Какие очки выберет Лебедь?
Вы когда-нибудь видели президента Ельцина в очках? А между тем врачи уже довольно давно прописали Борису Николаевичу это нехитрое приспособление для улучшения зрения. И во время легендарной "работы с документами" он надевает очки.
Более того, имиджмейкеры главы государства советовали ему появляться в очках и на людях, но Борис Николаевич остался непреклонен: "Народ привык ко мне без очков, понимаешь..."
Казалось бы, какая маленькая деталь, а вы только полюбуйтесь, насколько она изменила внешность крутого генерала Лебедя. Интеллигент, да и только! Похоже, политики даже не догадываются, каких мелких штрихов не хватает им для завершения их образа. Читайте статью "В политике главное — загривок" на странице репортера ("МК").
Упражнение 11
Найдите среди приведенных ниже текстовых фрагментов примеры следующих типов монтажа регистровых блоков:
а) репродуктивно-повествовательный (действия субъекта) + репродуктив-
но-описательный (воспринимаемое субъектом пространство);
б) репродуктивный (восприятие субъекта) + информативный (объяснение,
интерпретация, комментарий этого восприятия);
в) информативный (сообщение об отдельном факте) + генеритивный (подве
дение этого факта под общее правило);
г) генеритивный (общая сентенция) + информативный (ее иллюстрация);
-д) волюнтивный (побуждение к действию или не-действию) + информатив
ный, репродуктивный или генеритивный (обоснование побуждения);
е) реактивный (оценочная реакция) + информативный, репродуктивный или
генеритивный (обоснование реакции).
Обратите внимание на те случаи, где регистровая граница проходит внутри
Предложения!
1. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается (Л.). 2. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман Кремнистый путь блестит; Ночь тиха (Л.). 3. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал обглодками, которые едва можно было держать в пальцах) (Пущ.). 4. Максим вздохнул и поднялся. Они вышли в коридор. Коридор был длинный, грязно-голубой, справа и слева тянулись ряды закрытых дверей (Стр.). 5. Тихо, откуда-то снизу, постучали по системе водяного отопления. Секундант обращал внимание Данилова на то, что до поединка осталось два часа (Орл.). 6. Потом он увидел следы на песке. Это были следы босых ног. Кто-то спустился с обрыва и ушел в реку. Кто-то с большими широкими ступнями, тяжелый, косолапый, неуклюжий — несомненно, гуманоид, но на ногах у него было по шесть пальцев (Стр.). 7. Прежде чем спуститься по обрыву к реке, Максим оглянулся. Позади топорщилась, распрямляясь, примятая им трава, чернели на фоне неба корявые деревья и светился маленький кружок раскрытого люка (Стр.). 8. [Писатель Александр Кривицкий предупреждал меня:] "Никогда не подписывайте коллективные письма.
ПО
После них начинаются массовые расстрелы" (Бор.). 9. Есть даже у любви свои законы. Пасьянс судеб, о — неисповедим. Еще вчера мы были незнакомы, еще вчера мы были незнакомы, А ныне знать друг друга не хотим (Виш.). 10. Спокойно, человечество, я здесь (Виш.). 11. [Софья: Двое убиты... двое... Иван:] Что значит двое? Это слабые, истощенные безработицей люди, их можно убивать щелчками в лоб (М. Г.). 12. Вы, дорогой мой, должны помочь мне в этих случаях; вы, я знаю, все можете. У вас великолепная голова (М. Г.). 13. Мать — враг смерти. Вот почему вы хотите помочь мне спасти сына (М. Г.). 14. Ах, господи, у нас так скучно! Ходят одни полицейские, притворяются военными (М. Г.). 15. Не суждено, чтобы сильный с сильным Соединились бы в мире сем. Так разминулись Зигфрид с Брунгильдой, Брачное дело решив мечом (Цв.) 16. Покамест упивайтесь ею, Сей легкой жизнию, друзья! Ее ничтожность разумею И мало к ней привязан я (П.).
Упражнение 12*
Проведите четырехступенчатый анализ текста стихотворения Н. С. Гумилева "Основатели".
1. Укажите типовые значения и состав моделей предложений.
2. Определите регистровую принадлежность предложений, особое внимание
обратите на разные типы моделей волюнтивного регистра.
3. Охарактеризуйте выбор и комбинацию языковых средств, составляющие
тактику текста. Проследите, как разворачивается сюжет, где его завязка и
развязка; разворачивается ли он в действии или в слове.
4. Выскажите свои предположения о стратегии автора.
Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: "Здесь будет город". "Город как солнце", — ответил Рем. Ромул сказал: "Волей созвездий Мы обрели наш древний почет". Рем отвечал: "Что было прежде, Надо забыть, глянем вперед". "Здесь будет цирк, — промолвил Ромул, — Здесь будет дом наш, открытый всем". "Но надо поставить поближе к дому Могильные склепы", — ответил Рем.
Упражнение 13*
Проведите четырехступенчатый анализ текста стихотворения Н. А. Некрасова "Утро".
1. Укажите типовые значения и состав моделей предложений.
2. Определите регистровую принадлежность предложений.
3. Охарактеризуйте выбор и комбинацию языковых средств, составляющие
тактику текста.
