В заимствованных словах, начинающихся с приставок де- перед гласными, дез-, а также в первой части сложных слов, начинающихся с нео-, при общей тенденции к смягчению наблюдаются колебания в произношении мягкого и твердого д и н:
[д'э и дэ] | [д'э и дэ] | [нэо и доп. н'эо] |
девальвация | Дезинформация | неоколониализм |
академия [д'э] демократический [д'э] интеллект [т'э] кофе [ф'э] крем [р'э] музей [з'э] Одесса [д'э] пресса [р'э] прессинг [р'э] термин [т'э] федеральный [д'э] юриспруденция [д'э] берет [б'э р'э] шинель [н'э] пионер [н'э] дебют [д'э] депеша [д'э] компетентный [т'э] корректный [р'э] патент [т'э] декрет [р'э] конкретный [р'э] к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель | 8. При произнесении некоторых слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки. Следует произносить: инцидент, не инци[н]дент; прецедент, не преце[н]дент; компрометировать, не компроме[н]тировать; конкурентоспособный, не конкурент[н]оспособный; чрезвычайный, не ч[е]резвычайный; учреждение, не уч[е]реждение; будущий, не буду[ю]щий; жаждущий, не жажда[ю]щий АКЦЕНТОЛОГИЯ | 3. В иноязычных именах собственных рекомендуется твердое произнесение согласных перед е: Декарт, Флобер, Минелли, "Декамерон", Рейган. 4. В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: генезис [г'энэ], реле [рэл'э] и др. 5. Твердый [ш] произносится в словах парашют [шу], брошюра [шу]. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж']. Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль. |
УДАРЕНИЕ – ПОДВИЖНОЕ Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным: рукá – рýку, при́нял – приняла́, конéц – конéчный – закóнчить. |
Акцентологическая норма. Так называют правила постановки ударения в слове | Такое ударение предоставляет огромные возможности для нарушения принятой нормы |
Рассмотрим функции, которое выполняет нефиксированное ударение. Итак, оно: Ø дает возможность для стилистической окраски слов (серебрО - сЕребро) Ø появления профессионализмов (кОмпас - компАс); Ø предусматривает изменение этимологии (значения) слова (мелИ – мЕли, Атлас - атлАс); Ø позволяет изменять морфологические особенности слова (сОсны - соснЫ). Ø Также постановка ударения может изменить стиль вашей речи. Так, например, слово «дЕвица» будет относиться к литературному, а «девИца» - к нейтральному | Чаще всего постановку ударения в словеприходится запоминать, так как существующие привила регулируют далеко не все случаи. Кроме того, иногда нарушение литературной нормы может стать индивидуальным авторским приемом. Подобное часто используется поэтами для того, чтобы стихотворная строка звучала ровнее. |
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | |
1. Трубопровод, газопровод, водопровод, мусоропровод, нефтепровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на –провод, ударение падает на последний слог). | 2.Немота, глухота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. ( Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на –от-, образованных от прилагательных - на окончание. Немота – немой, глухота – глухой, духота – душный, красота – красивый; Зевота – зевать, дремота – дремать, ломота – ломать.) |
АлфавИт, дефИс, квартАл, кУхонный, мизЕрный, сирОты, созЫв, СтАтуя, фенОмен, экспЕрт, камбалА, кладовАя, сИлос, столЯр, красИвее, свЕкла, щавЕль, он звонИт, гофрировАть, баловАть, закУпорить. | В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг |
ИНОЯЗЫЧНЫЕВ английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем. Поэтому английские заимствования звучат так: гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер; а французские так: гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ. | 6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: аэропОрт – аэропОрты бАнт – бАнты – с бАнтами бухгАлтер – бухгАлтеров Икс – с Иксом – Иксы – Иксов крАн – крАны лЕктор – лЕкторы – лЕкторов тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов |
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы: (веру) исповЕдать – вероисповЕдание обеспЕчить – обеспЕчение. | 6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: аэропОрт – аэропОрты бАнт – бАнты – с бАнтами бухгАлтер – бухгАлтеров Икс – с Иксом – Иксы – Иксов крАн – крАны лЕктор – лЕкторы – лЕкторов тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов. |
7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает: балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть. | Правила постановки ударений в именах прилагательных.1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы: слИва – слИвовый кУхня – кУхонный щавЕль – щавЕлевый |
Правила постановки ударений в глаголах. 1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве: гулЯть – гулЯл, гулЯла прЯтать – прЯтал, прЯтала. 2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание: брАть – брАл, бралА, брАло, брАли лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли. взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА. | 4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт. По той же схеме спрягаются глаголы: звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть. 5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание: опОшлить – опОшлят освЕдомиться – освЕдомишься. |
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ: быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть. НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется. | 7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь. |
Правила постановки ударений в причастиях. 1.В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом: зажИвший, налИвший, посмотрЕвший. 2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголовизогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку: изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый. 3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание: занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА | Правила постановки ударений в причастиях 4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ. По той же схеме изменяются причастия: наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный. 5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый. |
Правила постановки ударений в деепричастиях. 1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы: задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв. 2. В деепричастиях с суффиксом-ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами: начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись. | Правила постановки ударений в наречиях. 1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях: дОверху, дОнизу, дОсуха. НО: добелА, донЕльзя. 2. На приставку ЗА- ударение падает в словах: зАгодя, зАтемно, зАсветло. НО: завИдовать – завИдно. |