Задания для самостоятельная работастудентов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
« Южный федеральный университет»
О.А. Бирюкова, Н.Е. Кравцова
АГРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
Учебное пособие для самостоятельной работы
Студентов почвенного отделения
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ПРОГРАММА КУРСА………………………………………………………... ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………… ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… ТЕМА1. XAРАКТЕРИСТИКА ГОДОВОГО ХОДА ОСНОВНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН………………………………………… TЕMA 2. АГРОКЛИМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРИТОРИИ…………... ТЕМА 3. АГРОКЛИМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕГЕТАЦИОННОГО ПЕРИОДА………………………………………….. ТЕМА 4.АГРОКЛИМАТИЧЕСКОЕИ ОПИСАНИЕ ТЕРРИТОРИИ……. ТЕМА 5. АГРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ………………… КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...…… |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение процессов почвообразования, разработка агротехнических мероприятий по выращиванию сельскохозяйственных культур, применению органических и минеральных удобрений, прогнозирование урожайности требуют от специалистов- почвоведов- агрохимиков серьезной агрометеорологической подготовки, знания агроклиматических условий территории, умения пользоваться агрометеорологической информацией и в случае необходимости самостоятельно выполнять основные расчеты, обоснования.
Важную роль в подготовке студентов по курсу агрометеорология имеют лабораторно-практические занятия. Здесь студенты составляют агрометеорологические прогнозы, для оценки агроклиматических ресурсов территории, проводят агроклиматическое районирование, определяют величину урожая по биологическим показателям влагообеспеченности посевов, по приходу фотосинтетической радиации, используют различные виды информации, содержащейся в агроклиматических справочниках, бюллетенях, атласах.
Методическое пособие написано в соответствии с программой курса «Агрометеорология» и охватывает основные разделы курса агрометеорологии. В нем отражены основные теоретические положения, расширяющие знание предмета.
Методическое пособие поможет студентам освоить основные методы обработки агрометеорологических наблюдений, приобрести практические навыки в их использовании.
Для более эффективной и самостоятельной работы студентов задания в методических указаниях конкретизированы, помещены формы записи метеорологических данных, справочные таблицы.
ЦЕЛЬ КУРСА: Знакомство с основами общей метеорологии и агрометеорологии, атмосферными процессами, и их влиянием на объекты сельскохозяйственного производства.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- знакомство студентов с основными агрометеорологическими факторами;
- формирование представлений об особенностях агроклиматического районирования;
- ознакомление с современными методами оценки климата, методами составления агрометеорологических прогнозов.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА. Курс «Агрометеорология» является важным этапом профессиональной подготовки студентов кафедры почвоведения и агрохимии. Он направлен на формирование целостных и объективных агрометеорологических знаний, приобретение студентами навыков ведения агрометеорологических наблюдений, описания агроклиматических условий территории, которые необходимы для более глубокого понимания процессов почвообразования, разработки агротехнических мероприятий по выращиванию растений, применению органических и минеральных удобрений, прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА. По завершению прохождения специального курса «Агрометеорология» студент должен знать характеристики основных метеорологических величин, методы их определения, уметь пользоваться агрометеорологическими атласами, картами, справочниками, бюллетенями, данными метеорологических наблюдений для климатологического обеспечения сельского хозяйства.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение. Предмет и задачи агрометеорологии. Основные этапы истории развития агрометеорологии. Связь агрометеорологии с другими науками. Характеристика основных метеорологических элементов. Климат и
почвообразование. Методы исследований в агрометеорологии. Использование данных метеорологических наблюдений для климатологического обеспечения сельского хозяйства.
Радиационные факторы климата. Прямая солнечная радиация, рассеянная радиация, суммарная радиация. Отражение солнечной радиации. Альбедо земной поверхности. Поглощенная радиация. Эффективное излучение земной поверхности. Географическое распределение суммарной радиации. Уравнения радиационного и теплового баланса.
Циркуляционные факторы климата. Общая циркуляция атмосферы. Климатологические фронты. Пассаты. Антипассаты. Муссонная циркуляция. Циклоны. Антициклоны. Местные ветры. Бризы. Горно-долинные ветры. Фен. Бора. Географические типы воздушных масс.
Влияние подстилающей поверхности на режим метеорологических элементов. Морской и континентальный климат. Влияние морских течений на климат.
Влияние почвенного и растительного покровов на климат. Тепловые свойства почв, их влияние на режим приземного слоя воздуха. Ослабление солнечной радиации в растительном покрове. Влияние растительности на температуру почвы и воздуха, на влажность воздуха, испарение, осадки, ветер.