4. Выскажите свои предположения о стратегии автора.
Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю — здесь не страдать мудрено. С окружающей нас нищетою Здесь природа сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые, сонные галки, Что сидят на вершине стога;
Эта кляча с крестьянином пьяным, Через силу бегущая вскачь В даль, сокрытую синим туманом, Это мутное небо... Хоть плачь!
Но не краше и город богатый: Те же тучи по небу бегут; Жутко нервам — железной лопатой Там теперь мостовую скребут.
Начинается всюду работа; Возвестили пожар с каланчи; На позорную площадь кого-то Провезли — там уж ждут палачи.
Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наемной карете Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! Из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит... Кто-то умер: на красной подушке Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит — попался! Гонят стадо гусей на убой; Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел — кто-то покончил с собой.
Упражнение 14*
Прочитайте:
а) стихотворение И. Ф. Анненского "Идеал" и
б) комментарий к нему Г. В. Иванова.
Сравните синтаксические структуры, использованные в стихотворении и комментарии. С помощью каких лексико-грамматических средств в стихотворении создается образ субъекта? Передается окружающая обстановка? Какую роль в композиции стихотворения играют распространенные номинативные предложения первого четверостишия? Инфинитивная конструкция второго четверостишия?
а) Тупые звуки вспышек газа Над мертвой яркостью голов, И скуки черная зараза От покидаемых столов, |
И там, среди зеленолицых, Тоску привычки затая, Решать на выцветших страницах Постылый ребус бытия.
б) Это библиотечная зала, посетители которой уже редеют в сумеречный час, когда зажигаются, тупо вспыхивая, газовые лампы, между тем как самые прилежные ревнители и ремесленники "Идеала" трудолюбиво остаются за своими столами. Простой смысл этого стихотворения, разгадка его ребуса (а ребус он потому, что вся жизнь — "постылый ребус") — публичная библиотека... — новая загадка, прозреваемая в разгаданном, — загадка разорванности идеала и воплощения и невозможности найти смысл (суть) вещей в самих вещах, ... в одних только отражениях духа, ... в пыльных фолиантах...
Упражнение 15
Рассмотрите соотношение содержания текста и выражающих его синтаксических средств на примере приводимых ниже статей о птицах из "Иллюстрированной энциклопедии животных". Каково стандартное содержание статьи? Что общего во всех этих отрывках с точки зрения смысловой организации текста? Модели каких типовых значений оказываются востребованными? С помощью каких разных моделей выражаются в этих статьях одинаковые типовые значения? Составьте таблицу:
Использованные модели |
Тема сообщения (компонент статьи)
Место семейства или вида в классификации животных
Внешний вид
1. Семейство фламинго, или краснокрылых, относится к уже известному нам отряду голенастых. Оно включает в себя в общей сложности 3 рода с 6 видами. Это замечательные и исключитель-
но своеобразные птицы. Обыкновенный фламинго, или красный гусь, гнездится частично в Южной Европе, однако более широко распространен в районе Средиземного моря, в Средней Азии, Казахстане, в Северной и Центральной Африке. Длина тела фламинго доходит до 130 см. Как и для других видов семейства, для обыкновенного фламинго характерны очень длинные и тонкие ноги и необычайно длинная шея. Молодые фламинго покрыты грязным беловатым пухом, у взрослых птиц оперение белое с розовым оттенком. Крылья до половины пурпурно-алые, концы черные. Живут они массовыми колониями на берегах рек, морей и солончаковых озер, мелководных и тихих. Гнезда строят на мелководье из ила и глины в виде усеченного конуса, высотой в полметра с углублением наверху. Обычно в гнезде бывает два яйца. У фламинго очень своеобразный клюв, устроенный как цедильный аппарат, через который процеживается вода и ил, но 'задерживаются мелкие животные, идущие в пищу.
2. Гуси, лебеди и казарки образуют подсемейство гусиных в
семействе пластинчатоклювых, которое входит в отряд гусеобраз
ных. Оба европейских вида лебедей превышают в длину 1,5 м,
основная окраска оперения белая. Основание черного клюва ле
бедя-кликуна имеет лимонный цвет. Клюв лебедя-шипуна у
основания черный, в остальной части оранжево-красный, имеет
характерную шишку. Лебедь-кликун гнездится преимущественно
в северных областях Сибири — иногда даже южнее границ тайги.
Зимует в Африке, в Иордании и в Турции. Шипун встречается
крайне редко от Балтийского побережья до Дальнего Востока.
Часто разводится в парках. Раз в год высиживает около шести
молодых. Зиму проводит в Средиземноморском районе. Оба вида
кормятся преимущественно водными растениями, а также водны
ми животными.
3. К ястребиным относятся и змееяды, пищу которых состав
ляют пресмыкающиеся и земноводные. Обыкновенный змееяд,
или крачун, крупней двух предыдущих видов (длина — до 70 см).
