Раздел 2. Интегративные функции ЦНС
Тема 1.Врожденныеформы поведения. Лимбическая система и поведение.
Характеристика мотивационного поведения. Классификация мотиваций.
Нервные механизмы мотивационного поведения. Элементы лимбической системы.
Роль гипоталамуса в формировании мотиваций: центральные рецепторы, эрго- и трофотропные функции гипоталамуса.
Роль новой коры в формировании мотиваций.
Физиология эмоций. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Значение эмоций для организации поведения.
Тема 2.Основы физиологии коры головного мозга
Новая кора: деление на доли, слои, колонки.
Метод ЭЭГ, ритмы ЭЭГ во время бодрствования и сна.
Физиология сна, стадии физиологического сна, теории сна.
Физиология памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.
Физиология речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека. Центры Брока и Вернике.
Тема 3.Приобретенные формы поведения
Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Понятие условного рефлекса. История открытия условных рефлексов. Значение работ И.П.Павлова и его последователей в создании учения об условных рефлексах и физиологии ВНД.
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.
Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов по критериям: соотношения природы условного и безусловного раздражителей (натуральные и искусственные); биологической значимости безусловного раздражителя (пищевые, оборонительные и др.); вида рецепторов, возбуждаемых условным раздражителем (звуковые, световые и т.д.); отношения условного раздражителя к первой или второй сигнальным системам; сложности условного рефлекса (рефлексы 1, 2, 3 и т.д. порядков); характера изменения деятельности организма (положительные, отрицательные); соотношения времени действия условного и безусловного раздражителей (наличные, запаздывающие, следовые).
Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.
Торможение в ВНД, его виды: безусловное (запредельное и внешнее), условное (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения. Современное представление о механизмах торможения в ВНД. Значение торможения условных рефлексов для организиции приспособительной деятельности человека.
Понятие типа ВНД (по И.П. Павлову). Классификация и характеристика типов ВНД. Роль типов ВНД и других индивидуально-типологических характеристик человека в реализации приспособительной деятельности.
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
- уровень раскрытия темы;
- структурированность материала;
- информативность;
- наглядность;
- дизайн
в) описание шкалы оценивания: «0-5» баллов.
Презентация считается зачтенной в случае, если студент набрал 3 балла.
Выполнение критериев 1,2,3 - является обязательным. Каждый критерий оценивается в 1 балл. В критериях 4, 5 допустимы недочеты.
Зачет.
Зачет является формой промежуточного контроля знаний и одной из составных частей общей оценки знаний по дисциплине.
а) Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Что изучает физиология ВНД, ее междисциплинарный характер.
2. Методология, методы и методики исследования физиологии ВНД.
3. Основные принципы и понятия физиологии ВНД.
4. Принцип рефлекторной деятельности.
5. Диалектико-материалистическая концепция отражения как методологический принцип.
6. Принцип системной организации мозга в учениях А.А. Ухтомского, П.К. Анохина, А.Р. Лурия.
7. Организм как живая функциональная система (П.К. Анохин). «Результат» как полезно-приспособительный и системообразующий фактор.
8. Понятие рефлекса. Виды рефлексов. Особенности безусловных (врожденная память) и условных (приобретенная память) рефлексов.
9. Особенности организации безусловных рефлексов. Драйв-рефлекс.
10. Закономерности условнорефлекторной деятельности. Общие принципы условных рефлексов.
11. Механизмы образования условного рефлекса: функциональные основы замыкания временной связи.
12. Торможение как функция мозга и виды условнорефлекторного торможения.
13. Основные нервные процессы и их роль в осуществлении высшей нервной деятельности.
14. Поведение как фактор эволюции. Классификация форм поведения.
15. Генотип и его влияние на высшую нервную деятельность.
16. Доминанта, ее свойства и соотношение с условным рефлексом.
17. Потребность как фактор организации поведения.
18. Виды мотивации и их роль в организации поведения.
19. Эмоциональный мозг. Современное понимание сущности эмоций. Эмоции и мотивации.
20. Эмоциональный стресс. Развитие неврозов.
21. Астенический невроз. Причины возникновения, особенности ВНД и профилактика астенического невроза.
22. Неврозы навязчивых состояний. Причины возникновения, особенности ВНД и профилактика неврозов навязчивых состояний.
23. Истерический невроз. Причины возникновения, особенности ВНД и профилактика истерического невроза.
24. Концепции пространственной ориентации, физиологические механизмы.
25. Значение суточных (циркадных) и сезонных ритмов поведения.
26. Движение. Механизмы управления.
27. Модулирующая система мозга.
28. Локализация функций в коре большого мозга. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций.
29. Программирование поведения. Участие ассоциативных систем мозга в организации движений.
30. Понятие функционального состояния и его взаимодействия с уровнем бодрствования.
31. Межполушарная асимметрия функций мозга.
32. Речь и мышление как речевая форма отражения действительности.
33. Функции сознания и неосозноваемое.
34. Структура сна человека, сновидения. Гипноз и внушение.
35. Органы чувств. Понятие, особенности строения. Общие свойства рецепторов.
36. Общие свойства и классификация сенсорных систем.
37. Сенсорная система зрения. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.
38. Сенсорная система слуха. Проводящие пути, центры, функциональные особенности.
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
- правильность, полнота и грамотность построения ответов на вопросы;
- умение оперировать специальными терминами;
- использование при ответе дополнительного материала;
- умение иллюстрировать теоретические положения практическими материалами.
в) описание шкалы оценивания:
оценивание проводится по 5-тибалльной шкале.