Самостоятельная работа № 5 -6
«Лингвостилистический анализ текста».
При рассмотрении текста главное внимание уделяется его центральному звену – сложному синтаксическому целому.
Сложное синтаксическое целое (или прозаическая строфа) — не сумма предложений, а синтаксическая единица языка. Между ее составляющими (предложениями) существуют грамматические отношения. Прозаическая строфа — крупная единица текста, обладающая определенной композицией. В ней можно выделить зачин (его составляет первое предложение, обладающее наибольшей самостоятельностью, означающее начало мысли и определяющее дальнейший ход ее развития, это — организующий центр строфы), средняя часть (развитие мысли, тема строфы) и концовка (специально выделяемая для более полного ощущения завершения развития мысли часть строфы).
Средства межфразовой связи:1. Лексические средства связи (лексический повтор, использование однокоренных слов, синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы, тематически объединенные слова). 2. Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия, числительные, союзы, частицы, вводные слова). 3. Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении, синтаксическая неполнота, единство видовременных форм глаголов-сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций. Составляющие сложное синтаксическое целое предложения связаны между собой цепной, параллельной или присоединительной связью. Нередко связь бывает смешанного типа.
Цепная связь раскрывает последовательное движение мысли в речи. Здесь существенным является понятие темы и ремы. Тема – это «данное», что уже известно, рема представляет собой развитие мысли, является тем «новым», что сообщается о теме. Формально цепная связь может выражаться:
1.Повтором конечного существительного;
2.Путем замены конечного существительного местоимением;
3.Заменой конечного существительного первого предложения его синонимом во втором предложении.
Параллельная связь представляет собой конструирование предложений по одному образцу, по одной модели. Параллельная связь предложений находит формальное выражение в том, что предложения, во-первых, строятся по одной модели; во-вторых, имеют сходный порядок слов; в-третьих, часть членов предложений грамматически оформлена одинаково.
Присоединительная связь отличается от цепной и параллельной тем, что предложения при этой связи обычно неоднотипны по структуре. В последнем предложении могут использоваться союзы типа притом, причем, к тому же, а потому.
Практическое задание. Определите тип связи предложений в тексте:Море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сёк воду и землю…ветер ревел … Всё кругом наполнялось воем, рёвом,
гулом…За дождём не видно было ни моря, ни неба
(М. Горький).
«Лингвостилистический анализ текста».
Лингвостилистический анализ художественного текста – подробный и тщательный анализ роли и функций языковых средств разных уровней в организации и выражении идейно-тематического содержания произведения. Анализировать текст не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь самое главное – знать формулу: П = Т + И + Ф
П – произведение.
Т – тема (т.е. о чём?)
И – идея (т.е. зачем? для чего?)
Ф – форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)
Тема – предмет повествования, изображения, исследования.
Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.
Форма – совокупность предметов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения.
Пример лингвостилистического анализа.Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.
Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.
Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам , это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации.
( Е.Винокуров.)
Темаэтого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.
Идея– «чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающей потребности и боль своего народа».
Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях.
Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку). Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:
сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;
риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?
лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;
антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;
синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;
развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.
метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.
Практическое задание.
Прочитайте текст:
(1) Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному? (2) Почему один теряет свой человеческий облик, превращается в беспомощное животное, которым управляют слепые, животные инстинкты? (3) А другой, оказавшись лицом к лицу со смертельной опасностью, не только не отступает в сторону, а напротив, как бы обнаруживает в себе какие-то неведомые прежде силы, и огонь высокой человечности горит в нем ярче?
(4) Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности человеческой природы. (5) Кто-то, объясняя причины нашего разного поведения в экстремальной ситуации, начнет длинно рассуждать о силе и слабости нервных процессов, об особенностях темперамента...
(6) Когда я слушаю подобные измышления, мне становится смешно. (7) Если бы на самом деле поведение человека зависело от каких-то четких и понятных нам факторов, величин, групп крови, если бы можно было, проведя нехитрые медицинские анализы, сказать, как поведет себя человек, столкнувшись с грозной опасностью, тогда бы и проблемы никакой не было.
(8) Но долгий опыт боевого офицера меня убедил в ином: на поведение человека главное влияние оказывает другое — совесть. (9) Один почему-то не может бросить своего товарища раненым, а другой, как будто бы такой же сильный и уверенный в себе, меткий стрелок, прекрасный спортсмен, услышав свист пули, пятится в сторону. (10) Страшно всем, но одному страшно умереть, а другому страшно остаться живым, бросив товарища. (11) Одному страшна гибель, потому что вне себя, без себя он не мыслит мира! (12) Он прекрасно понимает, что долг требует другого, прекрасно знает, что надо помочь другу, но реальность и неотвратимость смерти заглушает этот голос совести, голос долга, голос чести. (13) Голос души! (14) Его не слышно, потому что перед ним оказался более сильный враг, нежели его душа, — Смерть.
(15) А другой знает, что пуля несет смерть, что его могут убить, но безотчетно бросается в огонь, своим телом закрывает друга, товарища, командира. (16) Он даже не рассуждает ни о смысле, ни о цене своего поступка, он для него естествен. (17) Я потом видел эти солдатские глаза: это были глаза человека, которому нечего стыдиться, это были глаза человека, который исполнил свой долг. (По А. Козаченко)
Выполните задания:
1. Определите тип речи.
2. Определите стиль текста.
3. Проблема текста, авторская позиция
4. В чём особенность текста с точки зрения лексики?
5. Найдите фразеологизм в предложении 3
6. Найдите риторические вопросы
7. Орфографический анализ текста
8. Синтаксический и пунктуационный анализ
ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ КАК СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