У этой птицы выделяется большая голова, в которой есть что-то
совиное. Брюшная сторона тела белая, с редкими бурыми пятна
ми, радужина ярко-желтая. Гнездится обыкновенный змееяд в
Южной и Восточной Европе, почти по всей теплой Азии. Дер
жится в пустынных местах, в старых лесах и среди скал. Кормит
ся преимущественно змеями, не пренебрегая и ядовитыми, при
случае поедает также ящериц, лягушек и земноводных. На зиму
откочевывает к югу — в Тропическую Африку или Южную Ара
вию. Гнезда строит на деревьях, в кладке 1—2 яйца.
Упражнение 16*
Разделите тексты на четыре тематические группы:
а) портрет;
б) описание предмета;
в) пейзаж;
г) интерьер.
Укажите, какой регистр составляет основу этих текстов.
Найдите в них глагольные и безглагольные предложения. Охарактеризуйте их
типовые значения. Определите рематическую доминанту каждого типа текстов.
£^> Образец
Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке темная родинка: ее лицо меня поразило своею выразительностью (Л.) — портрет; модели качественно-характеризующие с именными предикатами; субъект — личный или комплексный (ср. У нее темная родинка на правой щеке); одно из предложений авторизованное (лицо поразило меня); рематическая доминанта качественная.
1. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сло
жен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять
лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову
назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукою, ибо
правой опирается на костыль (Л.).
2. Лицо его было бы красиво, если бы не какая-то одутлова
тость и мягкие, нестарческие крупные морщины, сливавшие и
увеличивавшие черты и дававшие всему лицу общее выражение
несвежести и грубости. Глаза у него были небольшие, карие,
чрезвычайно бойкие, даже наглые; усы очень густые, но не ши
рокие, и обкусанные; а подбородок и особенно скулы покрыты
были чрезвычайно крепкой, частой и черной двухдневной боро
дой (Л. Т.).
3. Обширный кабинет был убран со всевозможною роскошью;
около стен стояли шкафы с книгами и под каждым бронзовый
бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит
был зеленым сукном и устлан коврами (П.).
4. В кабинете Ивана Максимовича стоял граммофон — вещь
по тому времени редкая. Граммофон этот был дорогой, загранич
ный, не похожий на те сравнительно дешевые рыночные граммо
фоны с размалеванной широкой трубой, напоминающей ка
кой-то фантастически увеличенный цветок вроде петунии. Труба
граммофона Ивана Максимовича была длинная, узкая, никели
рованная и держалась на специальной, довольно сложной под
ставке, а сам ящик был из красного дерева, и на нем виднелась
марка всемирно известной граммофонной фирмы "Голос моего
хозяина" с изображением легавой собаки, заглядывающей в трубу
граммофона, думая, что там сидит ее хозяин. Иногда Иван Мак-
симович педантично заводил свой граммофон, и тогда квартира наполнялась звуками шаляпинского баса,, собиновского тенора или цыганским, удалым голосом знаменитой Вяльцевой (Кат.).
5. В повозке <...> сзади, на узлах и вьюках, покрытых попон
кой, сидел пехотный офицер в летней шинели. Офицер был, сколь
ко можно было заключить о нем в сидячем положении, невысок
ростом, но чрезвычайно широк, и не столько от плеча до плеча,
сколько от груди до спины; он был широк и плотен, шея и заты
лок были у него очень развиты и напружены, так называемой та
лии — перехвата в середине туловища — у него не было, но и
живота тоже не было, напротив — он был скорее худ, особенно в
лице, покрытом нездоровым желтоватым загаром (Л. Т.).
6. Когда мне было двенадцать лет, отец, к моему восторгу, не
ожиданно извлек на свет божий коротковолновый приемник.
Приемник назывался "Филипс" и мог принимать радиостанции
всего мира — от Копенгагена до Сурабайи. <...> По меркам того
времени, "Филипс" этот был вполне портативным — уютная ко
ричневая вещь 25x35 см, с желтой шкалой и с похожим на коша
чий глаз абсолютно завораживающим зеленым глазом индикатора
настройки. Было в нем, если я правильно помню, всего шесть
ламп, а в качестве антенны хватало полуметра простой проволо
ки. <...> Это был прочный аппарат (Бр.).
7. Пол кабинета был затянут сукном, но не солдатским, а биль
ярдным, а поверх его лежал вишневый, в вершок толщины ко
вер. Колоссальный диван с подушками и турецкий кальян возле
него. На дворе был день в центре Москвы, но ни один луч, ни
один звук не проникал в кабинет снаружи через окно, наглухо за
навешенное в три слоя портьерами. Здесь была вечная мудрая
ночь, здесь пахло кожей, сигарой, духами. Нагретый воздух лас
кал лицо и руки.
На стене, затянутой тисненным золотом сафьяном, висел большой фотографический портрет человека с артистической шевелюрой, прищуренными глазами, подкрученными усами и с лорнетом в руках (Булг.).
8. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля (Тютч.).
9. В горнице было тепло, сухо и опрятно; новый золотистый
образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой ска
тертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, за
нимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стоя
ло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся
отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами —
разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом (Бун.).
10. Шлях вел в пустые вечерние поля. Всюду было холмисто,
но просторно, далеко видно. Слева от меня лежала речная низ
менность, за ней слегка поднимались к горизонту тоже пустые
поля, там только что село солнце, горел закат. Справа краснел
против него правильный ряд белых одинаковых хат точно вымер
шей деревни, и я с тоской смотрел то на закат, то на них (Бун.).
