О структурном дифференциале 2 страница
Если задать вопрос: Что представляют собой характеристики события? Мы обнаружим, что они даются только наукой и на каждый момент представляют собой наивысшие, наиболее на-дежные и проверенные абстракции, которые были произведены «Ивановым».
Теория и практика показали, что эти моменты, демонстрируемые вышеупомянутыми струк-турными диаграммами, обладают критическим семантическим значением, так как без их ис-пользования практически невозможно натренировать себя или других и добиться психофизио-логического пере-обучения. По этой причине были изготовлены диаграммы для использования дома и в школе, отдельно, в упрощенном виде, показанном на Рис .5. Эта структурная диаграм-ма называется «антропометр», или «структурный дифференциал», поскольку он иллюстрирует фундаментальное структурное отличие между миром и так называемым окружением животно-го и человека. Если мы живем в очень сложном мире людей , но наши с.р, вследствие неверной оценки,приспособлены только к более простому животному миру,в котором нет,как минимум,созданных людьми усложнений, то адаптация и психическое здоровье людей становится невоз-можной. Наши с.р тогда вынуждены следовать более простым животным образцам, которые для человека патологичны.Весь человеческий опыт,научный и прочий,показывает,что мы всееще копируем животных в своих нервных реакциях, пытаясь приспособиться к выдуманному простому миру с животной структурой, в то время как на самом деле мы живем в мире с очень сложной человеческой структурой, которая очень сильно отличается. Естественно, при таких условиях, которые, в конце концов, порождают бред, адаптация человека становится не-возможной, что приводит к ложным оценкам, анималистическим с.р и общему состоянию пси-хического нездоровья.
Каждый, кто проработает данный анализ с помощью Дифференциала, ясно обнаружит, что большинство трудностей человека, вполне предотвратимых и излечимых, включая «умствен-ные» или семантические расстройства, происходит вследствие этой фатальной структурной ошибки, связанной с ложной оценкой из-за отождествления или отсутствия различения.
Структурные Дифференциалы производятся двух видов: (1) печатный свиток, похожий на рулон с картой, для вывешивания на стену или на доску; (2) наглядное пособие с отсоединяю-щимися ярлыками. Поскольку главной проблемой является обучение и пере-обучение семан-тических психофизиологических реакций в направлении неотождествления,наглядная форманаиболее эффективна, так как в ней есть свободно свисающие нити, отделяемые ярлыки. , кото-рые задействуют больше нервных центров при обучении. Последний я опишу поподробнее.
По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected] 25
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
26 По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected]
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
Событие в этом наглядном пособии изображается параболой (Е), которая «обломана» по верх-нему краю, что означает ее бесконечное продолжение в эту сторону. Диск (Oh) символизирует человеческий объект; диск (Oa) представляет объект животный. Ярлык (L) показывает более высокую абстракцию, которая называется «названием» (смысл которого дается его определени-ем). Нити (An) в пособии представлены свисающими веревочками, к которым привязаны ко-лышки. Они обозначают процесс абстрагирования. Свободно свисающие нити (Bn) обозначают наиболее важные характеристики, которые были опущены, проигнорированы или забыты при абстрагировании. К Структурным дифференциалам прилагается набор ярлыков, которые при-соединены к колышкам. Они подвешиваются в ряд один за другим, а последний можно прикре-пить одним длинным колышком к событию, для обозначения того, что характеристики события представляют собой наивысшие абстракции, которые мы произвели на каждый данный момент.
Объективный уровень – это не слова, и его невозможно достичь одними лишь словами. На не-го можно только показывать пальцем, сохраняя безмолвие, иначе мы никогда не достигнем этого уровня. Наши личные чувства также не являются словами,и относятся к объективномууровню.
Всю эту теорию целиком можно продемонстрировать на Структурном дифференциале , с помощью по-детски простой операции , когда учитель показывает пальцем на событие, потом на объект, говоря при этом: «Это не есть это», и настаивая при этом на том, чтобы ученик, со сво-ей стороны, молчал. Далее можно показать пальцем на объект и на ярлык, снова произнося «Это не есть это», и настаивая на молчании на объективном уровне; затем показать на первый и второй ярлык, снова произнося «Это не есть это», .
