Причины отставания учащихся по русскому языку. Способы обнаружения и преодоления
Виды ошибок в обучающих и контрольных работах учащихся. Принципы классификации ошибок.
Классификация ошибок – это группировка ошибок в классы на основании общности породившей их причины.
Ошибки
по содержнанию: речевые: грамматические: правописные:
- фактологические - стилистические - морфологические - орфографические
- логические - лексические - словообразовательные - пунктуационные
- структурные - синтаксические
Причины отставания учащихся по русскому языку. Способы обнаружения и преодоления.
Отставание учащихся по русскому языку связано с трудностями тех или иных разделов, с которыми сталкивается учащийся в процессе обучения.
Трудности при изучении орфографии:
1. Трудности, связанные с особенностями русского языка.
· Совпадение звуковой реализации фонем в одной позиции, разное графическое обозначение одной фонемы;
· Наличие вариантов орфограмм (шов-шелк);
· Наличие исключений из правил;
· Наличие лексическ0й и грамматической омонимии;
· Ложная этимология (спинджак);
· Переплетение условий выбора орфошраммы;
· Геперализация (расширение) и интерференция правила (ночь – ночЬной)
2. Трудности, связанные с дидактическим материалом
· Длина слова
· Структура слова
· Орфографическая плотность в тексте
· Использование в качестве дидактического материала отдельных слов, а не связного материала.
· Наличие опознавательного признака вне слова (условие выбора орфограммы вне слова).
Выделяют ряд причин падения грамотности у учащихся ( в связи с орфографией):
1. Нет орфографии в старших классах, а необходимость у школьников есть, т.к. это время активного пополнения словаря;
2. Отсутствие приемственности и перспективности в изучении орфографии (между младшим звеном, средним и старшим)
3. Трудные орфографические темы изучаются линейно, а есть необходимо изучать ступенчатою
4. Отсутствие системы в преподавании орфографии, т.к. орфография не представлена отдельным разделом.
В пунктуации также выделяют трудность дидактического материала и отсутствие системы.
Причины отставания учащихся по русскому языку. Способы обнаружения и преодоления.
Выделяют ряд причин отставания учащихся по РЯ:
1.Недостаточно развитая зрительная память. Как выявить? У-к плохо пишет зрительные диктанты, допускает ошибки в списывании недеформированного текста, пропускает буквы, слова, списывает текст побуквенно, несколько раз обращается к слову, забывает как пишутся буквы, трудности с иностранными языками.
Коррекция: использование других цветов для того, что ему необходимо запомнить, постепенное расширение поля чтения, различные работы с самопроверкой по готовому тексту, больше читать.
2.Недостаточная сформированность вербальной памяти (памяти на слова). Как выявить? В творческой работе лексика однообразна, скудна, не использует спектр называний одного и того же предмета.
При устном ответе слова вылетают из головы. Плохо заучивает стихи наизусть, нет автоматизма в выборе языковых средств, плохо подбирает одноструктурные слова.
Коррекция: больше читать, помещать в ситуацию речепроизводства, учить небольшие стихи, тексты негативного характера, составление и разгадывание кроссвордов, подбор синонимов, антонимов.
3.Недостаточная развитость речевого слуха. Как выявить? Предложения с разной интонацией ученик записывает одинаково, речь монотонная, невыразительное чтение стихов, текстов, трудность в написании изложений, боязнь забыть содержание.
Коррекция: учим читать знаки препинания, составлять предложения по заданной схеме, анализировать интонацию, скороговорки, задание на мену логического ударения, запись с проговариванием фонетического облика слова и чтобы графически он сочетался.
4.Отсутствие самоконтроля в процессе письма. Как выявить? Количество зачеркиваний, почерк скачет п мере выполнения контрольной работы, появление глупых ошибок (жи-ши), в однокоренных словах допускает ошибки.
Коррекция: диктант «проверяю себя», различные проверки с объяснениями, обоснованием - взаимопроверка, самопроверка, анализ негативных образцов.