Упражнение 17*
1. Прежде чем перейти к разбору фрагмента из романа М. Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени", ответьте на следующие вопросы:
а) Какой регистр составляет основу текста "портрет"? Какими могут быть
выходы в другие регистры?
б) Какие глаголы будут преобладать в этом тексте — акциональные или неак-
циональные? В каких видо-временных функциях — аористивной, имперфек
тивной, перфективной?
в) Какие глагольные и безглагольные модели вы ожидаете встретить в тексте
"портрет"?
г) Через какие языковые средства может проявляться позиция автора?
2. Чтобы проверить свою интуицию и получить дополнительные наблюде
ния, проанализируйте текст.
а) Отметьте, как проявляет себя автор, где он выступает как соприсутствующий наблюдатель, где — как обобщающий, рассуждающий субъект, где — как непосредственный собеседник читателя. Подчеркните глаголы-авториза-торы. Отметьте, где автор для более полной характеристики героя прибегает к сравнениям, апеллирует к своему опыту, стандартам и обычаям социума. Когда и каким образом происходит переход от репродуктивного регистра к информативному?
б) Найдите прилагательные и отадъективные слова, называющие внешние,
наблюдаемые признаки и внутренние, интеллектуально-эмоциональные. Как
устанавливается связь между внутренним миром портретируемого и его про
явлениями во внешности и в поведении? Какие глаголы используются для
этого? В каком направлении: от внешнего к внутреннему или от внутренне
го к внешнему — развивается авторская мысль?
в) Найдите в тексте неакциональные глаголы. Укажите, какие из них имеют
в русском языке еще и акциональное значение. Приведите примеры предло
жений, где те же глагольные лексемы выступали бы в акдиональном значе
нии.
г) Когда в тексте появляются акциональные глаголы совершенного вида? В
моделях какого регистра они использованы?
д) С помощью каких моделей выражается типовое значение "лицо и его
качество"? Какие оттенки этого значения передаются моделями разной
структуры?
Теперь я должен нарисовать его портрет. Он был среднего ро-, ста; стройный тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение...; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак скрытности характера. <...> Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность, белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором только по долгом наблюдении можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос; зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это при-
знак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был так равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским.
Упражнение 18*
Выделите разными цветами предложения, сообщающие:
а) о действиях персонажей;
б) о восприятиях персонажами окружающей действительности;
в) о переживаниях и размышлениях персонажей.
Сопоставьте предложения этих трех групп: состав моделей, типовое значение, регистр, видо-временные формы предикатов.
Укажите средства, с помощью которых в некоторых предложениях соединяются разные ипостаси субъекта — действующий, воспринимающий, переживающий и размышляющий.
1. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада, подобрал на дороге свое пальто и не спеша побрел домой (Ч.). 2 ...Ему не хотелось спать, было душно и в комнате пахло краской; он надел пальто и вышел. На дворе было прохладно, уже брезжил рассвет и в сыром воздухе ясно обозначались все пять корпусов с их длинными трубами, бараки и склады (Ч.). 3. Когда в первом часу, после счетов, Лаптев вышел на свежий воздух, то чувствовал себя под обаянием этих цифр. Ночь была тихая, лунная, душная; белые стены замоскворецких домов, тишина и черные стены производили впечатление какой-то крепости и недоставало только часового с ружьем. Лаптев пошел в садик и сел на скамью около забора, отделявшего от соседнего двора, где тоже был садик. Цвела черемуха (Ч.). 4. Он постоял на крыльце, пошел по двору... И ночь какая-то странная. Широкий, пустой, светло освещенный луной двор. Напротив са-
рая, крытые старой окаменевшей соломой, — скотный двор, каретный сарай, конюшни. За их крышами, на северном небосклоне, медленно расходятся таинственные ночные облака — снеговые мертвые горы (Бун.). 5. В магазине было светло, и его потянуло на этот свет из темного переулка с его холодной и точно сальной мостовой. Он вошел, поклонился хозяйке и прошел в еще пустую, слабо освещенную комнату, прилегавшую к магазину, где белели накрытые бумагой столики (Бун.). 6. Вечерело, воздух был тепел, зеленели черные деревья на бульварах, всюду было много народа... Одиноко человеку, прожившему и погубившему свою жизнь, в весенний вечер в чужом людном городе! — Казимир Станиславович пешком прошел весь Тверской бульвар, снова увидел вдали чугунную фигуру задумавшегося Пушкина, золотые и сиреневые главы Страстного монастыря (Бун.).
Упражнение 19*
Проанализируйте в приведенных ниже фрагментах из повести А. П. Чехова "Дуэль" отдельные предложения и отрезки текста, посвященные описанию "зверьков". Сравните их по уровню обобщения, регистровым характеристикам, использованным синтаксическим моделям, семантике и видо-времен-ной характеристике предикатов.
