Экспрессивность ( Выразительность)
Логичность.
· Аргументированность
· Последовательность
· Доказательность
Правильная речь должна соответствовать законам логики:
· Закон тождества – Предмет мысли в рамках одного высказывания должен оставаться неизменным.
· Закон противоречия – Не могут быть одновременно истинными два
высказывания: одно из которых утверждает что-
либо, а другое отрицает то же самое.
· Закон исключенного третьего - Из двух противоречивых высказываний
( утв. или отриц. то же) одно должно быть ложно, другое истинно, третьего не дано.
· Закон достаточного основания – Истинность суждения должна быть обоснованна доказанными ранее суждениями.
Ошибки:
а) Сопоставление несопоставимого. У Морозки…
б) Смешение конкретного и абстрактного (Сейчас мы расскажем погоду.)
в) Различение тождественного (Михаил бредил…)
г) Мнимое противопоставление ( Меня зовут Галя, но…)
д) Расширение или сужение понятия (…и прочитали отрывок из его тв-ва)
е) Скрещение понятий ( Прогулка несопоставима с удовольствием)
ж) Установление или образование несуществующих связей. (Больше всего на свете я люблю…)
2. Информативность. Речь должна быть немногословной, но ёмкой.
Ошибки:
а) Недостаток информации (Детей – на плечи, флаги – в руки…
Сдается квартира с ребенком.)
б) Переизбыток информации:
· Многословие (притяжат и возвр. местоимения)
Перед своей смертью…
· Пустословие (Ляпалиссиада) До женитьбы…
· Плеоназм (смысловое излишество) толпа людей
· Тавтология (использ. однокоренных слов) гость в гостях
Неизбежная тавтология крыть крышу
Скрытая тавтология первый дебютный
Точность и ясность.
· Двусмысленность, связанная с неправильным использованием местоимений. (Они кормили его мясом своих собак.)
· Двусмысленность, связанная с недостатком информации.( Женщине присудили 50% мужа.)
· Двусмысленность, связанная с неправильным построением предложения. (Стены украшают плакаты и флажки. Троллейбус обогнал гоночный автомобиль. Санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения.)
· Двусмысленность, связанная с использованием многозначных слов и омонимов. (Продаются крылья для старого москвича. За год учебы мы поьеряли 6 студентов. На 1 оператора падает 51 корова.)
Пути преодоления:
1. Вставить слово.
2. Изменить активную конструкцию на пассивную
3. Использовать однокоренные синонимы.
Чистота речи.
1) Просторечие можно использовать:
· В художественных произведениях (Характерологическая функция)
· Для соблюдения интеллектуального паритета (т.е. можно говорить, но соблюдать нормы)
· Языковая игра (Берут специально посторечные выражения, чтобы подчеркнуть характер ситуации.)
· В переводческой деятельности. ( Ругань и мат можно переводить просторечием)
· В публицистике для оценивания идейных противников
· Функция эпотажа – эпотирование (Если на этом языке говорит народ, то и поэт (божественный человек) может использовать просторечие для написания произведений)
2) Слэнг и жаргон ( пофессионализм, уголовники, бомжи, молодежь)
3) Диалекты – речь той или иной местности.
4) Профессионализмы – тоже засоряют речь
5) Окказионализмы – слова придуманные послать оказию, к случаю. В письменной речи почти всегда являются ошибкой. ( Осторожно – сосули!...Лилипут лолипоп невытанцовывается прозаседавшиеся)
6) Канцелярит – использование в разговорной речи слов из официально – делового стиля. ( Благоустроенный зеленый массив, в апреле месяце, 5 рублей денег, одна тысяча девятьсот, на берегу водоема…)
7) Речевые штампы и клише
Штампы – это утратившие образность устойчивые выражения, использование которых свидетельствует о недостатке языкового вкуса. (красной нитью проходит, сторожилы не припомнят, смерть вырвала его из наших рядов)
Клише – это просто устойчивое сочетание, не несущее в себе яркой образности и оценочности суждения и служащий экономии языка.
8) Слова – паразиты и хезитация (отражает паузы)
Маркирует плохой уровень культуры речи. Это дает время подумать. Образованный человек в это время молчит
Слова – паразиты используют тогда, когда не могут подобрать нужное слово.
(типа, чисто конкретно, в натуре…)
Хар – ка умной речи: умение держать паузу, молчать, темп речи
Экспрессивность ( Выразительность)
Коннотация – созначение или дополнительное значение ( теща рябина..)
Виды коннотации:
1) оценочность – скрытое в слове либо-,+ оценка предмета. Создается интонацией, специальными конструкциями, фразеологическими оборотами, исп.афиксов, прамым и переносным значением слов, иронией . Дурак – дураком, тьма - тьмущая
2) Образность (языковая, авторская)
3) Собственная экспрессивность ( есть – жрать – хавать)
На фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом уровнях.
4) Эмоциональность – не лингвистич., а психолингвистическая
категория. (Интонация, междометия, опр. Суф и аффиксы, переносн. Значение