На более сложном языке можно было бы сказать, что объект не является событием, что яр-лык не является несловесным объектом, и что утверждение об утверждении не является «тем же самым» утверждением, ни на каком уровне. Мы видим и нас заставляют визуализировать Ā-систему, основанную на отказе от отождествляющего «есть», который с необходимостью вводит различение порядков абстракций.
Это маленькое словцо «есть» – нечто весьма особенное, и, возможно, именно оно ответст-венно за многие семантические трудности человека. Если верить антропологам, оно встречается лишь у немногих примитивных народов. У большинства народов его нет, и оно им и не нужно, потому что все их с.р и языки практически основаны на буквальном отождествлении1, и во-влекают его во всё. При переходе от примитивной стадии человеческого общества к современ-ной слегка более высокой, которую можно назвать инфантильной стадией, или инфантильным периодом, слишком грубое отождествление стало невозможным. Были созданы языки, осно-ванные на слегка модифицированном или ограниченном отождествлении, и, ради гибкости, отождествляющее «есть» было введено в явном виде. Несмотря на то, что в структурном ана-лизе языков в общем и целом было проделано крайне мало работы, особенно в отношении язы-ков примитивных народов, нам известно, что в индо -европейских языках глагол «быть», среди прочих, используется как вспомогательный глагол, а также применяется для демонстрации про-тиворечащего фактам отождествления. При наличии примитивного преобладания отсутствия осознанности абстрагирования и примитивной веры в магию слов, с.р были таковы, что слова отождествлялись с объективными уровнями. Возможно, вполне было бы обоснованно сказать, что примитивная «психология» требовала такого фундаментального отождествления. Тождест-венность можно определить как «абсолютную одинаковость во всех отношениях», которая, в мире постоянно меняющихся процессов и человеческом мире неопределенного числа порядков абстракций, представляется структурной невозможностью. Тождественность, соответственно, представляется как примитивное «сверх-эмоциональное» обобщение подобия, равенства, экви-валентности, равносильности. , и, ни при каких условиях, она не может в действительности представляться как «абсолютная одинаковость во всех отношениях». Как только мы указали на структурно бредовый характер тождественности, возникает необходимость исключить подоб-ные бредовые факторы из нашего языка и с.р ради психического здоровья. С появлением «ци-вилизации» использование этого слова расширилось, притом, что некоторые из примитивных коннотаций и психо-логических семантических последствий были сохранены. Если мы вообще
По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected] 27
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
должны использовать глагол «есть», а избежать этого крайне трудно, ввиду того, что этот вспомогательный глагол является основой современных языков, то нам нужно проявить осо-бенную осторожность в том, чтобы не использовать его как способ отождествления.
В 1933 году мы обладаем значительным объемом знаний о примитивных народах. Антропо-логи собрали гигантское количество фактических описаний, в отношении которых они практи-чески все согласны, однако в интерпретации этих фактов школы антропологии очень сильно расходятся. Грубо говоря, британская школа пытается толковать эти факты с точки зрения при-писывания примитивным народам ущербной «психологии» и «логики» белого человека. Фран-цузская и польская школы избегают этих необоснованных тенденций, и пытаются реконструи-ровать оригинальные примитивные «психологии» и «логики», которые могут быть причиной развития или недоразвитости примитивных народов. На данный момент все школы принимают существующие эл «психологии» и двузначную А «логику» как стандартную, нормальную и, возможно, даже окончательную дисциплину для взрослой человеческой цивилизации. Ни одна школа не подозревает, что А стадия развития цивилизации, как представляется, строится в ог-ромной мере на слегка улучшенных примитивных отождествлениях, которые дают нам лишь инфантильный период развития человека.Они не подозревают,что будущее Ā общество можетотличаться от современного A общества так же сильно, как последнее отличается от примитив-ного.
В своей работе я предпочитаю следовать путем французской и польской школ антрополо-гии, поскольку мне кажется, что эти школы более свободны от семантического отождествления
и аристотелианства, чем все прочие.
