Не-аристотелевы системы и общую семантику

КНИГА II

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В

НЕ-АРИСТОТЕЛЕВЫ СИСТЕМЫ И ОБЩУЮ СЕМАНТИКУ

Аристотель уникален тем, что его последователи поклонялись не только его лучшим качествам, но также и его недостаткам, чего он никогда не делал в отношении кого-либо, живого или мертвого; за что и был не раз он порицаем – за непоклонение. (354) AUGUSTUS DE MORGAN1

Имеется один очень важный факт, в отношении которого нельзя испытывать ни малейших со-мнений, и состоит он в том, что ни одна из существующих дедуктивных теорий не имеет какой-то одной системы фундаментальных понятий и какой -то одной системы фундаментальных предпосы-лок; обычно имеются несколько равновозможных, то есть таких систем, из которых с одинаковой вероятностью можно правильно вывести все теоремы. . . . Данный факт очень важен, так как он по-казывает, что сами по себе не существуют ни неопределяемые понятия, ни недемонстрируемые предпосылки; они являются таковыми только относительно определенного принятого порядка, и прекращают (по крайней мере частично) быть таковыми , если принимается другой порядок. Это уничтожает традиционную концепцию фундаментальных идей и фундаментальных истин, фунда-

ментальных в абсолютном и существенном смысле этого термина. (120) LOUIS COUTURAT

В этом направлении мы не стремимся к окончательности, ибо она, очевидно, недостижима. Всё, что мы можем сказать – процитировать одного ведущего аналитика: «данная точность достаточна для текущего момента». (23) E.T. BELL

В математике именно новые способы рассмотрения старых предметов кажутся наиболее обиль-ными источниками перспективных открытий. (23) E.T. BELL

Первое покажет нам то, что изменения языка достаточно для того, чтобы обнаружить обобще-ния, доселе остававшиеся вне подозрений. (417) H. POINCARÉ

В итоге всё, что ученый на самом деле создает – это язык, которым он это возвещает. (417) H. POINCARÉ

Эта длинная дискуссия приводит нас к конечному выводу, что конкретные факты природы – это события, которые проявляют определенную структуру в своих взаимных отношениях и собственном определенном характере. Задача науки – выразить эти отношения между их характером в терминах взаимных структурных отношений между событиями, характеризуемыми таким образом. (573) A.N. WHITEHEAD

Мы прекращаем искать сходства; и в первую очередь посвящаем себя различиям, и среди этих различий мы сначала выбираем наиболее подчеркнутые, не только потому, что они являются наибо-лее явными, но и потому, что они оказываются наиболее поучительными. (417) H. POINCARÉ

Материалистическая теория обладает всей завершенностью средневекового мышления, у кото-рого был полный ответ на все, будь то на небе, в аду или в природе. И она очень изящна – со своим мгновенным настоящим, своим исчезнувшим прошлым, своим несуществующим будущим и своей инертной материей. Эта изящность весьма средневекова, и мало соответствует жестоким фактам. (573) A.N. WHITEHEAD

Наличие аналогий между основными чертами различных теорий подразумевает существование общей теории, которая лежит в основе частных теорий и объединяет их в отношении этих основных черт.2* E.H. MOORE

не-аристотелевы системы и общую семантику - student2.ru

1 Во избежание путаницы, имена авторов цитат оставлены в оригинальном их написании – прим. О.М.

2 * Введение в форму Общего анализа. Издательство Йельского университета

По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected] 1

не-аристотелевы системы и общую семантику - student2.ru

Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXIV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org

не-аристотелевы системы и общую семантику - student2.ru

Одного только авторитета человека или одного только авторитета факта самого по себе недоста-точно. Вселенная в том виде, как она нам известна, является совместным проявлением наблюдателя и наблюдаемого; и каждый процесс открытия в естественной науке или других отраслях человече-ского знания обретает наилучшую свою форму, когда находится в соответствии с этим фундамен-

тальным принципом. (82) R. D. CARMICHAEL

Очевидно, что если мы примем эту точку зрения на концепции, а именно, что должное опреде-ление концепции дается не в терминах ее свойств, а в терминах реальных действий , то нам не при-дется бороться с опасностью столкнуться с необходимостью пересматривать наши суждения отно-

сительно природы. (55) P.W. BRIDGMAN

Утверждение о том, что факты непознаваемы – это оправдание своего личного невежества. Не-вежество, однако, может и не быть пороком. Оно им становится только тогда, когда индивидуум по-зволяет себе начать его оправдывать, то есть маскировать его, что в результате блокирует его спо-собность пользоваться разумом, который бы в противном случае вполне мог бы разрешить постав-

ленную перед ним задачу. (241) SMITH ELY JELLIFFE

Символ A не соответствует ничему такому, что было бы нам знакомо в обычной жизни. Ребенку буква A показалась бы ужасно абстрактной; поэтому мы вместе с ней даем ему какую-нибудь знако-мую концепцию . «A – это Арбуз, полосатый снаружи и красный внутри». Это преодолевает труд-ность, которая у него сразу возникает; но он не сможет продолжать серьезный прогресс, если у него вокруг букв будут скакать и вертеться Арбузы, Бананы и Волки. Буквы абстрактны , и рано или поздно он должен это осознать. В физике мы уже выросли из рамок арбузно-банановых определений фундаментальных символов. И в ответ на вопрос о том, что же такое на самом деле электрон, мы можем только ответить: «Это часть азбуки физики». (149) A.S. EDDINGTON

Ни одна из ранее существовавших систем мышления не создала надлежащим образом работаю-щей гипотезы, объясняющей, почему тому или иному человеку необходимо «подняться на три шага, или же страдать от запоров», «или принимать таблетки по три штуки за раз», или другие аналогич-ные симптомы, которые будут возникать у читателя, и которые в поразительном изобилии обнару-живаются во всех патологических случаях, будь то истерия, навязчивый невроз, фобия, шизофрения или еще что-то подобное. (241) SMITH ELY JELLIFFE

Тем временем Соня . . . продолжил: «...которые начинались с буквы П, вроде порошка, пара, памяти и порожнего – знаете как говорят, что вы переливаете из пустого в порожнее... Вы когда-нибудь видели как наливают из пустого в порожнее?»

«Ну, вот теперь вы меня спрашиваете», – сказала Алиса, она была явно в затруднении. – «Я не думаю...»

«Раз вы не можете думать, то и сказать вам нечего», – сказал Шляпник.3** ЛЬЮИС КЭРРОЛ

4.1212 То, что можно показать, нельзя высказать. (590) L. WITTGENSTEIN

не-аристотелевы системы и общую семантику - student2.ru

3 ** Алиса в стране Чудес, (пер. Старилов).

2 По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected]

не-аристотелевы системы и общую семантику - student2.ru

Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXIV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org

не-аристотелевы системы и общую семантику - student2.ru

ЧАСТЬ VII

Наши рекомендации