1. Бывают, знаешь, зверьки, не больше крысы, на вид краси
венькие, но в высочайшей степени, скажу я тебе, подлые и без
нравственные. Идет такой зверек, положим, по лесу, увидал
птичку, поймал и съел. Идет дальше и видит в траве гнездышко с
яйцами; жрать ему уже не хочется, сыт, но все-таки раскусывает
яйцо, а другие вышвыривает из гнезда лапкой. Потом встречает
лягушку и давай с ней играть. Замучил лягушку, идет и облизы
вается, а навстречу ему жук. Он жука лапкой... И все он портит и
разрушает на своем пути... Залезает и в чужие норы, разрывает
зря муравейники, раскусывает улиток... Встретится крыса — он с
ней в драку; увидит змейку или мышонка — задушить надо. И
так целый день. Ну скажи, для чего такой зверь нужен? Зачем он
создан?
2. Я не знаю, про какого зверька ты говоришь, — сказал фон
Корен, — вероятно, про какого-нибудь из насекомоядных. Ну,
что же? Птица попалась ему, потому что неосторожна; он разру
шил гнездо с яйцами, потому что птица не искусна, дурно сдела
ла гнездо и не сумела замаскировать его. У лягушки, вероятно,
какой-нибудь изъян в цветовой окраске, иначе бы он не увидел
ее, и так далее. Твой зверь сокрушает только слабых, неискусных,
неосторожных, одним словом, имеющих недостатки, которые
природа не находит нужным передавать в потомство. Остаются в
живых только более ловкие, осторожные, сильные и развитые.
Таким образом, твой зверек, сам того не подозревая, служит великим целям усовершенствования.
3. Между насекомоядными попадаются очень интересные
субъекты. Например, крот. Про него говорят, что он полезен, так
как истребляет вредных насекомых. Рассказывают, что будто ка
кой-то немец прислал императору Вильгельму I шубу из крото
вых шкурок и будто император приказал сделать ему выговор за
то, что он истребил такое множество полезных животных. А
между тем крот в жестокости нисколько не уступит твоему зверь
ку и к тому же очень вреден, так как страшно портит луга.
4. — У крота сильная грудная клетка, как у летучей мыши, —
продолжал он, запирая шкатулку, — страшно развитые кости и
мышцы, необыкновенное вооружение рта. Если бы он имел раз
меры слона, то был бы всесокрушающим, непобедимым живот
ным. Интересно, когда два крота встречаются под землей, то они
оба, точно сговорившись, начинают рыть площадку; эта площад
ка нужна им для того, чтобы удобнее было сражаться. Сделав ее,
они вступают в жестокий бой и дерутся до тех пор, пока не падет
слабейший.
Упражнение 20*
Во всех данных ниже текстах повествуется о действиях личных субъектов, но действующие субъекты замаскированы, "замещены" тем или иным образом.
1. Определите, какими средствами создается обезличивающий, расчеловечи-
вающий эффект. Каким эстетическим задачам он служит? Во фрагментах 5 и
6 обратите внимание на игру неопределенно-личными, "безличными" и омо
нимичными им формами.
2. Найдите аналогичные примеры в русской художественной литературе.
1. Я не понимал, для чего и чем живут все эти шестьдесят
пять тысяч людей. Я знал, что Кимры добывают себе пропитание
сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса — пор
товый город, но что такое наш город и что он делает, — я не
знал. Большая Дворянская и еще две улицы почище жили на го
товые капиталы и на жалованье, получаемое чиновниками из
казны; но чем жили остальные восемь улиц, которые тянулись
параллельно версты на три и исчезали за холмом, — все это для
меня было всегда непостижимою загадкой (Ч.).
2. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул
на воздух рукава и обнимал парчовую кофту, за ним высунулся
дворянский с гербовыми пуговицами, с отъеденным воротником,
белые казимированные панталоны с пятнами, которые когда-то
натягивались на ноги Ивана Никифоровича и которые можно те
перь натянуть разве на его пальцы. За ними скоро повисли дру
гие в виде буквы Л. <...>
Наконец, одно к одному, выставилась шпага, походившая на шпиц, торчавший в воздухе. Потом завертелись фалды чего-то похожего на кафтан травяно-зеленого цвета, с медными пуговицами, величиною с пятак. Из-за фалд выглянул жилет, обложенный золотым позументом, с большим вырезом напереди. Жилет скоро закрыла старая юбка покойной бабушки, с карманами, в которые можно было положить по арбузу (Гог.).
3. И такие же точно там возвышались дома, и такие же серые
прохоцили там токи людские, и такой же стоял там зелено-жел
тый туман. Сосредоточенно побежали там лица; тротуары шепта
лись и шаркали; растирались калошами: плыл торжественно обы
вательский нос. Носы протекали во множестве: орлиные, утиные,
петушиные, зеленоватые, белые; протекало здесь и отсутствие
всякого носа. Здесь текли одиночки, и пары, и тройки-четверки;
и за котелком котелок: котелки, перья, фуражки; фуражки, фу
ражки, перья; треуголка, цилиндр, фуражка; платочек, зонтик,
перо (Бел.).
4. Страшный бас протодиакона Серебрякова рычал где-то в
гуще. Риза, безголовая, безрукая, горбом витала над толпой, за
тем утонула в толпе, потом вынесло наверх один рукав ватной
рясы, другой. Взмахивали клетчатые платки, свивались в жгуты.
