рефлекторные центры спинного мозга.
10. Функции продолговатого и среднего мозга, мозжечка.
11. Структура и функции коры больших полушарий.
Выполните следующие задания:
Задание 1.
После изучения теоретического материала ответьте на следующие вопросы:
1. Какие компоненты входят в состав рефлекторной дуги?
2. Какое значение имеют отдельные звенья рефлекторной дуги?
3. Каковы основные физиологические свойства нервных центров?
4. Какие явления лежат в основе суммации в нервном центре?
5. Какие явления лежат в основе процесса иррадиации возбуждения?
6. Что называется общим конечным путем?
7. Что такое доминанта?
8. Какие виды торможения вы знаете? Дайте их определение и классификацию.
9. Какова физиологическая роль передних и задних корешков спинного мозга?
10. Какие функции выполняет спинной мозг?
11. Какие функции выполняют продолговатый, средний мозг и промежуточный мозг?
12. Опишите основные функции гипоталамуса.
13. Какова роль проекционных и ассоциативных зон коры головного мозга?
Решите ситуационные задачи
1. В результате раздражения задней лапки лягушки возник сгибательный рефлекс, который продолжался еще некоторое время после прекращения раздражения. Какое свойство нервных центров лежит в основе этого явления?
2. Если при ярком освещении пристально посмотреть на какой-либо предмет, а потом закрыть глаза, то на протяжении некоторого времени можно видеть этот предмет. Каким свойством нервных центров объясняется это явление?
3. Что наблюдается у животного при перерезке передних корешков спинного мозга с правой стороны?
4. Что наблюдается у животного при перерезке задних корешков спинного мозга с левой стороны?
Задание 3.
Выполните следующие лабораторные работы
1. «Анализ рефлекторной дуги»
Необходимы: лягушка, препаровальная дощечка, препаровальный набор, фильтровальная бумага, марлевые салфетки, раствор Рингера, 1% -ный раствор серной кислоты, химический стакан с водой, штатив.
Цель работы: доказать значение целостности рефлекторной дуги для осуществления рефлекторного акта.
Ход работы
1. Приготовить спинальную лягушку. Для этого лягушку декапитируют без разрушения спинного мозга.
2. Лягушку подвешивают в лапке за нижнюю челюсть на штативе.
3. Фильтровальную бумажку 0,5х0,5 см смачивают в серной кислоте и прикладывают к голени, вызывая раздражение. Получают сгибательный рефлекс.
4. Делают круговой разрез кожи голени и снимают кожу с лапки как чулок. Вновь раздражают обнажённую часть голени кислотой.
5. Наносят раздражение на бедро задней лапки и получают потирательный рефлекс. Отпрепаровывают и перерезают седалищный нерв и снова наносят раздражение.
6. Наносят раздражение на голень второй задней лапки, приводящее к осуществлению сгибательного рефлекса. Разрушают спинной мозг и пытаются воспроизвести рефлекс.
7. В отчётах необходимо зарисовать схему рефлекторной дуги простейшего двигательного спинномозгового рефлекса, а также доказать значение целостности рефлекторной дуги для осуществления рефлекса.
2. «Рецептивное Поле рефлекса»
Необходимы: лягушка, препаровальная дощечка, препаровальный набор, фильтровальная бумага, марлевые салфетки, раствор Рингера, 1% -ный раствор серной кислоты, химический стакан с водой, штатив.
Цель работы: наблюдение рефлекторных реакций на интактных и спинальных лягушках при раздражении соотвествующих рецептивных полей.