Критерий 1. Соответствие теме «Незачёт» |
Не соответствует теме. | Не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Комментарий: сочинение написано по принципу «пишу сразу обо всём, что знаю о произведении», без учёта конкретной темы. |
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала «Незачёт» |
Сочинение написано без привлечения литературного материала. | Существенно искажено содержание произведения. Комментарий: подмена текстов в сознании школьника; ссылка на несуществующие эпизоды; | Литературные произведение лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Комментарий: - литературные тексты, герои лишь упоминаются в «потоке» собственных мыслей, с художественным текстом не связанных. Сочинение уподобляется публицистическому тексту, собственному рассуждению по заданной теме. - абзацы включают ТОЛЬКО пересказ текста – без малейшего его комментария, то есть сочинение уподобляется изложению. |
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения «Незачёт» |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного. | Отсутствует тезисно-доказательная часть. |
Логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: - сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий,
- использование взаимоисключающих понятий,
- подмена одного суждения другим,
- необоснованное противопоставление,
- установление неверных причинно-следственных связей,
- несоответствие аргументации заявленному тезису;
- неправильное формирование контраргументов;
- отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой;
- неиспользование или неправильное использование средств логической связи,
- неправильное деление текста на абзацы.
К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся: 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.; 7) нарушение причинно-следственных связей; 8) нарушение логико-композиционной структуры текста. |
Критерий №4 «Качество письменной речи» «Незачёт» |
Низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.; 2) употребление иностилевых слов и выражений: речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; канцелярит; 3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 5) смешение лексики разных исторических эпох; 6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); 7) употребление лишнего слова (плеоназм); 8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 9) необоснованный пропуск слова; 10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения. |
Критерий №5 «Грамотность» «Незачёт» |
Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Грамматические ошибки состоят: - в ошибочном словообразовании, - ошибочном образовании форм частей речи, - в нарушении согласования, управления, - ошибочной видовременной соотнесенности глагольных форм, - в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, - ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, - ошибочном построении предложения с однородными членами, - ошибочном построении сложных предложений, - в смешении прямой и косвенной речи - в нарушении границ предложения. |
| | | |