Г л а в а i. предмет логики как науки

Щ ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

им. К.Г.Разумовского

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Будбаева С.П.

Система

дистанционного

обучения

ЛОГИКА

Учебно-практическое пособие

для студентов всех специальностей и всех форм обучения

г л а в а i. предмет логики как науки - student2.ru

Москва – 2012

В В Е Д Е Н И Е........................................................................................................................................................................ 4

Г л а в а I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ КАК НАУКИ.............................................................................................................. 6

1. МЫШЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЛОГИКИ........................................................................................................................ 6

2. Содержание и форма мышления............................................................................................................................. 8

3. Истинность и правильность мышления............................................................................................................. 12

Логический закон............................................................................................................................................................. 12

4. основные законы логики.......................................................................................................................................... 15

Г л а в а II. Понятие.......................................................................................................................................................... 27

1. Понятие как логическая форма мышления...................................................................................................... 27

2. содержание и объем понятия................................................................................................................................. 28

3. Виды понятий................................................................................................................................................................. 30

4. Отношения между понятиями............................................................................................................................... 32

5. Логические операции с понятиями..................................................................................................................... 35

Г л а в а III. Суждение.................................................................................................................................................... 49

1. суждение как форма мышления............................................................................................................................ 49

2. простые суждения. Логическая структура и виды....................................................................................... 50

3. сложные суждения: логическая структура и виды...................................................................................... 56

4. Отношения между суждениями............................................................................................................................ 63

Г л а в а IV. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................... 78

1. Умозаключение как форма мышления.............................................................................................................. 78

2. Дедуктивные умозаключения................................................................................................................................ 80

2.1. Непосредственные умозаключения.................................................................................................................... 81

2.2. Простой категорический силлогизм (ПКС).................................................................................................... 86

2.3. Энтимема.................................................................................................................................................................. 93

2.4. Дедуктивные умозаключения из сложных суждений.................................................................................... 96

3. Недедуктивные умозаключения........................................................................................................................ 101

3.1. Индуктивные умозаключения............................................................................................................................. 102

3.2. Умозаключения по аналогии.............................................................................................................................. 106

Г л а в а V. Логические основы аргументации................................................................................... 123

1. аргументативный процесс и его структура.................................................................................................. 123

2. Виды аргументативного процесса.................................................................................................................... 126

3. Правила аргументации. Ошибки в аргументации...................................................................................... 129


В В Е Д Е Н И Е

Формирующееся сегодня информационное общество требует несравненно более высокой, чем прежде, логической культуры, поскольку компьютер как ключевой элемент информатизации, является не чем иным, как логической машиной. Знание логической теории позволяет глубже уяснить основания и возможности формализации нашей мыслительной деятельности, с чем непосредственно связано будущее логических машин, информационных технологий. В этом состоит мировоззренческая значимость логической теории, не случайно она возникла в недрах философии.

Законы логики лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. В этом смысле логика общеизвестна. Однако, стихийно сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем - разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном – о человеческом мышлении – то, что кажется, на первый взгляд, необычным и без необходимости усложненным. К тому же ее основное содержание формулируется на особом, созданном специально для этих целей искусственном языке. Отсюда сложность: на привычное и устоявшееся нужно взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собою разумеющимся. Знакомство уже с первой темой курса покажет необоснованность чрезмерного оптимизма в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.

Цель курса логики в системе образования, наряду с вышеотмеченной мировоззренческой, состоит в том, чтобы полученные знания позволили: 1) лучше ориентироваться в функциях, выполняемых различными элементами разговорного и научного языка в различных коммуникативно-познавательных ситуациях; 2) использовать логические средства как инструменты убеждения и контроля за правильностью различных рассуждений; 3) быть чувствительным к логическим противоречиям, умышленным и непроизвольным погрешностям в рассуждениях, недозволенным приемам в дискуссиях и спорах; 4) овладеть навыками составления и логического анализа самых разнообразных текстов.

Овладение основами логики, как и математики, требует регулярности и систематичности в изучении материала. Невозможно, не уяснив предыдущего материала, переходить к следующим разделам. Тема «Умозаключение» окажется непостижимой, непонятной, если не усвоены темы «Понятие» и «Суждение», а тему «Суждение» можно понять только после темы «Понятие». При изучении курса логики необходимо также сочетание изучения теории с выполнением упражнений по каждой теме в ходе ее изучения. Только умение применять правила логики к конкретным суждениям, умозаключениям, рассуждениям может свидетельствовать о знании теории логики. Поэтому данное учебное пособие по каждой теме включает проверочные тесты и тренировочные задания в виде упражнений.

Предлагаемое учебно-практическое пособие представляет сжатое изложение общего курса логики, содержит его основные разделы и толковый словарь основных понятий логики, используемых в данном курсе. Символические средства, широко используемые современной логикой, сведены к минимуму. Особое внимание уделяется естественному языку и тем логическим ошибкам, которые возможны в нем при нарушении законов, правил логики. Данное учебное пособие может быть использовано как для ускоренной подготовки к экзамену (зачету) по логике, так и при систематических занятиях по ходу изучения.

При написании настоящего учебного пособия использованы некоторые примеры и упражнения из других учебных источников.

Г л а в а I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ КАК НАУКИ

Наши рекомендации