В 1933 году, предполагаю, можно безо всякого сомнения сказать, что если бы мы захотели выбрать одну семантическую характеристику для объяснения примитивного состояния инди-видуумов и их общества, то, без особой вероятности сделать ошибку, ее можно найти в виде отождествления,понимаемого в более общем смысле,как это описано в данной работе.Наданный момент практически несомненно то, что различные физико-химические факторы, ок-ружение, климат, качество пищи, коллоидальное поведение, эндокринные выделения. , являют-ся фундаментальными факторами, которые обуславливают потенциал, а также поведение орга-низма. Не менее определенным является то, что в конечном результате эти физико-химические факторы связаны с определенными типами с.р. Известно, что верно также и обратное; а именно, что с.р влияют на коллоидальное поведение, эндокринные выделения и метаболизм. Точная форма данной зависимости неизвестна, потому что было проведено слишком мало эксперимен-тов с участием людей. Данный анализ построен на семантической точке зрения, и его результа-ты, независимо от того, насколько перспективными они окажутся, ограничены данным кон-кретным аспектом.
Простой анализ показывает, что это отождествление является необходимым условием, ко-торое лежит в основе реакций животных, младенцев и примитивов. Если это обнаруживается у «цивилизованных» взрослых, то это, в равном отношении, означает наличие остатков более ранних периодов развития, и оно же непременно обнаруживается при анализе любого личного или общественного затруднения, которое невозможно привести к удовлетворительному реше-нию. Отождествление, в слегка модифицированном виде, представляет также само основание A-системы,и тех учреждений,которые построены на этой системе.
Математика предоставляет нам практически единственную лингвистическую систему, сво-бодную от патологических отождествлений, несмотря на то, что математики используют этот термин довольно слепо. Чем больше отождествление исключается из других наук, тем более применимыми становятся математическая функциональная семантика и методы, и тем большим становится прогресс данной науки.
Насколько нам известно в 1933 году, общая структура мира в доисторические времена не отличалась от той, которую мы обнаруживаем ныне. Мы не сомневаемся, что в дремучей древ-ности материалы также состояли из молекул, молекулы из атомов, а атомы – из электронов и протонов. , и из всего остального, что мы еще сможем рано или поздно открыть. Мы не сомне-ваемся, что у высших животных и людей имелось кровообращение, что витамины проявляли
28 По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected]
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
характеристики, подобные нынешним, что различные формы лучистой энергии влияли на кол-лоидальное поведение. , . , независимо от того, «знало» или «знает» об этом сегодня конкретное животное, примитивный человек или младенец.
Как насчет примитивных физических потребностей и желаний животного, примитивного человека и младенца? Кроме всех мистических и мифологических причин отождествления , са-ми структурные факты жизни делали отождествление необходимостью на данном уровне раз-вития. В отсутствие современного знания, то, что голодное животное, примитивный человек или младенец «хочет», «является» «объектом», скажем, под названием «яблоко». Он может дать «определение» этого « яблока» довольно хорошо в плане его формы, цвета, запаха, вкуса , . Но этого ли хочет данный организм? Очевидно, нет. В данный момент мы можем произвести неус-вояемое синтетическое яблоко, которое будет удовлетворять всем его окончательным объек-тивным определениям; и он сможет съесть не одно, а множество подобных «яблок», и в конце концов умереть с голода. Является ли обильная и приятная диета, в которой отсутствуют необ-наружимые и невидимые «витамины», достаточной для выживания? Опять же нет! Таким обра-зом мы ясно видим, что организму для выживания требуются физико-химические процессы, которые обнаруживаются не в «обычном объекте», а исключительно в «научном объекте», или в событии. Здесь мы обнаруживаем вековое и необходимое, на данном раннем уровне, отожде-ствление обычного объекта с научным объектом. Эта форма отождествления крайне распро-странена даже в 1933 году и она в большой степени несет ответственность за низкий уровень нашего развития, потому что, независимо от того, что мы «думаем» или чувствуем по поводу объекта, объект представляет собой только лишь абстракцию низкого порядка , только лишь общий символ для научного объекта,который остается единственно возможной потребностьюдля обеспечения выживания организма. Однако очевидно, что такое отождествление, будучи не соответствующим фактам, никогда не может быть полностью надежным. Если кто-то начинает воображать, что он имеет дело с «абсолютной реальностью», несмотря на то, что м.п реаль-ность представляет собой лишь тень, отбрасываемую научным объектом; то он, с приобретени-ем опыта, перестает доверять объекту и населяет свой мир бредовым мистицизмом и мифоло-гиями, которые для него объясняют тайны этой тени.