Влияние снежного и ледяного покровов на климат. Влияние снежного покрова на температуру почвы, воздуха. Промерзание и оттаивание почвы. Вечная мерзлота. Свойства ледяного покрова и влияние его на климат.
Роль рельефа в формировании климата. Влияние рельефа на приходо- расход радиации, циркуляцию атмосферы, температуру почвы и воздуха, на влажность воздуха, облачность, туманы, осадки, снежный покров. Вертикальная климатическая поясность.
Климаты земли. Принципы классификации. Климатические зоны и области. Климатические, ботанические, гидрологические, почвенные, генетические классификации климатов. Климаты земного шара. Изменения климата. Климаты в геологическом прошлом. Климаты в историческом прошлом. Современные изменения климата. Возможности воздействия на климат.
Агрометеорологические условия произрастания сельскохозяйственных культур. Понятие об агрометеорологических условиях жизни и продуктивности растений. Связь развития и урожайности сельскохозяйственных культур с агрометеорологическими условиями. Влияние температуры и влажности почвы на растения. Роль аэрации почвы. Водный и тепловой баланс поля. Агрометеорологические показатели обеспеченности растений светом, теплом, влагой в вегетационный период. Пути рационального использования агрометеорологических условий в сельском хозяйстве.
Агрометеорологические условия перезимовки сельскохозяйственных культур. Понятие о зимостойкости растений. Роль снежного покрова, температурного и водного режимов верхних слоев почвы в зимний период в перезимовке растений. Связь минимальной температуры почвы на глубине залегания узла кущения с температурой воздуха при разной высоте снежного покрова. Агрометеорологические показатели условий перезимовки сельскохозяйственных культур. Пути рационального использования агрометеорологических условий в холодное время года.
Неблагоприятные для сельского хозяйства явления погоды. Засухи. Суховеи. Пыльные бури. Заморозки. Град. Сущность этих явлений, причины возникновения, типы, географическое распространение, повторяемость, вред, наносимый сельскому хозяйству, меры борьбы. Явления, вызывающие повреждения культурных растений в зимний период.
Агрометеорологические прогнозы. Основные виды агрометеорологических прогнозов. Принципы и методы составления прогнозов для сельского хозяйства: прогнозы влагообеспеченности, теплобеспеченности, перезимовки растений, сроков проведения полевых работ, фенологические прогнозы. Долгосрочный прогноз урожайности зерновых культур
Агроклиматические ресурсы. Климат как природный ресурс сельского хозяйства. Понятие об агроклиматических условиях. Принципы и методы сельскохозяйственной оценки климата. Агроклиматические показатели, их вероятность и обеспеченность. Агроклиматическая классификация сельскохозяйственных культур.
Термические, водные и световые ресурсы вегетационного периода.
Агроклиматические условия перезимовки сельскохозяйственных культур.
Климат и размещение сельского хозяйства. Агроклиматическое районирование СНГ, отдельных регионов страны, сельскохозяйственных структур. Мировые агроклиматические аналоги. Микроклимат. Особенности микроклимата приземного слоя воздуха и почвы. Фитоклимат. Пути рационального использования агроклиматических ресурсов.
Мелиорация климата сельскохозяйственных полей. Основные принципы регулирования климата почвы и приземного слоя воздуха. Агроклиматическое обоснование эффективности приемов по улучшению климата полей. Перспективы активных воздействий на климат и погоду и их возможное влияние на сельское хозяйство в разных природных зонах.
Курс «Агрометеорология» проводится в 3 семестре подготовки специалистов, объем аудиторных часов – 48, из них лекции - 32 часа, практические занятия 16 часов, самостоятельная работа – 32 часа. Общее количество часов – 80.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАСТУДЕНТОВ
(ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ):
1. Географическое распределение суммарной радиации.
2. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Антипассаты. Муссонная циркуляция.
3. Влияние морских течений на климат.
4. Влияние почвенного и растительного покровов на климат.
5. Вечная мерзлота. Свойства ледяного покрова и влияние его на климат.
6. Вертикальная климатическая поясность.
7. Климаты в геологическом прошлом.
8. Климаты в историческом прошлом.
9. Климат и размещение
10. Мировые агроклиматические аналоги.
11. Особенности микроклимата приземного слоя воздуха и почвы.
12. Мелиорация климата сельскохозяйственных полей.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
Тема1. Xaрактеристика годового хода основных метеорологических величин
Tеma 2. Агроклиматическое описание территории
Тема 3. Агроклиматическое описание вегетационного периода
Тема 4. Агроклиматическоеи описание территории
Тема 5. Агрометеорологические прогнозы.