<...> Из боковых заколонных пространств, с хор, со ступени на
ступень, плечо к плечу, ни повернуться, ни шелохнуться, тащило
к даерям, вертело. Коричневые с толстыми икрами скоморохи
неизвестного века неслись, приплясывая и наигрывая на дудках,
на старых фресках на стенах. Через все проходы, в шорохе, гуле,
несло полузадушенную, опьяненную углекислотой, дымом и ла
даном толпу. <...> Через главный выход напором перло и выпи
хивало толпу, вертело, бросало, роняли шапки, гудели, крести
лись. Через второй боковой, где мгновенно выдавили два стекла,
вылетел, серебряный с золотом, крестный, задавленный и оша
левший, ход с хором (Булг.).
5. Но вечером, на площадке третьего этажа Александра Ивано
вича схватили какие-то руки и толкали к перилам, явно пытаясь
столкнуть — туда, вниз. Александр Иванович отбился, чиркнул
спичкою, и ... на лестнице не было никого: ни сбегающих, ни
восходящих шагов. Было пусто.
Наконец в последнее время по ночам Александр Иванович слышал нечеловеческий крик... с лестницы: Ъ;ак вскрикнет!.. Вскрикнет, и более не кричит.
Но жильцы, как вскрикнет, — не слышали. Только раз слышал он на улице этот крик — там, у Медного Всадника: точь-в-точь так кричало. Но то был автомобиль, освещенный рефлекторами. Только раз иногда коротавший с ним ночи безра-
ботный Степан слышал как... крикнуло. На все приставания к нему Александра Ивановича лишь угрюмо сказал:
"Это вас они ищут..." Кто о н и, на это Степка — молчок (Бел.).
6. Николай Алоллонович пошел навстречу прохожему, выжидательно вглядываясь; и увидел котелок, трость, пальто, бороденку и нос; все то проходило, не обратило никакого внимания (только слышался шаг да билось разрывчато сердце); на в с е то Николай Аполлонович обернулся и глядел за собой в грязноватый туман — туда, куда стремительно проходили: котелок, трость и уши... (Бел.)
Упражнение 21*
Проанализируйте зависимость семантических и грамматических характеристик глагольных предикатов в репродуктивном тексте от точки зрения наблюдателя на примере фрагментов из романа А. Белого "Петербург":
а) сенатор Аблеухов едет на службу в карете по городу, погруженному в
туман;
б) сенатор Аблеухов возвращается домой по ночному Петербургу, освещен
ному фонарями.
Охарактеризуйте позицию наблюдателя: динамика/статика, ограниченное/неограниченное поле зрения, условия наблюдения.
В первом отрывке объясните употребление подчеркнутых видо-временных форм. Во втором — объясните, как в связи с позицией наблюдателя понимаются подчеркнутые глаголы: в значении динамическом (изменение цвета — ср. Осенью деревья желтеют) или статическом (Вдали чернел лес).
а) — "Гей, гей..." Это покрикивал кучер... И карета разбрызгивала во все стороны грязь. Там, где взвесилась только одна туманная сырость, матово намечался сперва, потом с неба на землю спустился — грязноватый, черновато-серый Исакий; намечал-ся и вовсе наметился конный памятник Императора Николая... у подножия из тумана высунулся и в туман обратно ушел косматою шапкою николаевский гренадер.
Мокрый скользкий проспект пересекся мокрым проспектом под прямым, девяностоградусным углом; в точке пересечения линий стал городовой...
б) Через минугу, однако, Аполлон Аполлонович совершенно оправился, помолодел, побелел: крепко он тряхнул Морковкину руку и пошел, как палка прямой, в грязноватую, осеннюю муть, напоминая профилем мумию фараона Рамзеса Второго.
Ночь чернела, синела и лиловела, переходя в красноватые фонарные пятна, точно в пятна огненной сыпи. Высились подворотни, стены, заборы, дворы и подъезды — и от них исходили всевозможные лепеты и всевозможные вздохи...
<...> У! Как было сыро, как мозгло, как ночь синела и лиловела, переходя болезненно в ярко-красную сыпь фонарей, как из этой синей лиловости под круги фонарей выбегал Аполлон Аполлоно-вич и опять убегал из-под красного круга в лиловость!
Упражнение 22*
Проанализируйте употребление форм предикатов в текстах.
1. Подчеркните разными цветами предложения с предикатами в форме про
шедшего, настоящего, будущего времени. Определите, актуальные или неак
туальные временные значения они выражают. Какому регистру преимущест
венно принадлежат эти тексты?
2. Определите аспектуальную и функционально-синтаксическую характери
стику предикатов (форма совершенного или несовершенного вида; аористив,
перфектив, имперфектив). Обладают ли этими характеристиками неглаголь
ные предикаты?
3. Выражают ли видо-временные формы предикатов соотнесенность с мо
ментом речи или их содержание состоит в обеспечении таксисной и перцеп
тивной соотнесенности изображаемых событий (ориентации относительно
темпоральных линий Т2 и Тз)? Как они передают характер совершения дей
ствия, позицию наблюдателя?
1. Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет с силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед: И сил уже бежать ей нет.
Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: "Здесь мой кум: Погрейся у него немножко.1" И в сени прямо он идет И на порог ее кладет.
Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит?... за столом Сидят чудовища кругом:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.
Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеется — все хохочут; Нахмурит брови — все молчат; Так, он хозяин, это ясно. И Тане уж не так ужасно, И любопытная теперь Немного растворила дверь... Вдруг ветер дунул, загашая Огонь светильников ночных; Смутилась шайка домовых; Онегин, взорами сверкая, Из-за стола гремя встает; Все встали; он к дверям идет.
И страшно ей; и торопливо Татьяна силится бежать: Нельзя никак; нетерпеливо Метаясь, хочет закричать: Не может; дверь толкнул Евгений: И взорам адских привидений Явилась дева; ярый смех Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, . Усы, кровавы языки, Рога и пальцы костяные, Все указует на нее, И все кричат: мое! мое!
Мое! — сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незванных гостей бранит;
Татьяна чугь жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась... (П.)
2. Погнал я на выпас коров от колхоза. А уж дело под осень. Вдруг — здорово живешь! Не званы не прошены — шасть двое волков! Здоровущих!.. И прямо, веришь ли, на крайнюю корову. А она стельная была. Как они ее хватанули!.. Рвут и волочат. Ну, гляжу, пропала скотина. Кнут сдернул с себя да как щелкну им. Аж один сразу отскочил. А я — на другого и сам кричу. Смекаешь? И волков пугаю, и народ зову на подмогу. Двойная польза, учти это. Не то что я со страху это голосил... Теперь этот, который свалился, в сторону отполз и норовит на меня. Я его как огрею кнутом, да с подтягом еще. Концом-то захлестнул ногу, так он кубарем от меня. А этот, матерый, сейчас меня за руку — цоп!.. Вот за это место. Только я ему кнутовище в зубы ткнул и держу поперек глотки. Он, значит, пасть защелкнуть и не может. Задними лапами мне только стеганку всю в лоскутья разодрал. Да руку вот малость повредил. А сам на меня дышит так смрадно. Душно мне стало. Я чуть памяти не лишился. Хорошо еще, я ему в роткнутовище засунул. Он и сам дохнуть уже не может. Ну, а 126
дальше я уже и помнить вроде перестал. После, гляжу, уже дедушка Разумеев тут, и председатель Прохор Евсеевич, и еще народ. И меня на ноги обратно становят. Они с займища сено возили и услышали. Говорят, я цельных десять минут с волком-то возился. Так и упустил. Ушел, окаянный... (Кае.)
Упражнение23*
Сравните два фрагмента из повести А. П. Чехова "Степь" по плану.
1. Тема.
2. Образ воспринимающего субъекта (конкретный или обобщенный; наблю
дающий, эмоционально переживающий, размышляющий; статическая или
динамическая точка зрения и т. д.).
3. Преобладающий регистр текста и вкрапления в него других регистров.
4. Синтаксические модели, статические и динамические.
5. Типы и видо-временная характеристика предикатов.
В процессе выполнения задания:
а) найдите предложения, представляющие разные типы восприятия (зритель
ное, слуховое, обонятельное, осязательное), разделите их на две группы —
авторизованные и неавторизованные. Найдите предложения, представляю
щие оценки восприятий или размышления над ними;
б) укажите слова и конструкции, свидетельствующие о присутствии наблюда
ющего, эмоционально переживающего, размышляющего субъекта;
в) найдите предложения с неназванным субъектом, определите их структур
но-семантический тип.
1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчи-ков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток,
испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же — небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.
2. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвис-тыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного "а-а!", и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: "сплю! сплю! сплю!", а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в их крике много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.
Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие 128
фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.
А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное "а-а!" и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а.от ласки его кружится голова.
Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатства ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!
Упражнение 24
Подчеркните разными цветами отрезки текста, представляющие регистровые вариации:
а) наглядно-примерную;
б) потенциально-обобщенную;
в) генеритивно-волюнтивную.
1. Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в
степи, тихая, со стенами, горячими от зноя,- без единой тени и,
похоже, без людей. Поезд уже ушел, покинув вас здесь, и шум
его слышится чуть-чуть и замирает наконец... Около станции пу
стынно и нет других лошадей, кроме ваших. Вы садитесь в коля
ску — это так приятно после вагона — и катите по степной доро
ге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет
под Москвой, громадные, бесконечные, очаровательные своим
однообразием (Ч.).
2. — Этак, раза два в неделю, вечером, скачут тридцать пять
тысяч курьеров' и объявляют, что завтра княгиня, то есть вы, бу
дете в приюте. Это значит, что завтра нужно бросать больных,
одеваться и ехать на парад. Хорошо, приезжаю. Старухи во всем
чистом и новом уже выстроены в ряд и ждут. Около них ходит
отставная гарнизонная крыса — смотритель со своей сладенькой,
ябеднической улыбочкой. Старухи зевают и переглядываются, но
роптать боятся. Ждем. Скачет младший управляющий. Через пол
часа после него старший управляющий, потом главноуправляю
щий конторой экономии, потом еще кто-нибудь и еще кто-ни
будь... скачут без конца! У всех таинственные, торжественные
лица. Ждем, ждем, переминаемся с ноги на ногу, посматриваем
на часы — все это в гробовом молчании, потому что все мы не
навидим друг друга и на ножах. Проходит час, другой, и вот, на
конец, показывается вдали коляска и... и...