Поскольку любой организм представляет процесс абстрагирования на различных порядках, который, опять же, животное, примитивный человек или младенец не могут осознавать, они, с необходимостью, отождествляют различные порядки абстракций. Вследствие этого названия отождествляются с несловесными объектами, названия действий с несловесными самими дей-ствиями, названия чувств с несловесными самими чувствами, . Из-за смешивания описаний с суждениями, а описательных терминов со словами, относящимися к умозаключениям, данные «оценки», «мнения», «убеждения» и прочие с.р, которые в основном, если не целиком, пред-ставляют собой результат семантического построения суждений, проецируются на внешний мир с различной интенсивностью патологичности. Таким методом строятся пре-«логические» примитивные семантические настрои. Простые подобия оцениваются как тождественности, строятся примитивные силлогизмы типа: «олени быстро бегают, некоторые индейцы быстро бегают, некоторые индейцы – олени». Среди примитивных народов нередко обнаруживается тип «логики», основанный на заблуждении типа post hoc, ergo propter hoc (после этого и, следо-вательно, из-за этого), которое, очевидно, представляет собой отождествление порядкового описания с суждением. Использование «заряженных эпитетов», которые оказывают гигантское семантическое воздействие на примитивные и незрелые народы, и являются семантическим фактором во многих как примитивных, так и современных табу, также основаны на подобных смешанных порядках абстракций.
Отождествление – это одна из примитивных характеристик, которые не могут быть исклю-чены у животного или младенца, потому что у нас нет средств адекватного общения с ними. Его невозможно исключить у примитивных народов до тех пор, пока они будут сохранять свои языки и своё окружение. Отождествление крайне широко распространено среди нас самих, же-стко встроено в структуру унаследованных нами языков и систем. Для того, чтобы изменить такое примитивное состояние дел, нам требуются особые простые средства, такие, которые мо-
По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected] 29
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
жет предложить Ā-система , для того, чтобы эффективно бороться с этой серьезной угрозой на-шим с.р. Ни в коем случае не следует забывать о том, что отождествление практически никогда не представляет опасности в животном мире, поскольку природа в естественном состоянии не строит ловушек для животных, а устранение тех, кто не способен выживать, происходит крайне жестко. Однако для человека на примитивной стадии это опасно, поскольку оно мешает прими-тивному человеку становиться более цивилизованным, однако в примитивных условиях жизни эти опасности не столь актуальны. Оно становится очень опасным для младенца только в том случае, если о нем никто не заботится, и для современного белого человека в условиях весьма развитой промышленной системы, которая оказывает воздействие на все области его жизни, когда его с.р остаются неизменными в сравнении с теми, что были многие века назад, и все еще находятся на инфантильном уровне.
Представленная Ā- система не только основывается на полном отказе от отождествляющего «есть», но также и на том, что каждый важный термин, который тут вводится, а также Струк-турный дифференциал , направлены на исключение этих животных, примитивных и младенче-ских пережитков в нас самих.
Так, примитивное «мышление» не различает отношения в достаточной степени; для проти-водействия этому я ввожу Структурный дифференциал. Примитив отождествляет; я ввожу систему, основанную на полном и бескомпромиссном отказе от отождествляющего «есть». Примитивный человек уделяет большую часть внимания тому, что доставляется ему посредст-вом зрения и слуха; я ввожу Структурный дифференциал, который демонстрирует глазам рас-слоение человеческих знаний, что представляет глазам словесный отказ от отождествляющего «есть». Когда мы отождествляем, мы не различаем. Когда мы различаем, мы не можем отожде-ствлять; для этого и служит Структурный дифференциал.
