Возрастная шкала оценки психического развития детей
Оценка психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:
- речь (А),
- общение (Б),
- культурно-гигиенические навыки (В),
- рисование (Г),
- действия с предметами (Д),
- моторика (Е).
С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка.
Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализа.
При обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития.
Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.
Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:
КР=ВПР/КВ*100%
где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;
KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;
КР — коэффициент психического развития.
Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
110-120 — высокое развитие;
107-90—нормальное развитие;
87-80 — недостаточный уровень развития;
77-70 – критический уровень развития;
67 и ниже – возможно умственная отсталость.
Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.
Возрастная шкала оценки психического развития детей
Возраст (месяцы) | Факторы психического развития |
(1) | 1. Произносит 20 и более слов 2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает |
(2) | 1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает |
(3) | 1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать |
(4) | 1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
(5) | 1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше |
(6) | 1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)
Группа………………………………..ДОУ №………
Дата:…………..20….г.
Ребенок шифр или дата рождения | Речь | Общение | Рисование | КГН | Действия с предметами | Моторика | КР | Соответствие возрастной норме |
ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
А | Произносит 20 и более слов | Стремится связать 2 слова в предложение | Называет 5 изображений на рисунке | Задает первые вопросы | Задает различные вопросы | Может связно рассказывать |
Б | Выполняет 2 поручения | Хочет сделать все самостоятельно | Ищет помощи у взрослых | Общается с детьми | Может связно рассказывать | В игре входит в роль |
В | Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге | Черкает карандашом целенаправленно и старательно | Черкает карандашом в рамках листа | Черкает вертикальные и горизонтальные линии | Умеет чертить кривую, замкнутую линию | Рисует шар, яблоко и другие предметы |
Г | Держит ложку во время еды | Пробует самостоятельно есть | Самостоятельно ест | Регулирует отправление физиологических потребностей | Регулярно сообщает о физиологической потребности | Сам раздевается и одевается |
Д | Ставит 5 кубиков один на другой | После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой | Бросает мяч в ящик | Пробует ловить брошенный мяч | Расстегивает 3 пуговицы | Ставит 10 кубиков один на другой |
Е | Ходит сам, но часто падает | Ходит стабильно, редко падает | Пробует бегать | Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой | Бегает значительно лучше | Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
БЛАНК экспертной оценки развития ребенка ……………………………………………………………
(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)
Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)
А | Б | В | Г | Д | Е |