Доктор залился тонким смехом и выговорил тоненьким голоском:
— Вы выходите из коляски, и старые ведьмы по команде гарнизонной крысы начинают петь: "Коль славен наш господь в Сионе, не может изъяснить язык..." Недурно? (Ч.)
3. [Медведенко:] Позвольте вас спросить, доктор, какой город
за границей вам больше понравился?
[Дорн:] Генуя.
[Треплев:] Почему Генуя?
[Дорн:] Там превосходная уличная толпа. Когда вечером выходишь из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа, вроде той, которую когда-то в вашей пьесе играла Нина Заречная (Ч.).
4. Ему нужна пустыня, лунная ночь: кругом в палатках и под
открытым небом спят его голодные и больные, замученные тяже
лыми переходами казаки, проводники, носильщики, доктор, свя
щенник, и не спит только один он и чувствует себя царем пусты-
130
ни и хозяином этих людей. Он идет, идет, идет куда-то, люди его стонут и мрут один за другим, а он идет и идет, и в конце концов погибает сам и все-таки остается деспотом и царем пустыни, так как крест у его могилы виден караванам за тридцать-сорок миль и царит над пустыней (Ч.).
5. Первое, что я помню и люблю по воспоминаниям, это —
необыкновенную доверчивость, с какою она вошла в мой дом,
лечилась у докторов и которая всегда светилась на ее личике.
Бывало, сидит где-нибудь в сторонке с подвязанной щекой и не
пременно смотрит на что-нибудь со вниманием; видит ли она в
это время, как я пишу и перелистываю книги, или как хлопочет
жена, или как кухарка в кухне чистит картофель, или как играет
собака, у нее всегда неизменно глаза выражали одно и то же, а
именно: "Все, что делается на этом свете, все прекрасно и умно".
Она была любопытна и очень любила говорить со мной. Бывало
сидит за столом против меня, следит за моими движениями и за
дает вопросы. Ей интересно знать, что я читаю, что делаю в уни
верситете, не боюсь ли трупов, куда деваю свое жалованье (Ч.).
6. "— Да ты, говорю, не отвиливай, дура, ты скажи: венчалась
ты с ним в церкви или нет?" — "Венчалась, говорит, но я тебя
люблю и буду жить с тобой до самой смерти. Пускай люди сме
ются... Я без внимания..." — "— Ты, говорю, богомольная и чи
тала писание, что там написано?"
—- За мужа выдана, с мужем и жить должна, — сказал Дюдя. — Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться (Ч.).
7. Да и вообще не всем пословицам, милый друг-человек, до
веряйся. Народ-то их иной раз придумывал больше для утешения
своего и от обиды, а не ради настоящей правды. Мало ли какие
пословицы есть! Вот, например: "Стыд не дым, глаза не выест".
Срамотища это, а не пословица. Дескать, плюнь на совесть, лов
чись. <...> Вот, например, говорят: "Много будешь знать — скоро
состаришься". Это просто подлая поговорка, чтобы людей запу
гать и оставить неучами. А ты запомни наоборот: много будешь
знать — никогда не состаришься. <...> Или вот еще вбивали нам
в голову робкие: "Лучшее — враг хорошего". Тоже чепуха. Луч
шее — не враг, а друг хорошему, потому что зовет его стать пре
красным. Понятно? И добивайся всегда лучшего, не довольствуй
ся более или менее хорошим (Кае).
8. Городок Б. очень повеселел, когда начал в нем стоять ***
кавалерийский полк. А до того времени было в нем страх скучно.
Когда, бывало, проезжаешь его и взглянешь на низенькие мазан
ные домики, которые смотрят на улицу до невероятности кисло,
то... невозможно выразить, что делается тогда на сердце: тоска такая, как будто бы или проигрался, или отпустил некстати какую-нибудь глупость, одним словом: не хорошо (Гог.).
9. В России страсть к азартной карточной игре достигла небывалых до той поры масштабов при Екатерине II. <...> Проникла эта неистребимая страсть и в толщу народных масс, что не мог не отразить русский национальный фольклор. Вот лишь некоторые пословицы из знаменитого сборника Владимира Даля: "Трусы в карты не играют", "Риск — благородное дело", "Стоит выиграть, чтоб не бояться проиграть". В случае неудачи игроки утешались другими пословицами: "Проиграл, не украл — сам дома остался", "Хоть выиграл ноги — есть на чем бежать".
И все же наш совет вам, уважаемые читатели, в серьезной карточной игре руководствоваться другими жемчужинами народной мудрости: "Играть играй, да дело знай", "Люби, не влюбляйся; пей, не напивайся; играй, не отыгрывайся" ("К. и.").
Содержание
Введение.................................................................................................................. 3
Условные сокращения....................................................................................... 4
Глава I. Введение в коммуникативную грамматику....................................... 6
Глава П. Синтаксис — организующий центр грамматики ... 23
Глава III. Модели предложений в системно-коммуникативном
аспекте................................................................................................. 46
Глава IV. От монопредикативносги — к полипредикативности . 77
Глава V. Коммуникативная структура текста............................................. 99