Используемые термины также олицетворяют подобные процессы. Как только у нас появля-ется порядок, мы начинаем различать и получаем порядки абстракций. Начав абстрагировать, мы исключаем «всеобщность», семантическое основание отождествления. Начав абстрагиро-вать, мы абстрагируем на различные порядки, и мы получаем порядок, исключая причудливые бесконечности. Начав различать, мы превращаем различение в отказ от отождествления . Начав разделять объективный и словесный уровни, мы учимся «безмолвию» на несловесном объек-тивном уровне, и тем самым вводим исключительно полезный приём нейрологической «за-держки» – задействуя кору мозга для выполнения ее естественной функции. Начав разделять объективный и словесный уровни, мы превращаем структуру в единственную связь между дву-мя мирами. Это приводит к поиску подобий в структуре и отношениях, что вводит чувство общности , и индивидуум становится существом социальным. Начав различать, мы отделяем описания и суждения. Начав различать, мы рассматриваем описания отдельно, и тем самым приходим к наблюдению фактов, и только на основании описания фактов мы строим гипотезы в виде суждений, . Наконец, осознанность абстрагирования вводит общее и постоянное различе-ние между порядками абстракций, вводит это упорядочивание, и тем самым расслоения, и на-всегда отменяет примитивные или инфантильные отождествления. Семантический переход от примитивного человека или из инфантильного состояния во взрослый период становится се-мантическим окончательным фактом . Следует отметить, что эти результаты достигаются изна-чальным применением примитивных средств, использованием простейших терминов, таких как «это не есть это», и прямым обращением к рецепторам примитивного человека – глазам и ушам.
Исключение отождествляющего «есть» представляется серьезной задачей, поскольку А-система и «логика», которые управляют нашей жизнью, и влияние которых было лишь частич-но устранено из науки, представляют собой весьма научную формулировку ограниченного примитивного отождествления. Так, следуя А дисциплинам, мы обычно предполагаем, что отождествляющее «есть» является фундаментальным для «законов мышления», которые были сформулированы следующим образом:
1) Закон тождественности: то, что есть – есть.
2) Закон о противоречии: ничто не может одновременно быть и не быть.
30 По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected]
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
3) Закон исключенного среднего: всё должно либо быть, либо не быть.
По причине недостатка места невозможно пересмотреть эту «логику» и сформулировать Ā, ∞-значную, нон-элементалистскую семантику, которая была бы структурно подобной этому миру и нашей нервной системе; но следует упомянуть, даже здесь, что «закон о тождественно-сти» никогда не может быть применен к процессам. «Закон об исключенном среднем», или «исключенном третьем», как его иногда называют, который придает двузначный характер А «логике», утверждает как общий принцип нечто, что является лишь ограниченным случаем, вследствие чего он неудовлетворительный кандидат на роль общего принципа. Поскольку на объективных, несловесных уровнях мы имеем дело исключительно с абсолютными индивидуу-мами и индивидуальными ситуациями, в том смысле, что они не являются тождественными, все утверждения, которые, с необходимостью, представляют собой абстракции высшего порядка, должны рассматриваться только как вероятностные утверждения. Так, мы приходим к ∞-значной семантике вероятности, которая вводит неустранимый и общий принцип неопределен-ности.
Правда и то, что вышеприведенные «законы мышления » можно выразить и другими терми-нами, и это делалось, со множеством учёных толкований, однако фундаментально семантиче-ское состояние дел при этом не менялось.
С нон-эл точки зрения удобнее рассматривать A-систему на одной основе с [E]-системой; а именно, рассмотреть вышеприведенные «законы мышления» как постулаты, которые лежат в основе этой системы и выражают «законы мышления » конкретной эпохи и, вообще говоря, ро-да. Нам известны и другие системы, принадлежащие примитивным народам, которые построе-ны на иных «законах», в которых отождествление играет еще более интегральную роль в сис-теме. Представители таких народов вполне хорошо размышляют; их системы находятся в гар-монии с их постулатами, хотя они совершенно непонятны для тех, кто пытается применить к ним А постулаты. С этой точки зрения, нам не следует обсуждать, насколько «ложной» или «истинной» является А-система, следует просто сказать, что в различные эпохи различные по-стулаты могут представляться структурно более соответствующими нашему опыту и казаться более удобными для использования. Подобное отношение поможет не затормозить слишком сильно появление новых систем, которые заместят данную Ā-систему.
В данной системе «отождествление» представляется ярлыком для семантического процесса неадекватной оценки на несловесных уровнях, или для подобных «чувств», «импульсов», «склонностей», . Поскольку в человеческой жизни мы имеем дело с множеством порядков аб-стракций, можно сказать на языке порядков, что отождествление порождает или приводит в ре-зультате к перепутыванию порядков абстракций. Этот вывод может принимать различные фор-мы: одна из них – это отождествление научного объекта или события с обычным объектом, и это можно назвать невежеством, которое для человека патологично; другая – это отождествле-ние объективных уровней со словесными, это я называю «объектификацией»; третья – это ото-ждествление описаний с суждениями, что я называю замешательством между абстракциями высшего порядка. В последнем случае следует отметить, что суждения обычно связаны с более интенсивными семантическими компонентами, такими как «мнения», «убеждения», «желания». , чем описания. Эти суждения могут обладать определенным объективным, несловесным харак-тером и могут олицетворять, соответственно , семантическое состояние, которое не является словесным, и таким образом может возникать объектификация высшего порядка.
Когда мы вводим язык порядков, нам следует отметить, что при известных условиях мы имеем дело с упорядоченной естественной последовательностью; а именно, сначала идут собы-тия, потом объект ; сначала объект, потом ярлык; сначала описание, потом суждения, . Такой порядок выражает естественную важность, дает нам естественное основание для оценки и тем самым для нашей естественной человеческой с.р. Если мы отождествим два разных порядка, то это с необходимостью означает, что мы их одинаково оцениваем, а это всегда приводит к ошибкам, и в потенциале – к семантическим шокам. Поскольку в жизни мы имеем дело с уста-новленным естественным порядком ценностей, который можно для моих целей выразить в виде последовательности, в соответствии с понижением ценности: события или научные объекты,
По вопросам перевода обращайтесь к автору по адресу [email protected] 31
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье», Книга II, Глава XXV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org
обычные объекты, ярлыки, описания, суждения. , отождествление приводит к очень странной семантической ситуации.
Давайте предположим, что научно установленная ценность любого уровня может быть вы-ражена числом 100, а ценность следующего уровня числом 1. При наличии осознанности абст-рагирования мы не можем ни проигнорировать это, ни отождествить эти величины, ни забыть, что 100>1. Если же мы смешаем порядки абстракций, то это можно выразить как отождествле-ние величин, и у нас получится семантическое уравнение: (1) 100=100, или (2) 1=1, или любая другая величина, скажем, (3) 50=50.
Поскольку мы имеем дело с фундаментальным направленным неравенством, скажем, 100>1, и, под определенным семантическим давлением «желания», «стремления видеть всё таким, как хочется», невежества, отсутствия осознанности абстрагирования или «умственного» заболева-ния. , мы отождествляем эти две величины, порождая в первом и третьем случае пере-оценку с правой стороны, а во втором и третьем случае недо-оценку с левой стороны. Таким образом, на
семантическом уровне любое отождествление существенно отличающихся величин абстракцийразличного порядка проявляется в обращении естественного порядка оценки, с разной степенью интенсивности. При естественном порядке научной оценки было бы 100>1, и мы бы оценива-ли через отождествления типа 2=2, или 3=3. , 50=50. , 100=100, то мы бы приписали в два раза, в три раза, в пятьдесят или в сто раз. , большие бредовые величины правой стороне, и недооце-нили бы левую сторону, в сравнении с тем, что требует естественный порядок оценки. Природа на моем языке и в этой области проявляет асимметричные отношения типа «больше» или «меньше», которые недоступны для А-процедуры. Под влиянием аристотелианства , когда под влиянием отождествления мы приписываем природе бредовые величины, адаптация становится очень трудной, особенно в условиях современной сложной жизни.